Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Аграрное право (Семинары)

Правовой статус сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью

Особенности правового статуса наемных работников в сельскохозяйственных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью

Особенности ликвидации сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью

 

 

Правовой статус сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью


Следствием результате аграрной реформы в Украине является создание значительного количества сельскохозяйственных предприятий с правовым статусом общества с ограниченной ответственностью. Сельскохозяйственные общества с ограниченной ответственностью являются субъектами хозяйствования, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг. Уставный фонд таких обществ, разделенный на доли, образуется путем объединения имущественных и земельных вкладов граждан, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости своих вкладов. Общество отвечает по своим обязательствам только своим имуществом.

Следует иметь в виду, что название общества не имеет целью ограничение его ответственности как юридического лица, а предусматривает ограничение ответственности участников общества, которые несут риск такой ответственности в размерах своих вкладов в уставный фонд. Что же касается участников обществу, которые сделали свои взносы не целиком, то они несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада.

Учредительным документом сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью является устав. Он должен содержать сведения о виде общества, предмете и целях его деятельности, составе учредителей и участников, состав и компетенцию его органов и порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, решение которых требует единогласия или квалифицированного большинства голосов, размер долей каждого из участников, размер, состав и порядок внесения ими вкладов, иные сведения, предусмотренные ст. 57 ГК. Уставом может быть установлен порядок определения размера долей участников в зависимости от изменения стоимости имущества, внесенного как вклад, и дополнительных взносов участников.

Порядок и сроки государственной регистрации сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью, установленные Законом Украины "О государственной регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей". Со дня ее осуществления сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью приобретает статус юридического лица. Оно имеет право осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, а также на полную хозяйственную самостоятельность во внешнеэкономических и внутрихозяйственных отношениях.

В состав имущества сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью относятся: взносы участников, образующих его уставный капитал; продукция, произведенная обществом в результате хозяйственной деятельности; полученные доходы, а также иное имущество, приобретенное ими на других основаниях. Вкладом признаются: здания, сооружения, другие материальные ценности, ценные бумаги, права собственности или пользования землей, водами и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права, денежные средства.

Участники сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью не вольны распоряжаться своим вкладом (земельным или имущественным паем). Они имеют право продать или иным образом уступить его одному или нескольким участникам общества. Отчуждение взноса третьим лицам разрешается, но может быть и запрещено уставом конкретного общества. Однако даже в случае возможности отчуждения взноса третьим лицам за участниками общества сохраняется преимущественное право покупки взноса, отчуждается.

Участник общества вправе выйти из него независимо от согласия других его участников. При этом ему выплачивается стоимость части имущества, в соответствии с его долей в уставном капитале общества. В связи со спецификой сельскохозяйственного производства и регулирования трудовых отношений в этой области время выхода и другие условия выбытия из сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью могут быть дополнительно учтены в уставе общества.

Высшим органом сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью является собрание участников. В их состав входят все участники общества или назначенные ими представители. Собрание избирает председателя общества.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган: коллегиальный - дирекция или единоличный - директор. Дирекцию возглавляет генеральный директор. Дирекция или директор решает все вопросы деятельности общества, за исключением принадлежащих исключительно к исключительной компетенции собрания участников. Контроль за деятельностью дирекции или директора общества осуществляется ревизионной комиссией.

 

 

 

Особенности правового статуса наемных работников в сельскохозяйственных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью


Важное значение для характеристики правового статуса наемных работников хозяйственных обществ имеет ст. 2 КЗпП4, которая определяет основные трудовые права наемных работников. В ней, прежде всего, конкретизируется конституционное право граждан Украины на труд, то есть на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера, в том числе право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы, обеспечивается государством.

Работники имеют право на отдых, согласно правилам ограничение рабочего дня и рабочей недели, на ежегодные оплачиваемые отпуска, право на здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на решение трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке. Статья 2 КЗоТ гарантирует также работникам право на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, право на обращение в суд за разрешением трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, и другие права, установленные законодательством.

Эти трудовые права составляют основу специального правового статуса всех наемных работников. Однако особенности сельскохозяйственного производства, обусловленные объективными факторами, дают основание говорить о специфике условий труда наемных работников в сельском хозяйстве. На сельскохозяйственное производство существенно влияют природные факторы - сезонность, расхождение рабочего периода (например, вспашка, посев) с периодом производства (например, созревания урожая). В растениеводстве и животноводстве действуют биологические факторы; полеводство имеет свои особенности, обусловленные качеством земель, плодородием почв и т. Названа специфика сельскохозяйственного производства существенно влияет на особенности правового регулирования труда наемных сельскохозяйственных работников.

Статья 7 КЗоТ определяет, что законодательством могут устанавливаться особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха на предприятиях и в организациях сельского хозяйства.

Перечень обязанностей (работ), выполняемых каждым работником хозяйственного общества по своей специальности, квалификации или должности, определяется тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, квалификационным справочником должностей служащих.

Особенности правового статуса наемных работников хозяйственных обществ наиболее существенно проявляются в регулировании рабочего времени и времени отдыха. Согласно ст. 50 КЗоТ, нормальная продолжительность рабочего времени для работников не может превышать 40 часов. в неделю. При условии сохранения общей продолжительности рабочего времени, установленного действующим законодательством о труде для всех работников, режим работы в сельскохозяйственных предприятиях устанавливается с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, напряженности работы в периоды года.

С целью рационального использования рабочего времени дирекция сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью и правления сельскохозяйственных акционерных обществ имеют право по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) в период напряженных полевых работ (посев, уход за посевами, заготовка кормов, уборка урожая, вспашка и т.п.), в случае производственной необходимости, увеличивать продолжительность рабочего дня для работников, занятых в растениеводстве, но не более, чем на 10 ч. В менее напряженные периоды полевых работ рабочий день соответственно сокращается до 5 ч., А по желанию работников - не ограничивать этими часами. Для учета отработанного работниками времени, согласно ст. 61 КЗоТ, вводится суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность его текущий период не превышала нормального числа рабочих часов.

Дирекция сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью и правления сельскохозяйственного акционерного общества по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) хозяйства имеют право в период напряженных полевых работ, в случае производственной необходимости, привлекать работников к работе в установленные дни отдыха с предоставлением взамен других дней отдыха по окончании каждого периода напряженных полевых работ. При этом подсчет дней отдыха может проводиться за период, не превышающий 2 месяцев.

В рамках локального нормотворчества каждое хозяйственное общество разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, о премировании, материальное и моральное поощрение работников, социальная защита работников, заключает коллективный договор и другие локальные нормативные акты, которыми регулируются трудовые отношения в хозяйственном обществе.

Содержание правового статуса сельскохозяйственных работников, которые являются совладельцами имущества хозяйственных обществ, составляют, кроме трудовых прав и обязанностей, управленческие, имущественные и земельные права и обязанности. Независимо от формы собственности общества, наемные работники пользуются правом на жилье, коммунально-бытовые услуги, социально-культурное обслуживание и т.

Непременным условием правового статуса сельскохозяйственного работника является его правосубъектность. В соответствии со ст. 188 КЗоТ, трудовая правосубъектность устанавливается по достижении гражданами 16-летнего возраста. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет.

Для подготовки молодежи к производительному труду допускается привлекать к работе учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Устройство работника на работу оформляется трудовым договором (контрактом ). При этом, определяя его трудовой функции может быть учтена сезонность работы, необходимость перевода его на другую работу, потребность в работнику, который обладает, кроме основной, также и дополнительными трудовыми функциями и т.

Контрактная форма трудового договора применяется в случаях, предусмотренных действующими законами. Контракт оформляется в двух экземплярах - между собственником или уполномоченным органом и работником - и вступает в силу с момента его подписания или с даты, определенной сторонами в контракте, и может быть изменен только по письменному соглашению сторон.

 

 

 

Особенности ликвидации сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью


Деятельность сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью прекращается вследствие их реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

Хозяйственное общество ликвидируется по инициативе владельца (владельцев) или уполномоченных им органов, по решению других лиц (учредителей хозяйственного общества или их правопреемников), по решению суда (в случаях, предусмотренных действующим законодательством); в связи с окончанием срока, на который оно создавалось или в случае достижения цели, ради которой он был создан; в случае признания его в установленном порядке банкротом; в случае отмены его государственной регистрации.

Ликвидация хозяйственного общества осуществляется ликвидационной комиссией, создаваемой собственником (собственниками) имущества общества или его (их) представителями (органами), или по решению суда (в случае прекращения деятельности общества по решению суда).Ликвидации субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления субъекта, который ликвидируется. Орган (лицо), который принял решение о ликвидации, устанавливает порядок и определяет сроки ее проведения, а также срок для заявления претензий кредиторами (он может быть меньше, чем 2 месяца со дня объявления о ликвидации).

Со дня образования ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами хозяйственного общества. Ликвидационная комиссия прежде вмещает в специальном издании объявления о ликвидации общества и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий; явных (известных) кредиторов сообщает персонально в письменной форме в сроки, установленные действующим законодательством. Одновременно ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности хозяйственного общества, ликвидируется и выявление требований кредиторов, письменно уведомляя каждого из них о ликвидации общества. Она оценивает наличное имущество хозяйственного общества, и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

Претензии кредиторов удовлетворяются из имущества ликвидируемого субъекта. Следует заметить, что средства, принадлежащие хозяйственному обществу, в том числе от продажи его имущества в случае ликвидации, после расчетов по оплате труда лиц, работающих на условиях найма, выполнения обязательств перед бюджетом, банками, владельцами облигаций, выпущенных обществом, и другими кредиторами распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных ГК, Законом Украины "О хозяйственных обществах" и учредительными документами общества, 6-месячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Имущество, переданное обществу его учредителями или участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения. В случае возникновения споров относительно выплаты задолженности общества его средства не подлежат распределению между участниками общества к решению этого спора или к получению кредиторами соответствующих гарантий погашения задолженности.

Претензии, не удовлетворенные из-за отсутствия имущества хозяйственного общества, а также не признанные ликвидационной комиссией (если их заявители в течение месяца после получения уведомления о полном или частичном отклонении претензии не обратятся в суд с соответствующим иском), и те претензии, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, считаются погашенными. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию собственника.

Отмена государственной регистрации лишает сельскохозяйственное акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью) статуса юридического лица, является основанием для исключения его из государственного реестра. Общество считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса.

В соответствии с положениями Закона Украины от 14 мая 1992 "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в редакции Закона от 30 июня 1999) процедуры санации и ликвидации акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеют ряд особенностей. По ст. 1 Закона Украины от 17 июля 1997 "О сельскохозяйственной кооперации" и ст. 44 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются те физические или юридические лица независимо от формы собственности и хозяйствования, в которых валовой доход, полученный от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (выловленных водных биологических ресурсов), при наличии сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений и т.п.) и / или поголовья сельскохозяйственных животных в собственности, пользовании, в том числе и на условиях аренды за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50% общей суммы валового дохода.

Если акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью отвечает требованиям законодательства к сельскохозяйственным товаропроизводителям, его санация и / или ликвидация по процедуре банкротства иметь такие специфические особенности.

Во-первых, при введении процедуры распоряжения имуществом должника анализ финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя должен осуществляться с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также возможности удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, хозяйственное общество может получить по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Решение об обращении с ходатайством в хозяйственный суд о санации сельскохозяйственных товаропроизводителей принимает комитет кредиторов с участием представителя органа местного самоуправления соответствующей территориальной общины. Санация таких хозяйственных обществ вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не может превышать 15 месяцев. В случае, если в течение срока санации ухудшилось финансовое положение сельскохозяйственного товаропроизводителя за стихийного бедствия, с эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями, вышеприведенный срок санации может быть продлен на 1 год.

Во-вторых, в случае продажи объектов недвижимости, используемых для целей сельскохозяйственного производства и в собственности хозяйственного общества, признанного банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право на приобретение указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам, расположенным в этой местности.

В-третьих, решение о земельных участков, находящихся в собственности такого хозяйственного общества и предоставленные ему в постоянное или временное (на условиях аренды) пользования, принимается за ЗК. В частности, согласно ст. 139 ЗК, обращение взыскания на земельные участки, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, допускается в случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание, если иное не предложено собственником земельного участка. Такие земельные участки подлежат продаже на земельных торгах, проводимых в форме аукциона в соответствии с нормами гл.21 ЗК.

Категорія: Аграрное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter