Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Семинары)

Понятие дипломатии. Формы дипломатической деятельности. Дипломатическая служба

Слово "дипломатия" происходит от греческого diploma— так в Древней Греции назывались сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот, подтверждавших их особые полномочия.

Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений понятие "дипломатия"вошло в обиход на Рубеже XVI—XVII вв. с появлением при дворах монархов постоянных дипломатических представительств. Примерно в это же время в системе государственных органов стали возникать специальные ведомства, главным назначением которых были переписка и поддержание контактов между государями, прием иностранных послов и делегаций, ведение переговоров.

Термин "дипломатия" чаще всего употребляется в следующих значениях:

- государственная деятельность в области внешних сношений;

- совокупность учреждений и лиц, занимающихся государственной деятельностью в области внешних сношений;

- профессия дипломата.

Например, бельгийский юрист-международник А.Ривье отмечает три значения слова "дипломатия":«..."дипломатией" называют в техническом и специальном смысле науку и искусство представительства государств и ведения переговоров...» Это же слово употребляется в более или менее широком смысле, чтобы выразить сложное понятие, охватывающее либо совокупность органов представительства данного государства, включая и министерство иностранных дел, либо совокупность его политических агентов. Наконец, под "дипломатией" понимают еще карьеру или профессию дипломата". Английский дипломат и публицист Г.Никольсон приводит следующие 4 значения этого термина: «… В разговорном языке слово "дипломатия" употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики... В других случаях оно обозначает переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел... Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах». Нередко дипломатию определяют в двух значениях: в широком — как науку о внешних сношениях и в узком — как искусство ведения официальных переговоров.

Наиболее развернутое определение дипломатии дает «Дипломатический словарь»: «Дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей» .

Среди основных форм дипломатическойдеятельности государств можно назвать следующие:

- повседневное представительство государства заграницей, осуществляемое его посольствами и миссиями, в функции которых входит, прежде всего, поддержание нормальных отношений отечественного государства с иностранными государствами;

- участие представителей государства в деятельности различных международных организаций и учреждений (например, Организации Объединенных Наций и т.д.);

- дипломатические конгрессы, конференции, совещания, т.е. периодические многосторонние и двусторонние встречи уполномоченных государств, начиная от глав государств, глав правительств или министров иностранных дел и кончая специальными уполномоченными из числа сотрудников различных рангов;

- дипломатическая переписка посредством заявлений, писем, нот, меморандумов;

- подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих различные вопросы межгосударственных отношений;

- освещение в печати позиций правительства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, публикация официальной информации о важнейших международных событиях, официальное издание международных актов и документов.

Таким образом, дипломатия, будучи важнейшим средством внешней политики государств, представляет собой особый вид политического искусства, важнейший инструмент международного сотрудничества и урегулирования разногласий между государствами.

 


Понятие и источники права внешних сношений

Право внешних сношений — это совокупность междуна­родно-правовых норм, регламентирующих структуру, поря­док формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представитель­ство в сфере межгосударственного общения.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатиче­ского права и нормы консульского права, в связи чем традици­онно принято именовать этот комплекс дипломатическим и кон­сульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных органи­зациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть осно­вания для дополнения традиционного комплекса нормами, ре­гулирующими статус и деятельность международных конфе­ренций. Все это обусловливает мнение, что характеристика от­расли как права внешних сношений более согласуется с истин­ным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатиче­ское и консульское право"

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и кон­сульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источни­ками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Вен­ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представи­тельстве государств в их отношениях с международными орга­низациями универсального характера 1975 г.

К источникам права внешних сношений относятся Конвен­ция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также согла­шения между организацией и государством, на территории ко­торого организация имеет свою штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопро­сам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относи­тельно торговых представительств. Что же касается междуна­родных конференций, то их нормативная регламентация явля­ется всецело индивидуализированной, поскольку правила про­цедуры разрабатываются применительно к данной конферен­ции.

Общеизвестен, что международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами - государствами, международными организациями и другими международными организациями. В процессе интернационального общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть надлежащим образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядка государства, на территории ее они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, то есть пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно, субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических, политических и иных потребностей и интересов.

Практическое осуществление государствами внешних сношений ставит вопрос об их понятие и характеристику.

Принято различать внешние сношения государств в широком и узком значениях.В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его органов и должностных лиц, всех ее физических, юридических лиц, а также других ассоциаций индивидов. Такая система внешних связей каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует в широком смысле систему международных отношений. Внешние сношения в узком смысле можно определить как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами, в соответствии с международным правом. Таким образом, основной целью внешних отношений в узком смысле является осуществление внешних функций государства - совокупности основных направлений ее деятельности, осуществляемых за ее пределами.

Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим других, кроме государств, субъектов международного права, органы и должностные лица которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим международным правом не регулируются. В число таких договоров входят, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.

Таким образом, общее международное право регулирует только представительство государств, применительно к их зарубежных органов внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения многосторонних конвенций являются, дипломатическое и консульское право.Государствами заключено также значительное количество двусторонних договоров, касающихся юридического статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров, также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении. В своей совокупности эти международно-правовые акты и нормы составляют право внешних сношений.Право внешних сношений представляет собой отрасль общего международного права, состоящая из системы юридических норм, которые выражают согласованные воли-субъектов международного права относительно прав и обязанностей их официальных органов, выступающих в международном общении, и регламентирующих их состояние и деятельность по осуществление внешних сношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия органов внешних сношений:

1) дипломатическую - на уровне традиционных каналов (министерство иностранных дел - посольства и миссии за рубежом);

2) консульское сферу;

3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий;

4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями.

Следует отметить, что в настоящее время вся сфера внешних сношений государств достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принят ряд многосторонних актов, ставших результатом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивного развития норм международного права в этой области. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных миссиях от 16 декабря 1969 (вступило в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 (вступили в силу с 1977 года) и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных конвенций.

В соответствии с этими международно-правовых актов можно определить структуру права внешних сношений, состоящий условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дипломатического права международных организаций.

Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на участие в международном общении. В основе этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно на международной арене, посредством реализации их международной правосубъектности в области официальных отношений с другими государствами и другими субъектами международного права. Одновременно здесь речь идет не только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите такой возможности с помощью юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов, предусмотренных нормами права внешних сношений.

Право на участие во внешних сношениях, являясь одним из основных прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда элементов. К ним прежде всего относится так называемое право посольства, является сердцевинной частью общего основного права на участие во внешних сношениях (право на международное общение). Различают активное право посольства - право государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные государства и пассивное право посольства - право принимать у себя дипломатических и консульских представителей иностранных государств.

Право посольства активно использует Украины. На сегодняшний день Украина в качестве суверенного государства признали более 150 государств. Со 138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства Украины. Более 60 государств открыли свои посольства в Украине, послы 41 страны мира выполняют сегодня свои функции в нашей стране по совместительству, во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более 15 консульских учреждений иностранных государств. Другими элементами права государства на участие в международном общении выступают: членство государств в международных организациях, участие государств в работе международных конференций; вхождения государств в международные органы ad hoc. При расширительном толковании права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право на участие в создании норм международного права, право на участие в общем международных договорах, право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или иным вопросам, затрагивающим его законных прав и интересов в международном общении, во внешнеполитических заявлениях, нотах и ??других актах дипломатии. Все эти права фактически выступают в качестве элементов международной правосубъектности государства.

 


Система органов внешних сношений государств

Для осуществления внешних связей с другими государствами и другими субъектами международного права государства создают систему органов внешних сношений.

Под органом внешних сношений государства понимают должностное лицо, организацию, учреждение, на которую возложено отправление иностранных дел субъекта международного права в пределах установленной компетенции и которое признано в этой качества международным правом. Компетенция органа внешних сношений определяется внутренним правом субъекта международного права (государства). Следовательно, органы внешних сношений государства - это органы, с помощью которых осуществляются связи с другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Следует отметить то, что любое государство, создавая свой орган внешних сношений, должна сообщить другим государствам и другим субъектам международного права об этом, с указанием, что именно ей поручена реализация определенной сферы внешних сношений государства. Органы внешних сношений делятся на:

- Внутригосударственные органы, постоянно находящихся на территории данного государства;

- Зарубежные органы внешних сношений, находящихся за пределами данного государства.

В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений делятся на две группы органов: 1) общей компетенции и 2) специальной компетенции.

К первой группе относятся органы, представляющие государство во всех вопросах внешних сношений, так называемые органы политического руководства (глава государства, парламент, правительство, глава правительства и ведомство внешних сношений (чаще всего оно называется Министерством иностранных дел), глава ведомства внешних сношений).

Ко второй группе относятся органы представляющие государство только в одной более-менее крупной отрасли ее внешних сношений. Обычно принято считать, что к ним относятся все министерства (кроме Министерства иностранных дел) и центральные ведомства, так как в соответствии со своей профильной компетенции они осуществляют определенные внешние функции, для чего в них создаются отделы (управления) внешних связей.

Внутригосударственные органы внешних сношений общей компетенции определяют основы политики государства, разрабатывают ее тактические и стратегические цели и задачи, формируют сеть органов внешних сношений государства за рубежом, осуществляют подготовку кадрового состава для этих органов.

Правовое положение органов внешних сношений внутри государства закрепляется в конституции, профильных законах, положениях о министерствах и ведомства, разрабатываемых правительством и подтверждаемых им же или главой государства. Формирование внутренней и внешней политики объективно связано с формой государства. Оно должно проходить не только с учетом внутренних факторов, но и с учетом объективных процессов международного развития.

В Украине был разработан и принят парламентом - Верховной Радой Украины - документ, определяющий внешнеполитическую стратегию государства на длительную перспективу. Это Основные направления внешней политики Украины, принятые в 1993 году. В этом документе закреплена система приоритетов внешней политики Украины. Эти приоритеты проявляются в виде задач с указанием временной перспективы. Следует отметить, что главные цели, поставленные в этом документе и связанные с первоочередными задачами вхождения независимой Украины в мировое сообщество и его институты, налаживанием двустороннего и многостороннего сотрудничества со смежными и географически близкими государствами, с государствами - членами СНГ, СЕ, ЕС, НАТО и т.п., реализованы. Поэтому в настоящее время Президентом Украины дано задание Министерству иностранных дел доделать комплекс предложений по внесению в него соответствующих корректив.

Категорія: Международное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter