Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Правовой режим земель личного крестьянского хозяйства

Правовой режим земель личного крестьянского хозяйства

Правовой режим земель личного крестьянского хозяйства включает различные
средства формирования общего массива земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственного
производства этой формой хозяйствования. Так, ст.  5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» определяет, что для ведения личного крестьянского хозяйства используют земельные участки размером не более 2 гектаров, переданные физическим лицам в собственность или аренду. Граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2 гектаров, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных ст. 121 ЗК Украины для ведения личного крестьянского хозяйства.

Размер земельного участка личного крестьянского хозяйства может быть
увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) и ее наследования
членами личного крестьянского хозяйства, в соответствии с Законом Украины «О порядке
выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей
(паев) от 5 июня 2003

Земельные участки личного крестьянского хозяйства могут быть собственностью
одного лица, общей совместной собственностью супругов и общей долевой собственностью
членов личного крестьянского хозяйства. Членам личного крестьянского хозяйства земельные доли (паи) могут выделяться в натуре (на местности) единым массивом в общую долевую собственность и общую совместную собственность (супруги). 

В случае выхода из личного крестьянского хозяйства каждый его член
имеет право на выделение принадлежащего ему земельного участка в натуре (на местности).

Указом Президента Украины «О мерах по дальнейшему развитию садоводства
и огородничества» от 23 сентября 1999 № 1204 были определены первоочередные меры
государственной поддержки коллективного садоводства и огородничества, в частности:
формирование системы финансово-кредитной поддержки развития коллективного садоводства
и огородничества, предоставления налоговых и других льгот предприятиям, учреждениям,
организациям, выполняющим работы (предоставляют услуги) для садоводческих и огороднических
товариществ; обеспечение садоводов и огородников семенами и посадочным материалом
сельскохозяйственных культур, органическими и минеральными удобрениями, средствами
защиты растений, сельскохозяйственной техникой, садовым инвентарем, другим необходимым
оборудованием и т.

Граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности
имеют право приобретать бесплатно в собственность или на условиях аренды земельные
участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды. Земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых домов, хозяйственных сооружений.

В ст. 36 ЗК Украины определяется, что гражданам или их объединениям из земель государственной или коммунальной собственности могут предоставляться в аренду земельные участки для огородничества. На земельных участках, предоставленных для огородничества, закладка многолетних плодовых насаждений, а также сооружение капитальных зданий и сооружений не допускается. На земельных участках, предоставленных для огородничества, могут быть возведены временные постройки для хранения инвентаря и защиты от непогоды. По истечении срока аренды указанного земельного участка построенные временные постройки подлежат сносу собственниками этих сооружений за их счет. Статьей 34 ЗК Украины определено, что граждане могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут создавать на землях, находящихся в собственности государства или территориальной громады, общественные сенокосы и пастбища.

Добрососедство является залогом поддержания жизнедеятельности личных
крестьянских хозяйств. Землевладельцы и землепользователи должны выбирать способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т.д.). Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие). Собственники и землепользователи земельных участков обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т.п.).

Члены личных крестьянских хозяйств как землевладельцы уплачивают земельный налог — обязательный
платеж за пользование земельными участками, находящимися в собственности граждан. Объектом платы за землю является определенная земельный участок, находящийся в частной собственности. Статья 6 Закона Украины «О плате за землю» в редакции от 19 сентября 1996 определяет ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий в процентах от их денежной оценки в таких размерах: для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1; для многолетних насаждений — 0,03. Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты.
 

Освобождаются от уплаты земельного налога члены личных крестьянских
хозяйств, имеющих статус лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы,
участников боевых действий, участников войны, ветеранов труда, инвалидов, многодетные
семьи. В ст. С Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16 декабря 1993 установлено, что одинокие граждане пожилого возраста, имеющие в собственности жилой дом, освобождаются полностью или частично от уплаты земельного налога или арендной платы за землю. Такие же права имеют граждане пожилого возраста при наличии дачи или дома в садоводческом товариществе.

Граждане Украины имеют право на приватизацию земельных участков, представляет
собой изменение формы собственности на частную от государственной и коммунальной. Статья 121 ЗК Украины определяет, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для ведения личного крестьянского хозяйства в размере до 2 гектаров. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную государственную администрацию или сельский, поселковый совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане-работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных
предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные
в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном
пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством
о приватизации этих земель соответственно в сельского, поселкового совета или районной
государственной администрации.Соответствующий орган местного самоуправления или
орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет
разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации
земель.

Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного
участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения личного
крестьянского хозяйства или садоводства в пределах норм бесплатной приватизации,
подают заявление о выборе места расположения земельного участка в соответствующую
районную государственную администрацию или сельский, поселковый совет по местонахождению
земельного участка. К заявлению прилагаются: обоснование необходимости отвода земельного участка; обозначенное на соответствующем графическом материале желаемое место расположения земельного участка с его ориентировочными размерами;  копия документа, удостоверяющего личность. 

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан
организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих
видов работ, в сроки, обусловленные соглашением сторон. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующих органов местной государственной администрации или органа местного самоуправления.  Государственная администрация или сельский, поселковый совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Обязанностями личного крестьянского хозяйства по
принадлежащим ему земель являются: обеспечение использования по целевому назначению;
соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды; своевременная
уплата земельного налога; соблюдение прав собственников смежных земельных участков
и землепользователей; повышение плодородия почв и сохранения других полезных свойств
земли; своевременное предоставление соответствующим органам исполнительной власти
и местного самоуправления данных о состоянии и использовании земель и других природных
ресурсов; соблюдения правил добрососедства и ограничений, связанных с установлением
земельных сервитутов и охранных зон; сохранение геодезических знаков, противоэрозионных
сооружений, сетей оросительных и осушительных систем.

 

 

 

Правовой режим имущества
личных крестьянских хозяйств

Правовой режим имущества личных крестьянских
хозяйств — это совокупность правовых норм, которыми обеспечиваются порядок и условия
приобретения (присвоения) имущества, осуществление правомочий по владению, пользованию
и распоряжению им, а также его правовой охране.

Имущественные отношения в личном крестьянском
хозяйстве основываются на основании Закона «О собственности», Семейного кодекса
Украины, брачного контракта и других правовых актов. Основой имущественных отношений
является право частной собственности гражданина. Исходя из того, что личное крестьянское
хозяйство является семейно-трудовым объединением, имущественные отношения в нем
основываются на основе права общей совместной собственности супругов, если иное
не установлено брачным контрактом. В соответствии со ст.16 Закона Украины «О собственности»,
ст.60 Семейного кодекса Украины имущество, нажитое супругами во время брака, является
общей совместной собственностью. Имущество, приобретенное в результате совместного
труда членов семьи, если не предусмотрено иное, является общей совместной собственностью
в соответствии со статьями 17,18 Закона «О собственности». В случае, когда лица,
совместно ведущие личное крестьянское хозяйство, не состоящих в браке, имущество
в таком хозяйстве, образованное совместной работой лиц, является их общей долевой
собственностью, если иное не определено письменным соглашением между ними.

Объектами права собственности граждан, ведущих
личное хозяйство, являются жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, дачи,
садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, земельные
участки, насаждения на них, средства производства, выращенная продукция, транспортные
средства, малогабаритная техника, денежные средства, ценные бумаги, а также другое
имущество потребительского и производственного назначения.

Исходя из положений п. 3 ст. 13 Закона Украины
«О собственности», состав, количество и стоимость имущества, которое может быть
в собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Граждане, ведущие личное крестьянское хозяйство,
имеют право использовать принадлежащее им имущество для ведения хозяйственной и
иной, не запрещенной законом деятельности. Граждане вправе передавать имущество
во временное пользование и отчуждать его другим гражданам, юридическим лицам, государству.
Право частной собственности также может быть передано по наследству гражданам, юридическим
лицам, государству.

При разделе имущества, выделении его из общего
имущества, обращении взыскания на имущество участника совместной собственности по
его долгам и открытой после него наследства определяется доля участника общей совместной
собственности. Размер доли участника общей совместной собственности определяется
степенью его трудового участия, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
Определение размера долей в общей совместной собственности супругов на имущество
при ведении личного хозяйства осуществляется согласно нормам Семейного кодекса Украины.

При отсутствии доказательств о том, что участие
кого-то из участников общей совместной собственности (кроме совместной собственности
супругов) в приобретении имущества была больше или меньше, доли определяются равными.

 

 

 

Занятость членов личных крестьянских хозяйств, их права и обязанности

Члены личных крестьянских хозяйств принадлежат к категории занятого населения в случае, если работа в этом хозяйстве для них является основной и расчетный месячный доход на одного члена равняется или превышает размер минимальной заработной платы. Порядок определения расчетного месячного дохода на одного члена личного крестьянского хозяйства устанавливает Кабинет Министров Украины. 

Члены личного крестьянского хозяйства обязаны: соблюдать
требования земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;
обеспечивать использование земельного участка по целевому назначению; повышать плодородие
почв и сохранять другие полезные свойства земли; не нарушать права собственников
смежных земельных участков и землепользователей; соблюдать правила добрососедства
и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; своевременно
уплачивать земельный налог или арендную плату; соблюдать действующие нормативы по
качеству продукции, санитарных, экологических и других требований; предоставлять
сельским, поселковым, городским советам необходимые данные по их учету.

 

 

 

Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств

Государственная поддержка личных крестьянских хозяйств осуществляется
в соответствии с общегосударственными и региональными программами за счет государственного
и местных бюджетов. Кабинет Министров Украины в соответствии с общегосударственными программами ежегодно при подготовке проекта Государственного бюджета Украины предусматривает соответствующие средства на поддержку личных крестьянских хозяйств.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии
с региональными программами ежегодно предусматривают средства в проектах местных
бюджетов на поддержку личных крестьянских хозяйств. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют личным крестьянским хозяйствам: в организации в сельской местности кредитных союзов, сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов для предоставления услуг по заготовке, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, совместному использованию технических и транспортных средств и социально бытового обслуживания, обеспечению кормами и молодняком скота и птицы; в организации деятельности по предоставлению инженерно-технических, ветеринарных, агрономических, зоотехнических и других услуг, а также услуг по обеспечению сортовыми семенами, садоводческим материалом, племенным и продуктивным скотом, гибридами, сельскохозяйственной техникой и оборудованием; в выделении земельных участков единым массивом; в получении кредитов для строительства жилья, хозяйственных зданий и сооружений, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования; в организации в сельской местности профессиональной подготовки и переподготовки членов личного крестьянского хозяйства.

Положением Концепции Государственной целевой экономической программы
развития внутреннего рынка на период до 2012 года, одобренной распоряжением Кабинета
Министров Украины от 17 сентября 2009 № 1249, определены меры по повышению конкурентоспособности
отечественных потребительских товаров. В частности предусматривается создание при государственной финансовой поддержки рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе, в частности обслуживающих и сбытовых кооперативов для личных крестьянских хозяйств, оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. 

Государственная целевая программа развития украинского села на период
до 2015 года, одобренная постановлением Кабинета Министров Украины от 19 сентября
2007 № 1158, регламентирует задачи государства в сфере развития торгового обслуживания
сельского населения, согласно которой предусматривается: обеспечение развития инфраструктуры
розничной торговли в соответствии с определенными социальными стандартами, создание
системы заказов на закупку сельскохозяйственной продукции в личных крестьянских
хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с долгосрочных контрактов; организация снабжения личным крестьянским хозяйствам семян, материалов, ядохимикатов, удобрений, молодняка скота, птицы.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+