Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Екологічне право (Семінари)

Средства реализации права природопользования, основные права и обязанности природопользователей: ограничение правомочий природопользователей в пределах их надлежащего осуществления

Правомочия природопользователей по использованию и владению природными объектами воплощаются в конкретных правах и обязанностях, которые крайне разнообразны, как правило, взаимосвязаны.

Права и обязанности природопользователей можно разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые присущи всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида природопользования и присущие только определенным субъектам природопользования, то есть не принадлежат другим.

Одними, из основных прав природно пользователя владельца являются:

В области эффективного использования природных ресурсов:

• использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением;

• использовать полезные свойства природных ресурсов;

• передавать природные ресурсы в соответствующем порядке во вторичное пользование;

• осуществлять в установленном порядке общее и специальное природопользование.

В области воспроизводства и комплексной охраны природных ресурсов:

• получать компенсацию за улучшение качества природных ресурсов в случае их изъятия;

• пользоваться льготами при налогообложении при выполнении мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

• получать льготное налогообложение на выполнение мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов.

В области реализации имущественных и неимущественных прав:

• получать доходы от использования природных ресурсов;

• реализовывать по своему усмотрению продукцию, полученную от использования природных ресурсов;

• обжаловать в установленном порядке решения государственных органов и должностных лиц, нарушающих права природопользования;

• требовать через судебные органы компенсации вреда, причиненного природным ресурсам, находящимся в их пользовании.

Одними из основных обязанностей природопользователя / владельца с:

В области эффективного использования природных ресурсов:

• обеспечивать использование природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением;

• рационально и экономно использовать природные ресурсы;

• внедрять новейшие технологии в процессе использования природных ресурсов;

• соблюдать сроков природопользования;

• не допускать бесхозяйственного использования природных ресурсов;

• своевременно вносить плату за использование природных ресурсов.

В области воспроизводства и комплексной охраны природных ресурсов:

• не допускать снижения качества;

• осуществлять комплекс мероприятий по восстановлению качества природных ресурсов;

• осуществлять мероприятия по предупреждению, порчи, загрязнения и истощения природных ресурсов;

• строго соблюдать требования экологической безопасности в процессе использования природных ресурсов;

• обеспечивать выполнение системы мероприятий по охране природных ресурсов. В области реализации имущественных и неимущественных прав:

• не нарушать права других собственников и пользователей природных ресурсов;

• поддерживать в надлежащем состоянии средства, с помощью которых осуществляется использование природных ресурсов;

• своевременно компенсировать вред, причиненный другим лицам в процессе использования природных ресурсов;

• приводить нарушенные природные ресурсы в состояние, пригодное для дальнейшего целевого использования.

Все права природопользователя / владельца осуществляются им только в установленном порядке.

В случае, когда природный объект изымается для государственных или общественных нужд, и природопользователей / владелец может требовать предоставления взамен изъятого другого равноценного по качеству природного объекта.

Природопользователей / собственник природного объекта имеет право на возмещение причиненного ему ущерба, кроме случаев, когда природный объект изымается за нарушение закона.

Право природопользователей / владельцев природных объектов гарантируется законом. Это означает, что прекращение права собственности на природный ресурс или его часть может иметь место лишь в случаях и по основаниям, предусмотренным законодательством.

Закон предусматривает такие средства защиты субъективных прав и интересов природопользователей:

• признание спорных дел по законному природопользователем;

• обновления состояния, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, его нарушают, то есть препятствий в осуществлении природопользования;

• прекращение или изменение правоотношений;

• взыскание с лица, нарушившего права и интересы природопользователя, причиненного вреда в полном объеме.

Защита права природопользования осуществляется путем подачи в судебные органы исков о восстановлении нарушенных прав и интересов природопользователей; об истребовании объекта природопользования из чужого незаконного владения; об устранении препятствий, мешающих нормальному осуществлению природопользования, о принуждения других лиц соблюдать действующее законодательство, о. Возмещения убытков. (вреда), причиненных нарушением субъективных прав и интересов природопользователей.

Правоспособность и дееспособность природопользователей: экологическая правосубъектность и естественные права человека на пользование природными объектами и их ресурсами. Безусловно, понятие субъекта права как участника соответствующих отношений связано с понятиями правоспособности и дееспособности. При этом природноресурсового правоспособность - это способность иметь природноресурсовые права и принимать на себя природноресурсовые обязанности. Природноресурсового дееспособность - это способность своими действиями приобретать природноресурсовые права и самостоятельно выполнять соответствующие обязанности. Вместе правоспособность и дееспособность составляют природноресурсового правосубъектность. Не вдаваясь в детальный рассмотрения разногласий определение понятия и раскрытие содержания правоспособности и дееспособности, установленных в правовой литературе, следует отметить, что они официально закреплены в гражданском законодательстве, но отсутствуют в природноресурсового законодательных актах. В связи с этим встает вопрос о применении цивилистической категории правосубъектности в природноресурсового отношений, то есть насколько общая цивилистическая правосубъектность пригодна для обозначения природноресурсового правосубъектности. Природноресурсового правосубъектность - это способность быть участником природноресурсового общественных отношений. Юридическая сторона природноресурсового правосубъектности заключается в законодательном признании возможностей субъектов права участвовать в общественных отношениях на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы. Это, собственно говоря, узаконивание их участия в природноресурсового отношениях, освобождает это участие от индивидуальной, групповой или классовой произвола и доводит до общепризнанного в законодательном порядке на всей территории государства.

права природопользования, права и обязанности природопользователей: ограничение правомочий природопользователей и границы их надлежащего, охрана окружаю- среды и защите прав природопользователей. Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений что действие эффективного использования, восстановления и охраны при родных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных субъектов природопользования. Право природопользования - процесс рационального использования человеком природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов. Правомочия природопользователей по использованию и владению природными объектами воплощаются в конкретных правах и обязанностях, определенных Конституцией Украины, Законом « Об охране окружающей природной среды», кодексами и законами Украины о природных ресурсах, другими нормативными актами, а также документами на право пользования (собственности) соответствующими природными объектами. Права и обязанности природопользователей можно разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые свойственны всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида природопользования и присущие только определенным субъектам природопользования. К общим правам, в частности, относятся такие, как право на самостоятельное хозяйствование при использовании природного объекта, на добычу из него полезных свойств и качеств, на получение плодов и доходов от него, на осуществление различных действий в рамках закона с целью получения полезного эффекта от природного объекта, право требовать устранения препятствий в пользовании природным объектом, право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, право на участие в проведении общественной экологической экспертизы, на представление в суд исков к государственным органам, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на природный объект, используемый, право требовать возмещения убытков, нанесенных правомерными или неправомерными действиями других лиц, на защиту нарушенного права пользования природным объект объектом путем подачи иска в судебные органы. Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства или других природопользователей. Ограничение прав природопользователей не предусмотрено законом и является недопустимым. Экологические права природопользователей обеспечиваются путем установления в законодательстве определенных гарантий. Главной обязанностью всех природопользователей является рациональное и эффективное использование природных объектов, бережное к ним отношение в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды. Для этого на природопользователей возложена обязанность выполнять предусмотренные законом определенные экологические требования: применять новейшие технологии, осуществлять мероприятия по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных объектов, негативное влияние их деятельности на состояние окружающей природной среды, осуществлять мероприятия по воспроизводству природных объект объектов; применять биологические, химические и другие методы улучшения качества природных объектов, обеспечивающих охрану природной среды и безопасность здоровья населения, хранить территории и объекты природно - заповедного фонда, подлежащих особой охране, осуществлять хозяйственную и иную деятельность без нарушения прав других лиц. Общей обязанностью всех природопользователей является также соблюдение ими требований экологической безопасности, экологических нормативов и лимитов, внесение сборов за специальное использование природных объектов и штрафов за экологическое правонарушение; возмещении ущерба, причиненного загрязнением и другим отрицательным влиянием на окружающую среду. Граждане обязаны выполнять и другие обязанности при использовании природных объектов в соответствии с законодательством Украины.

 

 


Лимитирование (квотирование) и лицензирование природопользования как средства охраны ОПС и использования природных ресурсов

Долгое время природопользования в стране было бесплатным, то есть предприятия использовали землю, воду и другие природные ресурсы, а также загрязняли окружающую среду бесплатно. Только в случае сильного загрязнения с катастрофическими последствиями для окружающей среды предприятия выплачивали штрафы, но не всегда. Такая безответственность обусловливала нерациональное использование природных ресурсов.

Чтобы поощрить к бережному использованию природных ресурсов и возмещения государству части расходов на охрану и восстановление природных ресурсов окружающей среды, с 50-х годов ХХ века постепенно вводится плата за отдельные виды ресурсов, изымаемых из природы.

В начале 90-х годов ХХ века было введено платность природопользования, предусматривающий плату практически за все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в ней отходов производства и других видов воздействий. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов (лимитов). Однако внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения «Закона об охране окружающей природной среды» и возмещения убытков.

Природопользования осуществляется путем изъятия вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в окружающую среду и размещение отходов.

Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещение отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов является показатели предельной ежегодной нормы вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества среды.

Лимитирование в области природопользования - это деятельность уполномоченных государственных органов по установлению лимитов использования природных ресурсов.

Порядок лимитирования предусмотренный Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», Положением о порядке установления лимитов использования природных ресурсов общегосударственного значения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992. Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999, Порядком разработки, утверждения и пересмотра лимитов образования и размещения отходов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ??августа 1998 г.., и некоторыми другими актами.

Согласно с действующим законодательством устанавливаются лимиты использования природных ресурсов общегосударственного значения:

-использование природных ресурсов континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;

-лесных ресурсов государственного значения;

-природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;

-полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающуюприродную среду. Применительно к двух основных форм такого влияния (использование и охраны окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов:

-объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды)

-предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов).

Например, это - лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д. Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами экологического управления конкретным природопользователей по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

ЗУ "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", определяет, что лицензирование - это выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Итак, лицензия является единственным документом разрешительного характера, который дает право на ведение определенного вида хозяйственной деятельности, в соответствии с законодательством, подлежит экологическому ограничению. Лицензирование таких видов деятельности (а их - 64) касается экологических аспектов и предопределяет необходимость учета экологических требований.

Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществления охоты и т. д. В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов - заготовки и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферноговоздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

В целом экологическое лицензирование является процессом, кот. состоит из нескольких этапов:

- установления нормативов воздействия на окружающую природную среду: предельно допустимых выбросов и сбросов, норм размещения отходов, предельных норм изъятия природных ресурсов или соответствующих временных лимитов воздействия и изъятия;

- вычисления с учетом различных коэффициентов соответствующих ставок платежей за использование природного ресурса или воздействия на окружающую среду и установление конкретного размера платы;

- внесении нормативов, лимитов и ставок платежей в лицензию и в соответствующий договор на природопользование.

После оформления лицензии лицензиат становится объектом экологического контроля.

Законодательство не устанавливает четкого перечня лицензий собственно экологического характера. Вместе лицензируемые виды деятельности в этой сфере можно выделить среди других видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности »

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или оботказе в ее выдаче в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению. Лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий осуществляется только по результатамоткрытых конкурсов. Порядок проведения таких конкурсов устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законами Украины.

Экологическое законодательство предусматривает и некоторые другие виды разрешений (лицензий) на специальное использование природных ресурсов и осуществления деятельности, может оказать негативное влияние на окружающую среду. Все виды разрешений должны, во-первых, персонифицированный характер (выдаются конкретному субъекту - физическому или юридическому лицу и не подлежат передаче другому субъекту), во-вторых, выдаются на определенный срок или на период выполнения определенной работы, в-третьих, имеют территориальный масштаб распространения. На основании лицензии, выданной в порядке Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» центральным органом исполнительной власти, хозяйственная деятельность может проводиться на всей территории Украины, а на основании лицензии, выданной местным органом исполнительной власти, - на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Что касается экологических разрешений, не предусмотренных настоящим Законом, территориальные границы их действия по общему правилу определены.

Категорія: Екологічне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter