Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Екологічне право (Семінари)

Специальные законы как источники ЭП: Законы "Об охране окружающей природной среды", " Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе" и другие спец. законы и природоресурсные кодексы и их значение для регулирования экологических общественных отношений

Фундамент экологического законодательства составляют законы. Они выступают основным источником экологического права. Анализ правового регулирования экологических отношений в Украине свидетельствует, что законам и кодексам принадлежит ведущее место. При этом речь идет не только о законах специального экологического назначения (« Об охране окружающей природной среды», « Об экологической экспертизе», « О зоне чрезвычайной экологической ситуации», « Об экологическом аудите » и др.), но и о законах общего характера, которые также относятся к источникам экологического права. К числу нормативно - правовых актов, регулирующих общественные экологические отношения, интегрированным объектом которых является природа, относится Закон Украины « Об охране окружающей природной среды». Будучи одним из важнейших источников экологического права Украины, этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды как единого, интегрированного объекта экологических правоотношений. Кроме этого, он по сути составляет правовую основу для развития отраслевого экологического законодательства и для совершенствования поресурсових отраслевых нормативно - правовых актов, принятых до появления Закона Украины « Об охране окружающей природной среды».

Важным источником экологического права Украины является Закон Украины « О природно - заповедном фонде», который определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно - заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов. В Законе определен режим территорий и объектов природно - заповедного фонда (природных и биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков - памятников садово - паркового искусства), а также их охранных зон. В нем нашли отражение вопросы экономического обеспечения организации и функционирования природно - заповедного фонда, закреплен порядок создания и воспроизведения территорий и объектов природно - заповедного фонда, предусмотрено охрану территорий и объектов природно - заповедного фонда, контроль за соблюдением их режима, решено, другие питання.Закон Украины Об охране атмосферного воздуха от 17 ноября 1992 года, определяет что атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Настоящий Закон направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду. Он определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха.

В связи с многочисленными законодательными актами, которые регулируют экологические отношения, а также в зависимости от видов отношений, урегулированных нормамиекологичного права, законодательные акты можно разделить на несколько групп:

1. Законодательные акты, преимущественно регулируют природоресурсные отношения: Земельный кодекс Украины от 25.10.01; Кодекс Украины «О недрах» от 27.07.94; Лесной кодекс Украины от 21.01.94; Водный кодекс Украины от 06.06.95, Закон Украины «О животном мире »от 13.12.01, Закон Украины« О природно-заповедном фонде »от 16.06.92; Горный Закон Украины от 06.10.99, Закон Украины« Об исключительной (морской) экономической зоне »от 16.05.95, Закон Украины« О растительном мире »от 09.04.99, Закон Украины« О пчеловодстве »от 22.02.00, Закон Украины« О добыче и переработке урановых руд »от 19.11.97, Закон Украины« О мелиорации »от 14.01.00, Закон Украины« Об охотничьем хозяйстве и охоты »от 22.02.00 года, Закон Украины« О концессиях »16.07.99 и др.

2. Законодательные акты, преимущественно регулирующих природоохранные отношения: Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 21.06.01, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91, Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02. 95, Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95, Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98, Закон Украины «О перевозке опасных грузов» от 06.04.00 и др.

3. Законодательные акты, преимущественно регулирующих экологические отношения, связанные с осуществлением природоохранных функций уполномоченных государственных органов: Закон Украины «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13.07.00, Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 16.03.00, Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 09.02.95, Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 08.06.00, Закон Украины «Об аварийно-спасательных службах» от 14.12.99, Закон Украины «О защите человека от влияния ионизирующего излучения »от 14.01.98 и др..

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" занял центральное место в системе экологического законодательства и, по сути, стал базовым для развития как отрасли природоохранного, так и природноресурсового законодательства, которые в совокупности составляют интегрированную комплексную отрасль экологического законодательства Украины. Именно такая его роль выходит ст.2 этого Закона, в которой указано, что "отношения в области охраны окружающей природной среды в Украине регулируются этим Законом, а также разрабатываемыми в соответствии с ним земель ним, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством "(выделено нами - Т.И.). Более того, с закреплением этого положения и определения в ст. 5 объектов правовой охраны (ст.5), Закон заложил основы интегрированного и дифференцированного подхода к урегулированию экологических отношений, повлияло на дальнейшее развитие системы экологического законодательства как интегрированной области. Так, с определением впервые среди объектов правовой охраны окружающей природной среды как совокупности природных и природносоциальних условий и процессов, законодатель по крепил интегрированный направление в правовом регулировании экологических отношений. А с закреплением таких объектов правовой охраны как природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот, так и не используемые в народном хозяйстве, Закон заложил дальнейшее развитие природноресурсового подхода в системе экологического законодательства Украины.

 

 


Н-п акты органов центральной исполнительной власти и специальных ведомственных органов управления как источники ЭП: Указы Президента, постановления КМУ, нормативные документы министерств и ведомств

Среди источников экологического права важную роль играют подзаконные нормативные акты, которые образуют сложную иерархическую систему занимают соответствующее место во всей системе нормативного регулирования. К подзаконным нормативно - правовым актам относятся указы Президента Украины, нормативно - правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Группу подзаконных нормативных актов разделяют на виды по следующим критериям: по внешней форме выражения (например, постановления, приказы, решения, правила и др..) По субъекту (например, нормативные акты правительства, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.п.), по времени действия (постоянные и временные).

Особое место среди источников экологического права занимают нормативные правовые акты Президента Украины. Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Нормотворческая компетенция Президента Украины предусмотрена Конституцией Украины, согласно которой Президент Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для их соблюдения на территории Украины.

Сфера отношений, регулирующих ее нормативные правовые акты Президента Украины, очень велика - от регулирования общим вопросам охраны окружающей среды до утверждения положений о специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в сфере экологии. Среди них можно выделить Указ Президента от 15 сентября 2003 года « О мерах по повышению эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов» Указ Президента Украины от 10 февраля 2004 года « Об утверждении положения о Государственном комитете природных ресурсов Украины » 1 Указ Президента Украины от 10 февраля 2004 года « об утверждении положения о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины ».

Значительный удельный вес среди источников экологического права принадлежит постановлениям Кабинета Министров Украины. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются на основании и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, указов Президента и являются обязательными к исполнению.

Среди предусмотренных в Конституции полномочий Кабинету Министров необходимо выделить принадлежащие к регулированию и реализации экологических отношений : обеспечение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования, обеспечение равных условий развития всех форм собственности ; принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие.

Среди нормативно - правовых актов Кабинета Министров Украины, следует выделить :

- постановление от 3 марта 2004 года « Об утверждении Типового договора аренды земли» ;

- постановление от 4 марта 2004 года « Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка» ;

- постановление от 4 марта 2004 года « Об утверждении Программы обращения с твердыми бытовыми отходами» ;

- постановление от 22 февраля 2004 года « Вопросы Министерства охраны окружающей природной среды».

Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила и т.п., принимаемые центральными органами исполнительной власти.

К системе центральных органов исполнительной власти Украины входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Так, например, Министерство охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды Украины) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, а также гидрометеорологической деятельности. Одной из основных задач Минприроды Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проведения мониторинга окружающей природной среды, обращения с отходами и прочее.

Минприроды Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Так, в частности, приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 18 декабря 2003 Об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации.

В случаях, предусмотренных законодательством, решение Минприроды Украины являются обязательными для выполнения центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и гражданами. В случае необходимости Министерство выдает вместе с другими центральными и местными ор ¬ ганами исполнительной власти совместные нормативно - правовые акты.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, вносит предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной в этой сфере деятельности, осуществляет в ней управления, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенных к его ведению.

Так, Государственный комитет Украины по водному хозяйству вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения потребностей населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах и обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Приказами министерств и других центральных органов исполнительной власти утверждаются инструкции. Так, например, Инструкция о порядке осуществления проверок субъектов, использующих водные ресурсы или выполняющих хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 29 января 2001 года.

 

 


Нормативные акты местных органов самоуправления в сфере экологии и соотношения их содержания с законодательными и н-п актами центральных органов власти и управления

Нормативные акты местных органов самоуправления в области экологии и соотношения их содержания с законодательными и нормативно - правовыми актами центральных органов власти и управления. Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти, в соответствии с Законом Украины от 21 мая 1997 года « О местном самоуправлении в Украине » 4, принимают нормативно - правовые решения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Украины (ст. 144) и действующему экологическому законодательству и являются обязательными для выполнения всеми субъектами на подчиненной этим органам территории. Правовая природа этих актов обусловлена ??их правовым статусом, определенным Конституцией Украины и специальными законами. Согласно Закону Украины « О местных государственных администрациях» (1999) государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя, а также районов в этих городах принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения. Такие же по названию акты в соответствии с Законом « О местном самоуправлении в Украине » (1997) принимают сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, а также исполнительные комитеты сельских, городских и районных в городах советов. актами местных государственных администраций и органов местного самоуправления решаются вопросы местной жизни, в том числе экологического характера. Ими, в частности, утверждаются местные программы охраны окружающей среды, предусматриваются мероприятия экологического характера в процессе застройки и благоустройства, обеспечения санитарного благополучия, утилизации и переработки отходов и т.д. Нормативные решения являются обязательными для выполнения в пределах соответствующих административно - территориальных единиц.

Категорія: Екологічне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter