Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Средства реализации права природопользования

Средства
реализации права природопользования, основные права и обязанности природопользователей:
ограничение правомочий природопользователей в пределах их надлежащего осуществления

Правомочия природопользователей по использованию
и владению природными объектами воплощаются в конкретных правах и обязанностях,
которые крайне разнообразны, как правило, взаимосвязаны.

Права и обязанности природопользователей можно
разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые присущи всем без
исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости
от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида
природопользования и присущие только определенным субъектам природопользования,
то есть не принадлежат другим.

Одними, из основных прав природно пользователя
владельца являются:

В области эффективного использования природных
ресурсов:

• использовать природные ресурсы в соответствии
с их целевым назначением;

• использовать полезные свойства природных ресурсов;

• передавать природные ресурсы в соответствующем
порядке во вторичное пользование;

• осуществлять в установленном порядке общее и
специальное природопользование.

В области воспроизводства и комплексной охраны
природных ресурсов:

• получать компенсацию за улучшение качества природных
ресурсов в случае их изъятия;

• пользоваться льготами при налогообложении при
выполнении мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

• получать льготное налогообложение на выполнение
мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов.

В области реализации имущественных и неимущественных
прав:

• получать доходы от использования природных ресурсов;

• реализовывать по своему усмотрению продукцию,
полученную от использования природных ресурсов;

• обжаловать в установленном порядке решения государственных
органов и должностных лиц, нарушающих права природопользования;

• требовать через судебные органы компенсации
вреда, причиненного природным ресурсам, находящимся в их пользовании.

Одними из основных обязанностей природопользователя
/ владельца с:

В области эффективного использования природных
ресурсов:

• обеспечивать использование природных ресурсов
в соответствии с их целевым назначением;

• рационально и экономно использовать природные
ресурсы;

• внедрять новейшие технологии в процессе использования
природных ресурсов;

• соблюдать сроков природопользования;

• не допускать бесхозяйственного использования
природных ресурсов;

• своевременно вносить плату за использование
природных ресурсов.

В области воспроизводства и комплексной охраны
природных ресурсов:

• не допускать снижения качества;

• осуществлять комплекс мероприятий по восстановлению
качества природных ресурсов;

• осуществлять мероприятия по предупреждению,
порчи, загрязнения и истощения природных ресурсов;

• строго соблюдать требования экологической безопасности
в процессе использования природных ресурсов;

• обеспечивать выполнение системы мероприятий
по охране природных ресурсов. В области реализации имущественных и неимущественных
прав:

• не нарушать права других собственников и пользователей
природных ресурсов;

• поддерживать в надлежащем состоянии средства,
с помощью которых осуществляется использование природных ресурсов;

• своевременно компенсировать вред, причиненный
другим лицам в процессе использования природных ресурсов;

• приводить нарушенные природные ресурсы в состояние,
пригодное для дальнейшего целевого использования.

Все права природопользователя / владельца осуществляются
им только в установленном порядке.

В случае, когда природный объект изымается для
государственных или общественных нужд, и природопользователей / владелец может требовать
предоставления взамен изъятого другого равноценного по качеству природного объекта.

Природопользователей / собственник природного
объекта имеет право на возмещение причиненного ему ущерба, кроме случаев, когда
природный объект изымается за нарушение закона.

Право природопользователей / владельцев природных
объектов гарантируется законом. Это означает, что прекращение права собственности
на природный ресурс или его часть может иметь место лишь в случаях и по основаниям,
предусмотренным законодательством.

Закон предусматривает такие средства защиты субъективных
прав и интересов природопользователей:

• признание спорных дел по законному природопользователем;

• обновления состояния, существовавшего до нарушения
права и пресечение действий, его нарушают, то есть препятствий в осуществлении природопользования;

• прекращение или изменение правоотношений;

• взыскание с лица, нарушившего права и интересы
природопользователя, причиненного вреда в полном объеме.

Защита права природопользования осуществляется
путем подачи в судебные органы исков о восстановлении нарушенных прав и интересов
природопользователей; об истребовании объекта природопользования из чужого незаконного
владения; об устранении препятствий, мешающих нормальному осуществлению природопользования,
о принуждения других лиц соблюдать действующее законодательство, о. Возмещения убытков.
(вреда), причиненных нарушением субъективных прав и интересов природопользователей.

Правоспособность и дееспособность природопользователей:
экологическая правосубъектность и естественные права человека на пользование природными
объектами и их ресурсами
. Безусловно, понятие субъекта права как участника
соответствующих отношений связано с понятиями правоспособности и дееспособности.
При этом природноресурсового правоспособность — это способность иметь природноресурсовые
права и принимать на себя природноресурсовые обязанности. Природноресурсового дееспособность
— это способность своими действиями приобретать природноресурсовые права и самостоятельно
выполнять соответствующие обязанности. Вместе правоспособность и дееспособность
составляют природноресурсового правосубъектность. Не вдаваясь в детальный рассмотрения
разногласий определение понятия и раскрытие содержания правоспособности и дееспособности,
установленных в правовой литературе, следует отметить, что они официально закреплены
в гражданском законодательстве, но отсутствуют в природноресурсового законодательных
актах. В связи с этим встает вопрос о применении цивилистической категории правосубъектности
в природноресурсового отношений, то есть насколько общая цивилистическая правосубъектность
пригодна для обозначения природноресурсового правосубъектности. Природноресурсового
правосубъектность — это способность быть участником природноресурсового общественных
отношений. Юридическая сторона природноресурсового правосубъектности заключается
в законодательном признании возможностей субъектов права участвовать в общественных
отношениях на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы. Это, собственно
говоря, узаконивание их участия в природноресурсового отношениях, освобождает это
участие от индивидуальной, групповой или классовой произвола и доводит до общепризнанного
в законодательном порядке на всей территории государства.

права природопользования, права и обязанности
природопользователей: ограничение правомочий природопользователей и границы их надлежащего,
охрана окружаю- среды и защите прав природопользователей. Право природопользования
— система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений что
действие эффективного использования, восстановления и охраны при родных ресурсов,
обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных
субъектов природопользования. Право природопользования — процесс рационального использования
человеком природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов.
Правомочия природопользователей по использованию и владению природными объектами
воплощаются в конкретных правах и обязанностях, определенных Конституцией Украины,
Законом « Об охране окружающей природной среды», кодексами и законами Украины о
природных ресурсах, другими нормативными актами, а также документами на право пользования
(собственности) соответствующими природными объектами. Права и обязанности природопользователей
можно разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые свойственны
всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в
зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств,
специфики, вида природопользования и присущие только определенным субъектам природопользования.
К общим правам, в частности, относятся такие, как право на самостоятельное хозяйствование
при использовании природного объекта, на добычу из него полезных свойств и качеств,
на получение плодов и доходов от него, на осуществление различных действий в рамках
закона с целью получения полезного эффекта от природного объекта, право требовать
устранения препятствий в пользовании природным объектом, право на получение полной
и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, право на участие
в проведении общественной экологической экспертизы, на представление в суд исков
к государственным органам, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении
вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на природный
объект, используемый, право требовать возмещения убытков, нанесенных правомерными
или неправомерными действиями других лиц, на защиту нарушенного права пользования
природным объект объектом путем подачи иска в судебные органы. Права природопользователей
могут быть ограничены в интересах государства или других природопользователей. Ограничение
прав природопользователей не предусмотрено законом и является недопустимым. Экологические
права природопользователей обеспечиваются путем установления в законодательстве
определенных гарантий. Главной обязанностью всех природопользователей является рациональное
и эффективное использование природных объектов, бережное к ним отношение в соответствии
с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды. Для этого
на природопользователей возложена обязанность выполнять предусмотренные законом
определенные экологические требования: применять новейшие технологии, осуществлять
мероприятия по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных объектов,
негативное влияние их деятельности на состояние окружающей природной среды, осуществлять
мероприятия по воспроизводству природных объект объектов; применять биологические,
химические и другие методы улучшения качества природных объектов, обеспечивающих
охрану природной среды и безопасность здоровья населения, хранить территории и объекты
природно — заповедного фонда, подлежащих особой охране, осуществлять хозяйственную
и иную деятельность без нарушения прав других лиц. Общей обязанностью всех природопользователей
является также соблюдение ими требований экологической безопасности, экологических
нормативов и лимитов, внесение сборов за специальное использование природных объектов
и штрафов за экологическое правонарушение; возмещении ущерба, причиненного загрязнением
и другим отрицательным влиянием на окружающую среду. Граждане обязаны выполнять
и другие обязанности при использовании природных объектов в соответствии с законодательством
Украины.

 

 

Лимитирование
(квотирование) и лицензирование природопользования как средства охраны ОПС и использования
природных ресурсов

Долгое время природопользования в стране было
бесплатным, то есть предприятия использовали землю, воду и другие природные ресурсы,
а также загрязняли окружающую среду бесплатно. Только в случае сильного загрязнения
с катастрофическими последствиями для окружающей среды предприятия выплачивали штрафы,
но не всегда. Такая безответственность обусловливала нерациональное использование
природных ресурсов.

Чтобы поощрить к бережному использованию природных
ресурсов и возмещения государству части расходов на охрану и восстановление природных
ресурсов окружающей среды, с 50-х годов ХХ века постепенно вводится плата за отдельные
виды ресурсов, изымаемых из природы.

В начале 90-х годов ХХ века было введено платность природопользования,
предусматривающий плату практически за все природные ресурсы, за загрязнение окружающей
природной среды, размещение в ней отходов производства и других видов воздействий.
При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает
плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов (лимитов).
Однако внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя
от выполнения «Закона об охране окружающей природной среды» и возмещения убытков.

Природопользования осуществляется путем изъятия
вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим
лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов,
а также норм выбросов и сбросов в окружающую среду и размещение отходов.

Регуляторами природопользования служат лимиты.
Лимитирование — это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам
и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов
и сбросов в окружающую среду и размещение отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных
участков для строительства автомобильных и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных
каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для
промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных
ресурсов является показатели предельной ежегодной нормы вырубки. Существуют квоты
для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат
нормативы качества среды.

Лимитирование в области природопользования — это деятельность
уполномоченных государственных органов по установлению лимитов использования природных
ресурсов.

Порядок лимитирования предусмотренный Законом Украины «Об охране
окружающей природной среды», Положением о порядке установления лимитов использования
природных ресурсов общегосударственного значения, утвержденным постановлением Кабинета
Министров Украины от 10 августа 1992. Правилами отпуска древесины на корню в лесах
Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999,
Порядком разработки, утверждения и пересмотра лимитов образования и размещения отходов,
утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 г..,
и некоторыми другими актами.

Согласно с действующим законодательством устанавливаются лимиты
использования природных ресурсов общегосударственного значения:

использование природных ресурсов континентального шельфа и исключительной
(морской) экономической зоны;

лесных ресурсов государственного значения;

природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного
фонда общегосударственного значения;

полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Лимиты
природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую
природную среду. Применительно к двух
основных форм такого влияния (использование и охраны окружающей среды) законодательством
предусмотрено два вида лимитов:

объемы
предельного использования природных
ресурсов (предельно допустимые нормы
изъятия природного вещества из окружающей среды)

предельно
допустимые нормы
загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих
веществ, размещение отходов).

Например,
это — лимиты водопотребления,
расчетная лесосека (объем вырубки леса),
квоты вылова
рыбы, объемы добычи полезных ископаемых,
нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в
атмосферный
воздух
и т.
д. Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами
экологического управления конкретным природопользователей по отдельным
территориям и на определенные сроки, исходя
из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных
ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической
обстановки

ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»,
определяет, что лицензирование — это
выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение
лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных
условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также
распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Итак, лицензия
является единственным документом разрешительного характера, который дает право на
ведение определенного вида хозяйственной деятельности, в соответствии с законодательством,
подлежит экологическому ограничению. Лицензирование таких видов деятельности (а
их — 64) касается экологических аспектов и предопределяет необходимость учета экологических
требований.

Лицензирование — это один
из способов, с помощью которого
государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия
представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию
природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную
разработку земель, осуществления охоты и
т. д. В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных
к ним разрешительных документов: при использовании лесов — заготовки и лесной билеты,
вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр — лицензии на
пользование недрами, животного мира — долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферноговоздуха — разрешения на выброс загрязняющих веществ и
др.

В целом
экологическое лицензирование является процессом, кот. состоит из нескольких этапов:

— установления
нормативов воздействия на окружающую природную среду: предельно допустимых выбросов
и сбросов, норм размещения отходов, предельных норм изъятия природных ресурсов или
соответствующих временных лимитов воздействия и изъятия;

— вычисления
с учетом различных коэффициентов соответствующих ставок платежей за использование
природного ресурса или воздействия на окружающую среду и установление конкретного
размера платы;

— внесении
нормативов, лимитов и ставок платежей в лицензию и в соответствующий договор на
природопользование.

После оформления
лицензии лицензиат становится объектом экологического контроля.

Законодательство
не устанавливает четкого перечня лицензий собственно экологического характера. Вместе
лицензируемые виды деятельности в этой сфере можно выделить среди других видов хозяйственной
деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов
хозяйственной дея
тельности »

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или оботказе в ее
выдаче в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче
лицензии и документов, прилагаемых к заявлению.
Лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление
которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий осуществляется
только по результатам
открытых конкурсов. Порядок проведения таких конкурсов
устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законами
Украины.

Экологическое
законодательство предусматривает и некоторые другие виды разрешений (лицензий) на
специальное использование природных ресурсов и осуществления деятельности, может
оказать негативное влияние на окружающую среду. Все виды разрешений должны, во-первых,
персонифицированный характер (выдаются конкретному субъекту — физическому или юридическому
лицу и не подлежат передаче другому субъекту), во-вторых, выдаются на определенный
срок или на период выполнения определенной работы, в-третьих, имеют территориальный
масштаб распространения. На основании лицензии, выданной в порядке Закона Украины
«О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» центральным органом
исполнительной власти, хозяйственная деятельность может проводиться на всей территории
Украины, а на основании лицензии, выданной местным органом исполнительной власти,
— на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Что касается
экологических разрешений, не предусмотренных настоящим Законом, территориальные
границы их действия по общему правилу определены.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+