Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и виды цен, порядок их установления

1. Понятие и виды цен, порядок их установления

В Законе Украины от 03.12.1990
г. «О ценах и ценообразовании» (далее — Закон) понятия цены не предусмотрено.
В ГК (ч.1 и 2 ст. 189) цена (тариф) является формой денежного определения стоимости
продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования, а также существенным
условием договора есть стоимость товара в деньгах.

В соответствии
со ст.
3 Закона цена должна обеспечить: равные экономические условия стимулы для развития всех форм собственности,экономической самостоятельности предприятий, организаций и административно-территориальных
регионов республики; сбалансированный рынок средств производства, товаров и услуг;
противодействия монопольным тенденциям изготовителей продукции, товаров и услуг;
объективные соотношения в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию,
которая обеспечивает эквивалентность обмена, расширение
сферы применения свободных цен,
повышение качества продукции; социальные
гарантии в первую очередь для низкооплачиваемых и мало обеспечить граждан, включая
систему компенсационных выплат в связи с ростом цен тарифов; создание необходимых
экономических гарантий для производителей; ориентации цен внутреннего рынка на уровень
мирового рынка.

Итак, цена— это денежное выражение и предложена к оплате стоимость продукции (товара) определен
показателями затрат производства, обусловленный проведением государственной политики
ценообразования на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования и ее
государственного регулирования.

Согласно ст. 632 ГК, статьями
189-191 ГК по способу установления, а также в зависимости от движения товара производитель-потребитель,
устанавливаются виды цен и тарифов:

·свободные (рыночные) цены
и тарифы устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно,
в соответствии с конъюнктурой рынка, за исключением
тех, на которые установлены государственные цены. Уровень таких цен определяется
механизмом спроса на предложения;

·предельные цены и тарифы — максимальные или минимальные цены, которые установлены
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

·цена аукционная — цена товара, официально зарегистрированная в ходе
проведения аукциона. Может существенно отличаться от цены рыночной, так как отражает
уникальные. редкие свойства и признаки товара. Цена аукционная в значительной степени
зависит от спроса и предложения на предложенный к продаже товар;

·государственные (регулируемые)
цены
— цены, порядок формирования,
установления га применение которых определяется соответствующими органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления;

·государственные фиксированные
цены и тарифы установлены соответствующими органами исполнительной власти и местного
самоуправления в абсолютной величине и не могут быть изменены субъектами хозяйствования;

·закупочные ценыцены по которым осуществляется заготовка
сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях, фермеров, личных
крестьянских хозяйств;

·залоговые цены — цены предварительно определены на сельскохозяйственную
продукцию, которые устанавливаются в соответствии с затратами на ее производство;

·индикативные ценыцены на товары, соответствующие ценам,
которые сложились или складываются на соответствующий товар на рынке экспорта или
импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий
поставки и условий осуществления счетов, определенных согласно законодательству
Украины;

·оптовые ценыцены фактической продажи (реализации) товара
(с учетом скидок, надбавок) предприятием — изготовителем (поставщиком) субъектам
хозяйствования для их дальнейшей продажи (реализации), которая включает в себя,
себестоимость, прибыль и НДС;

·подакцизные ценыцены высокорентабельные товары, очевидно
не является денежным выражением их стоимости;

·розничные ценыцены, по которым осуществляется продажа
(реализация) товаров непосредственно гражданам, юридическим лицам и другим потребителям
для их конечного использования, независимо от формы расчетов;

·трансфертные цены — цены в внутрихозяйственных отношениях между филиалами,
представительствами и структурными подразделениями предприятия;

·обычные ценыцены, сложившиеся на аналогичные товары,
работы или услуги на момент заключения договора.

Помимо предусмотренных
в ГК и Законе, который принят в 1990 и не соответствует реалиям рыночной экономики
и вступления Украины в ВТО, цены при необходимости правового регулирования устанавливаются
другими нормативно-правовыми актами или соглашением субъектов хозяйствования при
заключении договоров.

В договорных (контрактных)
отношениях состоят:

Ц и на договорная — цена, которая
предварительно предполагается соответствующим соглашением между продавцом (производителем)
и покупателем (потребителем) продукции. В ряде случаев в договоре фиксируется не
абсолютная величина цены, их диапазон, верхний или нижний уровень, или их соотношение
с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговариваются также изменения вследствие
инфляции, принятия нового законодательства, других возникающих обстоятельств.

Твердая ценацена,которая сложилась в процессе заключения договора и не может быть изменена в процессе
его выполнения. Скользящая цена — цена, изменяется в процессе исполнения договора,
но заранее определенными параметрами на основании которых они меняют.

По степени учета
затрат и прибыли есть такие цены.

Цена безубыточности — цена товара,
при которой производственная фирма имеет возможность лишь покрывать свои расходы.
Другими словами, цена, равная издержкам производства. Цена безубыточности долгосрочная
— самая низкая с точки зрения долгосрочной перспективы цена, при которой фирма может
перейти границу равенства издержек и выручки от продаж (нулевой прибыли). Равна
минимуму долгосрочных средних издержек фирмы и совпадает с самой низкой точкой на
кривой долгосрочной предложения.

Цена предельная — самая высокая
цена, которую продавец, утвердился на рынке, может требовать за продукт, а не стимулируя
при этом к выходу на этот рынок новых продавцов; государственная цена, ограничена
определенными размерами, устанавливаются органами государственной власти и управления.

Цена демпинговая — Искусственно
заниженная цена на какой-либо товар, устанавливаемая ниже цены внутреннего рынка
поставщика или цены на рынках третьих стран с целью захвата влияния на иностранном
рынке.

Цена справочная — Вид цен оптового
оборота во внутренней и международной торговле. Одной из разновидностей является
прейскурантные цены, включаемых в прейскуранты фирм. Выступает для продавца и покупателя
в качестве исходного пункта при определении контрактной цены, зафиксированных в
документе о сделке.

Цена с дивидендом — Отражаемое в цене акцийправо покупателя на получение очередных дивидендов; непосредственно перед выплатой
дивидендов такое право не предоставляется.

Цена скользящая применяется в
контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия
могут существенно измениться. Чаще скользящие цены устанавливаются на машины и оборудование
со сроками поставки, превышающими один год (для контрактов с использованием цен
с последующей фиксацией преимущественно до года), а также при исполнении больших
по объему и продолжительных во времени подрядных
работ.

Цена котировочная — Зафиксирована
средняя типичная цена на товар за определенный промежуток времени, определяется
на основе контрактных цен и служит ориентиром при составлении новых контрактов,
в том числе на бирже.

Цена нетто — Чистая цена
товара на месте его купли-продажи, не включает скидки и надбавки, связанные с различием
базисных условий поставок, субсидии и т.д. Ц.- н. для получателя — сумма, фактически
уплаченная продавцу: для продавца — фактическая выручка от продажи товара за исключением
расходов, понесенных в связи с выполнением соглашения.

Цена номинальная — Цена, опубликованная
в прейскурантах. Иногда принимается как базисная цена контракта, от которой происходит
исчисление скидок, надбавок; биржевая цена за товар, по которому в день котировки
не было заключено сделок.

Цена текущая — цена и тариф,
действующие в данный период. Подразделяются на оптовые цены, закупочные цены, цены
и расценки в строительстве, тарифы и цены на услуги, предоставленные предприятиям,
организациям, населению, розничные цены.

Цена прейскурантная — Цена товара,
включается в прейскурант фирмы; будучи в большинстве случаев номинальной или отражая
уровень фактической цены уже составленных соглашений,
выступает
для продавца и покупателя в
качестве исходного пункта
при определении контрактной цены. Если прейскурантная
цена устанавливается государственным органом, то она относится к категории регулируемых
цен.

Цена мировая — Цена, которая устанавливается
и
предусмотрена соответствующим контрактом. Она отражает реальную цену товара
соответствующей группы, или среднюю цену на один и тот же товар, который установлен
в разных странах или мировых регионах, вычисляется только в свободно конвертируемой
валюте.

 

 

 

2. Система
и полномочия государственных органов по контролю за ценами

Государственное
регулирование цен
— это политика государства с помощью законодательных, административных
и кредитно-финансовых мероприятий воздействовать на цены с целью содействия стабильному
развитию экономической ситуации в стране.

С целью обеспечения ценового регулирования государство создает специальную систему органов ценообразования, до которой в Украине входят общегосударственные, региональные и ведомственные учреждения.К первой группе относится Кабинет Министров Украины, Минэкономики, а ко второй — управление по вопросам ценовой
политики Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской
городских
государственных администраций.

Вмешательство
государственных органов в процесс ценообразования осуществляется прямым и косвенным
(опосредованным) методами.

К полномочиям
Кабинета Министров Украины в сфере ценообразования относятся:
осуществление
в стране государственной политики цен;определение перечня продукции, товаров и услуг,
государственные
фиксированные и регулируемые
цены и тарифы на которые утверждаются
соответствующими
органами государственного управления;
определение
полномочий органов государственного управления в области установления и применения
цен (тарифов), а также по контролю за ценами и тарифами.
Наряду с этим Кабинет Министров Украины своими
постановлениями утверждает минимальные цены на сахарную свеклу и на сахар, минимальные цены на отечественные и импорт водкии ликеро-водочные изделия, состав расходов предприятий жилищного хозяйства, входящих
в квартирную плату и т.д..

Деятельность Минэкономики в сфере ценообразования направлена на реализацию ценовой политики в стране, анализ
и прогнозирование динамики цен и тарифов, разработка соответствующих предложений
по
регулированию цен и получения инфляции.

Государственное регулирование цен (тарифов) и их установка по видам продукции и товаров
также проводят определенные Кабинетом Министров Украины конкретные отраслевые министерства
и ведомства, государственные администрации и исполкомы местных советов. В частности,
постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.1996г. №1548 «Об установлении
полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов
относительно регулирования цен (тарифов)» с изменениями
и дополнениями утверждении полномочия более десяти министерств
и других центральных
органов исполнительной власти по регулированию (установлению фиксированных и предельных
уровней цен (тарифов), торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок, нормативов рентабельности,
введение обязательного декларирования изменений) цен и тарифов на отдельные виды
продукции и услуг реализующих подведомственные им субъекты хозяйствования, учреждения
и организации.

Так Министерство
транспорта и связи по согласованию с Минэкономики устанавливает:
тарифы на перевозку
грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги;
тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в морских и речных портах
(за исключением обработки каботажных грузов), а также сборы и плату за услуги, предоставляемые
судам в морских и речных портах Украины; тарифы на перевозку пассажиров, багажа
и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении
(кроме пригородных перевозок; тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами
междугородных, межобластных маршрутов; тарифы на международные перевозки пассажиров
и багажа железнодорожным транспортом; аэронавигационные сборы за аэронавигационное
обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Украины; аэропортовые сборы
за обслуживание воздушных судов в аэропортах Украины, на основные услуги связи в
пределах Украины (кроме услуг, связанных с выплатой и доставкой пенсий и денежной
помощи населению, выплачиваемые из средств Пенсионного фонда), на международные
услуги связи;

Министерство транспорта
и связи по согласованию с Минэкономики и Пенсионным фондом устанавливает тарифы
на оплату услуг, связанных с выплатой и доставкой пенсий и денежной помощи населению,
выплачиваемые из средств Пенсионного фонда.

Министерство финансов
по согласованию с Минэкономики и Национальным банком утверждает цены на драгоценные
металлы в изделиях и ломе и драгоценные камни, что скупается у населения.

Министерство промышленной
политики по согласованию с соответствующими областными, Киевской и Севастопольской
городскими государственными администрациями регулирует тарифы на услуги по поставке
воды, предоставляемых производственным объединением «Укрпромводчермет» и предприятием
«Кривбаспромводпостачання».

Министерство образования
и науки, Министерство здравоохранения, другие министерства и центральные органы
исполнительной власти, к сфере управления которых относятся учебно-воспитательные
заведения, по согласованию с Министерством финансов устанавливают предельный размер
платы за проживание в студенческих общежитиях.

Министерство внутренних
дел по согласованию с Министерством финансов устанавливает предельные размеры платы
за проживание в общежитиях системы министерства.

Национальная комиссия
регулирования электроэнергетики регулирует тарифы на электроэнергию, отпускаемую
населению для бытовых нужд.

Министерство труда
и социальной политики осуществляет регулирование цен на протезно-ортопедические
изделия и технические средства профилактики инвалидности и реабилитации.

Министерство охраны
окружающей среды по согласованию с Минэкономики для всех пользователей охотничьих
угодий Украины осуществляет регулирование цен и тарифов:
на продукцию
охоты, включая живую дичь, поставляемой на экспорт; на охотничьи трофеи, добытые
иностранными гражданами; на услуги, предоставляемые иностранным гражданам. Совместно
с Министерством финансов утверждает цены на лицензии для отстрела диких копытных
охотничьих животных и медведя.

 

 

 

3. Правовая природа и порядок заключения (прекращения)
договора на расчетно-кассовое обслуживание (договора банковского счета)

Договор банковского счета — это банковский
договор, по которому одна сторона (банк или другое финансовое учреждение) обязуется
принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства,
которые ему поступают, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих
сумм со счета и проведении других операций по счету (ст.1066 ГК Украины).

Правовое регулирование
данного договора осуществляется Главой 72 ГК Украины.

Договор относится к договорам
о предоставлении финансовых услуг и составляет и обязательства по кассовому обслуживанию,
ведение расчетов, а также хранение и учет денежных средств в безналичной форме.
Договор банковского счета следует рассматривать как самостоятельный вид гражданско-правового
договора, поскольку он имеет свою предметную определенность (безналичные средства),
субъектный состав (обязательное участие банка в качестве послугонадавача), обусловлено
этими факторами специальный круг обязанностей банка (принимать и зачислять на счет
средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих
сумм и проведении других операций по счету).

Юридические признаки договора: взаимный,
консенсуальный, возмездный.
Хотя в законодательстве нет прямого указания
на то, что договор банковского счета является публичным, однако, согласно ч.2 ст.1067
ГК Украины банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился
с предложением открыть счет на объявленных банком условиях, которые отвечают закону
и банковским правилам.

Сторонами договора выступает
банк и клиент.
Правила о договоре банковского счета применяется и к другим небанковский
финансово-кредитных учреждений, имеющих право на ведение счетов физических и юридических
лиц.

Заключение договора банковского
счета опосредуется открытием счета в банке на условиях, согласованных сторонами
(ч.1 ст.1067 ГК Украины). Условия открытия счета и особенности его функционирования
предусматриваются в договоре, исходя из Инструкции о порядке открытия и использования
счетов в национальной и иностранной валюте. Основными видами счетов в зависимости
от их назначения являются текущие и депозитные (вкладные) счета.

Форма договора: простая
письменная

Предметом договора банковского счета
выступает предоставление услуг по поводу расчетно-кассового обслуживания, под которым
понимаются услуги, предоставляемые банком клиенту на основании соответствующего
договора, заключенного между ними, которые связаны с переводом денег со счета (на
счет) этого клиента, выдачей ему денег в наличной форме, а также осуществлением
других операций, предусмотренных договорами (ст.1 ЗУ «О платежных системах
и переводе денег в Украине»).

Содержание договора (т.е. круг операций,
которые могут совершаться по счету) обусловлено режимом соответствующего счета.
Банковские операции со счетом, которые могут совершаться в соответствии с законом,
условий договора, банковских правил или общепринятых норм банковского оборота объединяется
понятием операции по счету или расчетными банковскими операциями (ст.1 ЗУ «О
банках и банковской деятельности»). К операциям по счету можно отнести зачисления,
выдачу или перечисление денежных средств, действия банка по осуществлению безналичных
расчетов, совершения текущих валютных операций и т.д..

Объем и виды операций,
которые банк может совершать по данному счету для клиента зависит от вида счета,
правовой режим которого определяться законом, банковскими правилами или банковскими
обычаями делового оборота.

Согласно ст.1071 ГК Украины
по общему правилу основанием для списания я средств со счета клиента является его
распоряжение. И только в предусмотренных законом случаях списания допускается на
основании решения суда или в других случаях, установленных договором между банком
и клиентом.

Закон устанавливает и
сроки, в течение которых должны быть выполнены распоряжение владельца счета. Однако
установление правила о зачислении денежных средств на счет клиента в день поступления
в банк соответствующего расчетного документа не является императивной нормой, ведь
договору стороны могут предусмотреть и другой срок выполнения распоряжений владельца
счета или для него. Другие сроки могут устанавливаться и законом (например, ст.
8 ЗУ «О платежных системах и переводе денег в Украине»).

Согласно ч.3 ст.1066 ГК
Украины банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных
средств клиента, а также устанавливать ограничения прав клиента на распоряжение
клиента денежными средствами по своему усмотрению. Ограничение прав клиента по распоряжению
денежными средствами, находящимися на его счета допускается по решению суда в случаях,
установленных законом (наложение ареста или совершения пресечения и т.д.).

Банк имеет право пользоваться
денежными средствами, которые находятся на счете клиента, при этом гарантируя его
право беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк несет обязанность, а
соответственно, клиенту корреспондирующейся право требования по начислению процентов
за пользование средствами, находят на счета. Размер таких процентов устанавливается
непосредственно в договоре, а если этот размер договором не установлено, то применяется
применяемый банком размер процентов, выплачиваемых по договору банковского вклада
по требованию.

Законом установлено также
основания списания средств со счета и очередность списания денежных средств, особенно
когда денежных средств, находящихся на счете клиента недостаточно для выполнения
его поручений и требований других лиц, указания которых для банка являются обязательными.
Так, по общему правилу банк выполняет расчетные документы согласно очередности их
поступления и исключительно и пределах остатка денежных средств на счете клиента,
если иное не предусмотрено договором и клиентом (ч.1 ст.1072 ГК Украины).

Специальным положением
договора банковского счета следует признать возможность кредитования счета (овердрафта),
то есть осуществление банком платежа со счета клиента, несмотря на отсутствие на
нем денежных средств. Договор банковского счета с условием кредитования по своей
природе является смешанным, поскольку содержит в себе положения о займе и кредите
(§ 1, 2 гл.71 ГК Украины).

Существенным обязанностью
банка при договоре банковского счета, так и при договоре банковского вклада, является
сохранение банковской тайны, которая включает в соответствии с ч.1 ст.1076 ГК Украины
сведения о банковском счете, операции по счету и сведения о клиенте. В случае неправомерного
разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент имеет право требовать
от банка возмещения причиненных убытков и морального вреда (ч.2 ст.1076 ГК Украины,
ст.60 ЗУ «О банках и банковской деятельности»).

Ответственность сторон
установлена за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора банковского счета
(за нарушение сроков операций по счету, безосновательное списание денежных средств,
невыполнение распоряжений клиента) (ст.1073 ГК Украины). Законодательством также
установлен ряд штрафных санкций относительно невыполнения или ненадлежащего выполнения
банком своих обязательств по договору банковского счета (например, ст.32 ЗУ «О
платежных системах и переводе денег в Украине»).

Банк в случае перевода
со счета плательщика без законных оснований, по инициативе ненадлежащего взыскателя,
с нарушением условий доверенности плательщика на осуществление договорного списания
или вследствие других ошибок должен вернуть эти средства, а также уплатить клиенту
пеню в размере процентной ставки, установленной этим банком по краткосрочным кредитам.

Договор банковского счета
расторгается по заявлению клиента в любое время. Условия договора, которые направлены
на ограничение такого права клиента являются ничтожными. Договор считается расторгнутым
с момента получения банком заявления о закрытии счета, если другой, более поздний
срок не установлен в заявлении о закрытии счета. Текущий счет физического лица закрывается
на основании его заявления или в случае смерти и в других случаях, предусмотренных
договором или действующим законодательством.

Банк имеет право требовать
расторжения договора банковского счета в случаях, предусмотренных ст.1075 ГК Украины.
Также банк имеет право отказаться от договора банковского счета и закрыть его в
случае проведения операций по счету клиента в течение трех лет подряд при отсутствии
остатка денежных средств на этом счету (ст.1077 ГК Украины).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+