Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Криминология (Семинары)

1. Понятие и признаки экономической преступности. Место экономической преступности в структуре теневой экономики

2. Проблема латентности экономических преступлений

3. Факторы экономической преступности. Связь экономической преступности с негативными социально-правовыми явлениями

4. Особенности лиц, совершающих экономические преступления; индивидуальная и групповая психология

5. Общая характеристика системы и субъекты предупреждения экономической преступности в Украине

 

 

1. Понятие и признаки экономической преступности. Место экономической преступности в структуре теневой экономики


А. Г. Кальман определяет преступность в сфере экономики (экономическую преступность) как социально-экономическое деструктивное для экономики государства явление, проявляющееся в совершении лицами умышленных корыстных преступлений в сфере легальной и нелегальной хозяйственной деятельности, основным непосредственным объектом которых выступают отношения собственности и отношения в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения дохода.

Структуру теневой экономики составляют следующие сегменты:

1. Неформальный, но социально приемлемый сегмент - доходы, полученные от неучтенных государством источников (ведение личного хозяйства для собственных нужд, эпизодические «чаевые», съем жилья без заключения договора, неформальная занятость населения и т.д.).

2. Доходы от разного рода деликтов (гражданских, административных, финансовых), которые не являются преступлениями в силу незначительной вреда, но имеют схожий механизм совершения, формирования личности делинквента и детерминационных связи.

3. Криминальный бизнес, то есть нелегальная деятельность, которая представлена ??запрещенным законом производством и распространением товаров и услуг, имеющих эффективный спрос на рынке (наркобизнес, торговля людьми и т.д.).

4. Собственно экономические преступления. Учитывая тенденцию транснационализации экономической преступности, стоит проанализировать внутригосударственные, а также международные правовые акты, посвященные организационным и содержательным аспектам противодействия экономической преступности.

Особое внимание следует уделить изучению противодействия легализации средств, полученных преступным путем, ведь именно возможность дальнейшего использования грязных средств приводит к «рентабельность» и привлекательность совершение экономических преступлений.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, в Украине осуществляется с помощью первичного и государственного финансового мониторинга. Первичный мониторинг осуществляют банки, страховые и другие финансовые учреждения, платежные организации, товарные, фондовые и другие биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, игорные заведения, ломбарды, юридические лица, которые проводят любые лотереи и тому подобное. Государственный мониторинг уполномоченные осуществлять центральные органы исполнительной власти и Национальный банк Украины, а также специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга. В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 28 сентября 2004 года действует Государственный комитет финансового мониторинга Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

Активную борьбу с отмыванием средств ведут такие международные организации, как ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский Союз. Крепким инструментом международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег является основанная в 1989 г. «Большой семеркой» Финансовая специальная рабочая группа по борьбе с «отмыванием» денег (FATF). FATF не только активно дает рекомендации по борьбе с отмыванием денег и проводит регулярные проверки соответствия законодательства и политики стран-участниц этим рекомендациям (по результатам которых делает регулярные отчеты), но и активно привлекает к сотрудничеству государства, которые не принимают участия в ее работе. Действенной мерой в такой деятельности FATF является ведение «черного списка» стран, которые «не сотрудничают» с ней в борьбе с отмыванием денег.

Значительный вклад в борьбу с отмыванием денег сделала международная конференция ООН по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (Италии, 21 июня 1992), где были определены семь отраслей в качестве первоочередных для осуществления эффективной стратегии борьбы с отмыванием денег:

• Криминализация отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности.

• Снижение банковской секретности.

• Ликвидация анонимных предъявительских счетов, идентификация стороны, интересы которой представляет доверенное лицо, и др. (Правило «знай своего клиента»).

• Идентификация и информирование о подозрительных операциях.

• Совершенствование регулирования деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями.

• Конфискация доходов от преступной деятельности.

• Развитие действующих механизмов международного сотрудничества.

Интегративные признаки экономических преступлений:

• совершение данных деяний в сфере экономической деятельности, т. е. деятельности, связанной с производством, обменом, распре­делением и потреблением материальных благ и услуг;

• причинение вреда охраняемым законом экономическим интере­сам граждан, хозяйствующих субъектов и государства;

• совершение таких преступленийтрадиционно лицами, включенны­ми в систему экономических отношений, на к????ые они посягают;

• умышленный и, как правило, корыстный характер преступлений.

При таком понимании к числу экономических преступлений следу­ет отнести хищения чужого имущества путем прис??ения, растраты и мошенничества с использованием служебного положения и все пре­ступления, характеристика признаков к????ых дана в главе «Преступ­ления в сфере экономической деятельности». При этом данные пре­ступления можно разделить на несколько групп:

• преступления, нарушающие общие принципы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, ле­гализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем и др.;

• преступления против интересов кредиторов: незаконное получе­ние кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской за­долженности, неправомерные действия при банкротстве и др.;

• преступления, нарушающие отношения добросовестной конку­ренции: мошеннические действия и ограничение конкуренции, незаконное использование товарного знака, незаконное получе­ние и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну и др.;

• преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребление при выпуске ценных бу­маг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных денег или цен­ных бумаг и др.;

• преступления против установленного порядка внешнеэкономи­ческой деятельности (таможенные преступления): контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.;

• преступления против установленного порядка обращения валют­ных ценностей (валютные преступления): незаконный оборот дра­гоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др.;

• преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (на­логовые преступления);

• преступления против прав и интересов потребителей.

Если исходить из уголовно-правовой классификации экономических преступлений, то она будет иметь следующий вид:

1) преступления в сфере отношений собственности, связанные со служебной деятельностью: хищение государственного или коллективного имущества путем мошенничества, присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением;

2) преступления в сфере использования бюджета нарушение законодательства о бюджетной системе Украины; издание нормативных актов, изменяющих доходы и расходы бюджета вопреки определенном законом порядке;

3) преступления в сфере финансовых отношений: изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; незаконные операции с валютными ценностями; сокрытие валютной выручки; уклонения от уплаты налогов; нарушение порядка выпуска (эмиссии) и оборота ценных бумаг; подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов; незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт незаконно изготовленных и полученных или поддельных марок акцизного сбора;

4) преступления в сфере предпринимательства: занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности; нарушение порядка ее занятием; фиктивное предпринимательство; мошенничество с финансовыми ресурсами; изготовление спиртных напитков и торговля ими; незаконная торговая деятельность; противодействие законной предпринимательской деятельности; сокрытия банкротства; фиктивное банкротство;

5) преступления в сфере защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции: незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих собой коммерческую тайну; разглашение коммерческой тайны; искусственное повышение и поддержание высоких цен на товары народного потребления и услуги населению; сговор о фиксировании цен; принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств;

6) преступления в сфере обслуживания населения: выпуск или реализация недоброкачественной продукции; обман покупателей; обман заказчиков; получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения; нарушение правил торговли;

7) преступления в сфере таможенного регулирования - контрабанда. Каждая из приведенных выше классификаций экономических преступлений имеет право на существование, поскольку способствует их систематизации и анализа.

 

 


2. Проблема латентности экономических преступлений


Характерной особенностью экономической преступности будет ее высочайшая латентность. Расхожее сравнение преступности с айсбергом, где учтенная преступность составляет исключительно его видимую часть, в первую очередь относится к преступлениям в экономической сфере. По экспертным оценкам специалистов, если в дореформенный период выявляемость тяжких экономических преступлений составля­ла 5-10% от их реального объема, то к середине 90-х гг. XX в. эта доля сократилась до 1-3%. Причины латентности экономической преступ­ности весьма многочисленны и разнообразны, имеют как объектив­ный, так и субъективный характер. В частности, на показатели зареги­стрированной экономической преступности в значительной степени влияют такие субъективные факторы, как наличие политической воли, активизация или, наоборот, ослабление борьбы с ??????????ующим ви­дом преступлений, нацеленность оперативных аппаратов на их выяв­ление, степень подготовленности и уровень профессионального мас­терства оперативных и следственных работников, занимающихся раскрытием и расследованием данных преступлений, и другие.

Понимание высокой латентности преступлений в сфере экономики определяет достаточно критическое отношение к показателям офици­альной статистики об уровне экономической преступности, к к????ым тем не менее все же следует обратиться.

 

 


3. Факторы экономической преступности. Связь экономической преступности с негативными социально-правовыми явлениями


На экономическую преступность влияют не только экономические, но и другие виды общественных отношений - политические, правовые, культурные, психологические. Скажем, противостояние между ветвями власти в Украине не только уничтожает саму возможность единой государственной политики по реформированию экономики, но и создает определенный вакуум власти, распределение экономико-политического пространства на отдельные куски, которыми пытаются воспользоваться олигархические клановые группировки вопреки общегосударственным интересам. Феноменом украинской действительности является ан-тиринкова психология населения, его ментальность, неприятие им делового успеха личности, желание видеть за этим только уголовное почву.

Исходя из сказанного, отметим основные детерминанты экономической преступности в Украине на современном этапе с учетом ее долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов.

Долгосрочные факторы:

- несовершенство хозяйственного механизма по использованию различных форм собственности, выталкивание частной собственности за пределы официальной системы хозяйствования;

- отсутствие цивилизованных рыночных отношений, добросовестной конкуренции, наличие многочисленных диспропорций (ценовых, отраслевых и т.п.);

- информационный вакуум по большинству социально-экономических процессов, управленческих решений и контролю за их выполнением;

- отсутствие в народе демократических традиций (как экономических, так и политических), низкая правовая культура, приводит к невыполнению своих обязательств перед державок »в виде полноты уплаты налогов;

- противоречия между командно-административной системой хозяйствования, от которой Украина отошла, и рыночной экономикой, к которой она еще не дошла.

Среднесрочные факторы:

- чрезмерная монополизация экономики (даже по сравнению с другими республиками бывшего CPCP ), наличие мощного, но анти-рыночного военно-промышленного комплекса;

- сырьевая специализация производства и экспорта, что производит отсталость и антирыночное направления экономики, проведение Украины демпинговой политики на мировом рынке;

- чрезмерное административное вмешательство в экономику, ограничение деловой инициативы и нацеленности на эффективность производства, большие затраты на содержание управленческого аппарата, предоставление многочисленных льгот отдельным юридическим и физическим лицам;

- высокий уровень коррупции в системе органов государственной власти и управления и тенизации экономики.

Краткосрочные факторы:

- отсутствие морально-психологического единства общества, согласованности действий по основным направлениям реформирования политической и экономической систем;

- избыточный налоговое давление на субъектов хозяйствования, загоняет их в тень;

- отставание правового обеспечения противодействия экономической преступности от скорости ее роста и необходимости усиления борьбы с ней;

- неразвитость рыночной инфраструктуры украинской экономики, ее неспособность обеспечить нормальное движение инвестиций, капиталов, товаров, рабочей силы, неэффективность государственного контроля в этой сфере;

- низкая платежеспособность большинства граждан, пауперизация широких слоев населения, ставит их за черту бедности;

- правовая незащищенность субъектов хозяйствования от злоупотреблений, притеснений и вымогательств со стороны чиновников государственного аппарата на всех его уровнях.

Важным фактором экономической преступности стало массовая безработица.

Стимулирующим фактором экономической преступности является неопределенность в политике ценообразования. Одновременное существование различных цен на одни и те же товары (особенно первой необходимости) создает предпосылки для манипулирования ими с целью получения незаконной прибыли. В этих условиях распространяется зона коррупции, нормальные договорные отношения подменяются бартерным операциям для удовлетворения потребностей узкого круга должностных лиц, а также спекуляции в массовых масштабах. Этот криминогенный фактор дополняется еще и бесхозяйственностью, что позволяет скрывать последствия любых хищений.

Стратегическим направлением Украины является формирование смешанной экономики на основе конкурирующих между собой различных форм собственности. Однако пробелы в законодательстве и отсутствие квалифицированных кадров открыли путь для отмывания "грязных" денег в процессе приватизации государственного имущества. Значительное распространение получили факты занижения оценочной стоимости объектов, безосновательного списания фондов, завышение кредиторской задолженности, подделки аудиторских документов и тому подобное. Как следствие, большая часть средств от приватизации не поступает в государственный бюджет, имущество присваивается руководителями приватизированных предприятий, деятельность которых практически не контролируется.

 

 


4. Особенности лиц, совершающих экономические преступления; индивидуальная и групповая психология


Криминологическая характеристика лиц, совершающих экономические преступления

Изучение личности экономических преступников позволяет выявить определенные закономерности их поведения. Для характеристики лиц, совершивших экономические преступления, большое значение имеют данные о структуре их личности, которая включает в себя социально-демографические и уголовно-правовые признаки, социальные роли и позиции, нравственные свойства, психологические особенности.

Все эти признаки лица можно свести к трем группам:

- во-первых, отношение к различным социальным ценностям, трудовых обязанностей, отношение к собственности в условиях формирования новых экономических отношений;

- во-вторых, характер и социальная значимость потребностей личности, интересов, установок и средств их удовлетворения (легальные, неправомерные, уголовные);

- в-третьих, самооправдания того, что преступная деятельность является полезной для интересов бизнеса и общества.

Для более обобщенной характеристики личности преступника в сфере экономики следует воспользоваться криминологической классификации преступников, что способствует систематизации типичных признаков отдельных групп преступников и выявлению механизма формирования их личности.

В криминологической классификации особое значение приобретает определение степени общности классификационных групп. Самой здесь есть вся совокупность лиц, совершающих именно экономические преступления. Далее можно выделить лиц, совершающих определенные виды экономических преступлений (против собственности, в сфере предпринимательства и т.д.). Наконец, можно провести группировки субъектов, подпадающих под признаки тех или иных статей Уголовного кодекса, но отличаются по отраслевым, профессиональным или другим признакам (например, в должностных хищениях выделяются группы лиц, совершающих хищения в определенной отрасли хозяйства, финансовой системе, сфере услуг).

Отечественными криминологами проводились некоторые исследования субъектов должностных хищений, совершенных на предприятиях пищевой, мясной и молочной отраслей, промышленности, торговли и общественного питания. В частности, было установлено, что 37% преступлений приходится на материально ответственных лиц, 11% - на должностных лиц. При этом такие хищения осуществлялись по заранее отработанным планом.

Экономических преступников можно классифицировать в зависимости от сфер, в которых они совершают преступления. Нариклад, в налоговой; кредитно-финансовых; лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; бюджетной сфере; в сфере торговли, бытовых и коммунальных услуг, предпринимательской деятельности и тому подобное.

Отдельную группу экономических преступников составляют лица, которые занимаются: изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг; изготовлением с целью сбыта, сбытом или использованием другим путем поддельных негосударственных ценных бумаг; подделкой знаков почтовой оплаты и проездных билетов; незаконным изготовлением, подделкой, использованием или сбытом поддельных марок акцизного сбора. Лица, совершающие названные преступления, по своей криминологической характеристикой относятся к общеуголовного типа мошеннической направленности.

При характеристике лиц, причастных к посягательствам на объекты приватизации, следует иметь в виду, что в ходе этого процесса появляется возможность легализации "теневых" капиталов. Руководители частных структур пытаются скупить государственное имущество, завладеть контрольным пакетом акций приватизированных предприятий. С целью занижения продажной цены выставляемых на аукцион, преступники используют коррумпированные связи нейтрализуют конкурентов путем принуждения к отказу от участия в торгах. Такая ситуация приводит к созданию уголовно ориентированных структур, формирование особого типа их руководителей, которые деструктивно влияют на нормальное развитие рынка товаров и услуг. В результате нечестной конкуренции появляется тип лиц, принуждают к искусственному повышению или поддержания высоких цен; применяют насилие для искусственного изменения или фиксирования цен; противодействуют законной предпринимательской деятельности; принуждают к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств; применяют другие виды насилия, квалифицируемые как преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности.

Типичным экономическим преступлением в сельском хозяйстве является хищение урожая.Более 60% таких хищений приходится на работников сельского хозяйства и лиц, занятых сбором, перевозкой и складированием урожая. Среди них составляют: водители автотомобилей - 25%, должностные лица - 10%, трактористы - 8,7%, комбайнеры - 5,8%,рабочие токов - 4,5%.

Если же характеризовать личность расхитителей в целом, то нельзя не отметить примерно равное соотношение мужчин и женщин - соответственно 60: 40%, тогда как их пропорция в преступности в целом составляет в среднем 8: 2. Это объясняется тем, что женщины чаще мужчин занимают должности , связанные с выполнением учетных функций, обслуживанием товарно-материальных ценностей в сфере торговли и предоставления бытовых услуг. Однако среди руководящих работников, в организованных хищениях достигают 1 / С всех осужденных, наоборот, доминируют лица мужского пола. Еще выше процент мужчин среди лиц, осужденных за взяточничество (70%).

По данным криминологических исследований, каждые двое из трех осужденных за экономические преступления имеют среднее и высшее образование. Каждое пятое хищения, совершенное с использованием должностного положения, является групповым. В последнее время прослеживается устойчивая тенденция к росту организованной экономической преступности, которая представляет собой новый качественный уровень групповой профессиональной преступности. Организованные преступные группировки в сфере экономики характеризуются высокой степенью сплоченности криминальных лиц в пределах региона, страны с распределением на иерархические уровни, с выделением лидеров, которые не принимают участия в конкретных преступлениях, а осуществляют организаторские, управленческие, идеологические функции, тесно связанные с коррупцией . Они втягивают в экономическую преступность государственных чиновников, в том числе сотрудников правоохранительных органов, для прикрытия их преступной деятельности и устранения конкурентов по бизнесу. Происходит сращивание экономических преступников с представителями общеуголовной преступности, с одной стороны, теневой экономики - с другой.

Побудительными мотивами занятия преступной деятельностью в сфере экономики выступают пользу, жажда непомерного обогащения, владение престижными вещами, недоступными для рядовых граждан, занятия высокого положения во властных и других структурах. В организованных преступных группировках значительная часть незаконно полученных средств перераспределяется в виде взяток "нужным людям".

 

 


5. Общая характеристика системы и субъекты предупреждения экономической преступности в Украине


Предупреждение преступлений в сфере экономики

Результаты экономического развития Украины конца 2000 года свидетельствуют, что наша экономика наращивает темпы. Прирост валового внутреннего продукта составил 5%.Наибольший он в промышленности - 12%. Растут объем строительно-монтажных работ и грузооборот железнодорожного транспорта. Впервые за переходный период полученное небольшое, на 1,3%, рост производства в сельском хозяйстве. Положительные изменения наметились и в структуре экономики. Опережающими темпами растут отрасли, работающие на потребительский рынок - легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, где прирост составляет 27-39% ". Все это способствует общесоциальную профилактике экономических преступлений, которая имеет своей задачей устранение или нейтрализацию негативных явлений, которые детерминируют.

Проблемам предупреждения экономических преступлений уделялось значительное внимание в отечественной криминологической литературе. В частности, отмечалось, что эффективность противодействия экономической преступности связана прежде всего с совершенствованием налогового законодательства, насколько оно будет выполнять стимулирующую функцию и не душить производителя. Это ликвидирует почву экономической преступности - теневую экономику. Эта задача должна выполнить законодательная и исполнительная власть, чтобы избежать генерируемых импульсов общественной напряженности. Кроме того, в правотворческой деятельности следует ввести криминологической экспертизе законопроектов. Без нее Верховная Рада будет продолжать принимать законы не в пользу гражданам и субъектам частного бизнеса.

Не менее значимым в предотвращении экономических преступлений должно стать улучшение деятельности всех правоохранительных органов, общественных организаций, которые задействованы в этом деле. Почти все авторы приходят к выводу, что надо выделить три направления их профилактической работы:

1) выявление и устранение (нейтрализация) криминогенных факторов, обусловливающих эти преступления (общая профилактика);

2) выявление и недопущение преступлений, совершение которых готовится (специальная профилактика);

3) установление лиц, от которых с высокой степенью достоверности можно ожидать совершения преступлений, и принятие к ним мер воспитательного характера (индивидуальная профилактика).

В системе правоохранительных органов такими подразделениями является Государственная служба борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) и Дер и венная налоговая служба (ГНС). Деятельность указанных служб, при добросовестности, честности, и неподкупности их работников, имеет отвечают f ты международным стандартам, быть максимально прозрачной и понят-% лой как общественности, так и предпринимателям с тем, чтобы эффективно исполнять следующие задачи:

  1. своевременно предотвращать, раскрывать и расследовать преступления в сфере "'экономики на предприятиях, в организациях, коммерческих структуpax, финансово-кредитной и банковской системах, добиваться полного возмещения нанесенных убытков, обеспечивать защиту граждан от преступных посягательств;
  2. активно использовать средства массовой информации для освещения состояния экономической преступности в стране и регионах и направлений борьбы с ней.

Большой профилактический эффект могут принести меры по совершенствованию деятельности контролирующих органов, наделенных правами органов дознания. Сочетание углубленной проверки хозяйственной деятельности с употреблением соответствующих оперативных мероприятий положительно зарекомендовало себя во многих странах.

Сдерживающим фактором экономической преступности является употребление местными государственными администрациями мероприятий организационно-хозяйственного характера, прежде всего, расширение возможностей системыматериально-технического снабжения, упорядочения правил аренды нежилых помещений.

Не менее важным препятствием экономической преступности являются мероприятия, направленные на ликвидацию кризиса неплатежей и нецелевого использования бюджетных средств, в частности:

- проведение с привлечением практических работников соответствующих минисгерств и ведомств комплексных проверок законности осуществления товарно-денежных операций субъектами предпринимательской деятельности, созданных при государственных предприятиях, выявление фактов получения скрытых доходов путем изъятия из обращения разницы между себестоимостью и розничными ценами на товары и услуги;

- погашение задолженности по выплате заработной платы, для чего ввести механизм материальной ответственности предприятий - должников перед своими работниками;

- обеспечение жесткого контроля за прохождением бюджетных средств до непосредственного их получателя, направленных на адресную государственную поддержку, а также погашение задолженности по заработной плате.

На нынешнем этапе первоочередной задачей в борьбе с экономической преступностью выход из тотального кризиса, охватившего Украину в 90-х годах прошлого века, а стратегическим - переход к социально ориентированной рыночной экономики, ее демонополизация, создание условий для добросовестной конкуренции.

Категорія: Криминология (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter