Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Криминология (Семинары)

Методичка

При изучении данной темы студент должен овладеть теоретический материал по цели, объектов, субъектов, принципов и мер противодействия преступности, а также приобрести практические навыки составления программ профилактики различных видов преступлений.

Противодействие преступности следует анализировать, исходя из того, что она является видом социального контроля - совокупности мероприятий и методов воздействия общества на нежелательные (отклонены) формы поведения с целью их минимизации (Я.И. Гилинский).

Основные механизмы социального контроля:

1) собственно контроль, реализуется извне с помощью санкций;

2) внутренний контроль, обеспечивается интериализациею социальных норм и ценностей;

3) опосредованный контроль, вызванный идентификацией с референтной правопослушных группой;

4) контроль, основанный на широком доступе способов удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным (Я.И. Гилинский).

На основе анализа научной литературы студент должен уметь обосновать свое мнение относительно содержания и соотношения превентивных терминов: «предупреждения преступности», «противодействие», «предотвращение», «профилактика», «контроль», «борьба» и др.

Среди стратегий предупреждения преступности можно выделить следующие (Д. А. Шестаков):

• психолого-воспитательная (пропаганда системы самоограничений);

• социальная (последовательное решение криминогенных противоречий в обществе);

• репрессивная (принятия жестких карательных мер к лицам, совершившим преступление);

• реститутивна (восстановление состояния потерпевшего). Отдельные стратегии предупреждения преступности зависят от состояния преступности, уровня развития общества, его исторических и культурных традиций, политической воли в государстве и тому подобное. В современном обществе чаще всего происходит сочетание указанных стратегий в рамках криминологической политики государства. Рассматривая систему мер противодействия преступности, следует определиться с содержанием каждого из них, а также уметь объяснить их отличие друг от друга на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить анализу правовой основы противодействия преступности как на внутригосударственном, так и на международном уровнях, уметь дать общую характеристику возможностей противодействия преступности в рамках действующего правового поля и государственных программ на определенный период. Студент должен также усвоить систему органов, непосредственной задачей которых является противодействие преступности и участвующих в профилактической деятельности. Отдельно стоит остановиться на проблемах координации предупредительной деятельности, ее информационном и организационном обеспечении.

 

 


Стратегии предупреждения преступности

Стратегия противодействия преступности как правовой феномен характеризуется следующими признаками: во-первых, представляет собой систему теоретических положений, совокупность политико-правовых идей, рассчитанных на долгосрочную перспективу; во-вторых, определяет общую ориентацию деятельности по противодействию преступности, фундаментальные цели и долгосрочные задачи, основные направления этой деятельности; в-третьих, исходит из требований системы объективных законов в сфере противодействия преступности.

Стратегию противодействия преступности следует рассматривать в широком и узком смысле, а также в привязке к криминологической деятельности на уровне государства в целом, региональном и местном уровнях. В криминологической стратегии следует выделять четыре аспекта, учет которых позволяет при организации и осуществлении противодействия преступности не терять признаков перспективности и вместе с тем не допускать субъективистских и волюнтаристских решений.

Первый аспект криминологической стратегии заключается в том, что определяется ее конечная цель в форме мировоззренческой позиции по вопросам назначения, роли, места и методов противодействия преступности. Второй аспект связан с определением контура политического курса государства в сфере противодействия преступности на данном конкретном историческом этапе развития общества. Третий аспект касается ее целевых установок на конкретной стадии развития, четвертый - в рамках определенного периода.

Границы стратегии противодействия преступности обусловлены долгосрочной концепцией социально-экономического развития. В силу объективно существующих региональных особенностей социально-криминогенного комплекса, возможностей влияния на него не исключено, что задача противодействия преступности не всегда будут параллельны или тождественны.

Криминологическая стратегия предоставляет функционированию противодействия преступности стабильности, планомерности, направленности, обеспечивает непосредственность и последовательность разработки задач деятельности и их дифференциацию по уровню и сферами применения. Она служит своеобразной платформой для долгосрочных и перспективных планов деятельности отдельных субъектов, впитывает в себя фундаментальные достижения науки и новейшие формы организации практической стороны дела, четко определяет средства, в том числе обусловленные спецификой действия механизмов реализации долгосрочной криминологической политики.

Она характеризуется стабильностью основного вектора направленности, тенденцией поэтапного приближения к глобальной задачи (обеспечение безопасности социума в целом и отдельных индивидов), предполагает возможность корректировки структурных элементов в связи с существенными сдвигами в криминогенной ситуации в стране.

При разработке стратегии противодействия преступности на новый исторический этап развития общества следует подробно и всесторонне изучить предварительную стратегию . Это нужно для того, чтобы в полной мере осознать свои сильные и слабые стороны, использовать практическое значение первых и не допустить, предупредить рецидив вторых.

Общегосударственная стратегия противодействия преступности должна разрабатываться с учетом объективных закономерностей криминогенной ситуации не только в стране, но и в регионах. В противном случае она может оказаться недостаточно эффективной и малопригодной для применения.

Разработка криминологической стратегии начинается с создания криминологической концепции на длительную перспективу, призванную быть теоретико-методологическим фундаментом практической деятельности по противодействию преступности.

Создание концепции - процесс, синтезирует результаты, выводы значительной совокупности органически взаимосвязанных масштабных исследований ситуации в стране, отдельных регионах с задачей установления закономерностей экономического и социального развития, его особенностей в отдельных регионах, криминологических закономерностей, характерных для периода разработки стратегии противодействия преступности, а также механизма реализации в сочетании с объективной оценкой результативности.

Согласно созданной концепции стратегии противодействия преступности формулируются выходные ее принципы, цели и задачи, направления, характеризуется система средств достижения поставленных целей (в том числе конструкция механизма имплементации криминологической стратегии), которые воплощаются в перспективных и текущих планах противодействия преступности и предотвращения преступлений, с помощью которых она трансформируется в конкретную деятельность по устранению факторов преступности.

Итак, на основании анализа сущностных и содержательных характеристик стратегии противодействия преступности можно дать ей такое определение - это система обоснованных и официально принятых взглядов и представлений, принципов и положений о пути, средства и механизм защиты жизненно важных интересов гражданина, общества, государства, законных с точки зрения права, от внутренних и внешних угроз со стороны преступности.

Криминологическая стратегия должна также включать:

· характеристику внешних и внутренних угроз от преступности;

· определение критериев и показателей, характеризующих криминологической обстановки и ее состояние, уровень безопасности, обеспечивающий надежную защиту жизненно важных интересов граждан: механизм обеспечения деятельности по противодействию преступности путем применения всеми государственными и общественными институтами правовых, экономических, административных, политических и других мероприятий криминологического воздействия .

Представляется, что последний пункт как одна из базовых концепций противодействия преступности может служить основой для создания в стране эффективно действующей общегосударственной системы борьбы с этим явлением по всему фронту проблем. Главной силой при этом должны быть государственные органы, имеющие в своем распоряжении ресурсы и средства для реализации мер политического, правового, организационного, экономического и специального характера, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

С учетом современных реалий необходимо обратить особое внимание на международный аспект противодействия преступности и разработку адекватных мер борьбы с ней. Общеизвестным фактом стало то, что глобализация экономических и социокультурных связей вызвала интернационализацию преступности. Безусловно, прав В.В. Лунеев, когда утверждает, что после глобальной военной угрозы над человечеством висят две другие - экологическая и криминальная.

Более того, интернационализация связей государств вызывает растущую подвижность порога дозволенного, слияние культурных моделей и ценностей разных стран, и, как следствие, происходит процесс денационализации культуры населения страны, лишение его собственных этических и культурных корней, усвоение навыков уголовной квазикультуры. Такая эволюция тем более тревожная, ведь бурный рост преступности сам по себе деструктивный эффект, создавая «культурное затмение» части общества в случае контакта.

Указанные проблемы могут быть решены только в течение достаточно длительного периода и только благодаря целенаправленным и согласованным усилиям всех ветвей власти и институтов гражданского общества. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной системой законодательного базиса в сфере противодействия преступности. Деятельность центральных и региональных органов государственной власти в данной сфере должна приобрести целеустремленности и государственной политики.

Основные элементы данной политики могут быть включены в рассматриваемую стратегию в виде вопросов, отражающих проблемы организации и осуществления противодействия преступности, в ходе которого определяются жизненно важные интересы в различных сферах государственной и общественной жизни, оказываются реальные и потенциальные угрозы, прогнозируются возможные изменения в оценках интересов и угроз и в связи с этим общего состояния безопасности, определяются меры противодействия, адекватные угрозам и достаточные для их преодоления.

Представляется, что главная цель стратегии противодействия преступности заключается в комплексном обеспечении безопасности и надежной защиты охраняемых ценностей и благ от преступных посягательств на конституционные права и свободы граждан, политические, экономические и социальные институты гражданского общества, материальные и духовные достояния украинского народа, территориальную целостность, независимость и суверенитет страны.

Задачами стратегии противодействия преступности являются: ограничение действия криминогенных факторов и факторов самодетерминации преступности с целью обеспечения постепенной трансформации социальной системы к современным социально-экономических мировых реалий; достижения необходимой целеустремленности и комплексности противодействия преступности; обеспечение единства действий всех субъектов противодействия преступности; широкое привлечение к противодействию преступности государственных органов и институтов гражданского общества; обеспечение приоритетного характера применения средств, которые не связаны с принуждением, наказанием или другими ограничениями и основанные на убеждении и гражданской сознания, и тому подобное.

Процесс реализации стратегии противодействия преступности стоит разделить на этапы. На первом этапе основные усилия государства и общества необходимо сосредоточить на вытеснении преступности из легального сектора экономики и политической сферы. Одновременно следует принять меры по сужению теневой составляющей экономики страны, что позволит значительно ограничить экономическую и финансовую базу преступности, ее ресурсы для дальнейшего роста. Эти шаги следует синхронизировать с масштабной борьбой с коррупцией, поскольку они не дадут положительного результата, если государственный механизм не будет очищено от этого недостатка.

Реализация указанных мероприятий позволит высвободившиеся средства направить на социальную поддержку наименее защищенных слоев населения страны, стимулирования общественных инициатив, а также создание качественно новой социально ориентированной системы ранней профилактики противоправного поведения, лишив, таким образом, преступность кадрового подпитки.

На этом этапе правоохранительные органы должны методично наращивать усилия в борьбе с преступностью, особенно ее организованными и профессиональными формами, установить контроль над теми сферами жизнедеятельности, куда проникли или пытаются проникнуть ее представители. Определяющими направлениями при этом должны быть:

·нарушения организационных структур преступности (основной способ - изъятие лидеров и активных членов путем привлечения их к уголовной ответственности за конкретные преступления), что позволит более эффективно проводить работу по разобщению преступной среды;

·подрыв финансовой базы преступности путем перекрытия каналов незаконного обогащения, а также изъятие полученных преступным путем доходов с применением соответствующих механизмов;

·устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, в том числе путем проведения комплексных многопрофильных мероприятий, скоординированных с другими субъектами противодействия преступности.

Государством должны быть приняты и реализованы специальные программы, которые будут включать не только меры правоохранительной направленности, но и изменения духовно-нравственного и социально-психологического климата в стране. Против преступности должна быть решена настоящую информационно-психологическую войну.

На втором этапе основные усилия государства и общества следует направить на реальное ограничение и прекращение всех форм и видов преступной деятельности.

Снижению уровня преступности способствовать реализация мероприятий по дальнейшему улучшению социально-экономической ситуации в стране.Приоритетным на данном этапе должно стать сокращение разницы в доходах между различными слоями населения в более цивилизованного уровня.Необходимо также провести целенаправленное преобразование политической системы государства в направлении укрепления парламентской модели организации государственной власти, делегирование более широких полномочий регионам, вытеснение криминалитета из сферы политики.

Стратегически важное значение будет иметь осуществление целого ряда правовых мер с целью предоставления субъектам противодействия преступности реальных инструментов, которые позволят им эффективно противодействовать преступности. Одним из главных направлений в этом должно стать обеспечение неотвратимости наказания не только виновных в совершении преступлений, но и государственных служащих, работников правоохранительных органов и судов независимо от их должностного положения, которые способствуют преступной деятельности.

Особое значение на этом этапе будет дальнейшее совершенствование системы правового и нравственного воспитания населения на гуманистических и патриотических началах, а также разработка и внедрение в практическую деятельность процедур предотвращения преступности, особенно профилактики преступлений и иных правонарушений. В литературе справедливо отмечается, что процедуры необходимы во многих отношениях: для достижения единообразия деятельности правоохранительных органов в проведении государственной политики: для обеспечения законности при их функционировании, включая защиту прав и законных интересов граждан, столкнувшихся с юридической системой: для применения эффективных методов и приемов осуществления судопроизводства и предотвращения возможных ошибок; для создания необходимых условий гражданам при обращении в суд и другие правоохранительные органы - условий, которые были бы стабильные, надежные и постоянные независимо от того, какой конкретно судья, прокурор или следователь будет выполнять свои функции.

Еще один аспект хотелось бы обратить внимание. Речь идет о том, что необходимо прочно привязать нормотворчества к анализу криминологической реальности, изучение конкретных изменений социальной действительности, закономерностей и тенденций правоприменительной деятельности. Другими словами, любые стратегические изменения в уголовном законодательстве и в других отраслях права уголовного цикла должны быть криминологические обоснованными; при этом предполагается тщательное учета выявленных и прогнозируемых тенденций преступности, ее структуры, новых видов преступлений, изменений контингента преступников и тому подобное.

Противодействие преступности должна основываться на четком и ясном понимании того, какие изменения в ее состоянии, структуре и динамике можно будет добиться, совершенствуя соответствующие институты и нормы. Отсюда становится понятной та роль, которую играет изучение криминологической практики и социальной действительности для формирования и реализации стратегии и механизма противодействия преступности.

Итак, формирование и реализация стратегии противодействия преступности имеют большое значение для теории и практики криминологической деятельности, ведь в ней находит свое выражение воля общества в форме политико-правовых идей воплощаются основные принципы организации и осуществления соответствующей деятельности, определяются приоритеты ее гуманитарной, экономической и правоприменительной основы, создаются предпосылки для формирования адекватных механизмов реализации правоохранительного потенциала и внедрение новых подходов в целях оптимизации и повышения эффективности функционирования системы как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

Основная идея, воплощенная в научное понимание стратегии противодействия преступности, заключается в том, что она должна стать тем компасом, который помогает найти единственно правильный путь к выработке научно обоснованных, рациональных решений в сфере противодействия преступности.


Категорія: Криминология (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter