Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Шпаргалки)


48. Международные реки

49. Правовой режим Антарктики. Система договора об Антарктике

50. Режим Арктики. Секторный принцип распределения арктических пространств

51. Концепция общего наследия человечества

52. Население и гражданство в международном праве

 

 

48. Международные реки

Международные реки - реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие территорию нескольких государств.

Различают собственно международные реки:

  1. судоходные реки, имеют выход к морю и используются для целей интенсивного торгового судоходства;
  2. трансграничные (многонациональны) реки - то, что бегут по территории нескольких государств и не имеющих выхода к морю, они или несудоходны, или судоходство по ним носит местный характер;
  3. пограничные - реки, разделяющие территории государств.

Первым документом, который содержал принцип свободы судоходства по международным рекам Европы, стал Заключительный акт венского конгресса 1815 г. Одновременно была признана юрисдикции прибрежных государств над соответствующими участками рек.

В 1885 было установлено свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейских реках, как Одер, Неман, Висла и др. В 1921 г. была принята Конвенция о режиме Дуная, в разработке и подписание которой, кроме придунайских государств принимали участие Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция.

Режим трансграничных и пограничных рек определяется взаимодействия емкой согласия прибрежных государств.

 

 


49. Правовой режим Антарктики. Система договора об Антарктике

Антарктика - это область земного шара, охватывает по матери к Антарктида площадью около 14 млн. кв. м, что составляет 1/10 площади суши земного шара и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского, Тихогоокеанов, включая расположенные там острова.

С целью определения международно-правового режима Антарктики 1 декабря 1959 года в г. Вашингтон был заключен Договор о Антартике, который вступил в силу 23 июня 1961 (участвуют более 30 государств).

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной, т.е. Антарктика употребляется только в мирных целях. На ее территории запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Поскольку на Антарктике не распространяется территориальная юрисдикция государств, то лица, там находятся, под персональной юрисдикцией своего государства.

Для содействия реализации целей и принципов Договора создан:

- Консультативный совет, предоставляет свои рекомендации национальным правительствам и готовит проекты конвенций по ресурсам Антарктики.

Договор об Антарктике 1959 является основой ряда смежных соглашений. К этим соглашениям относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (1972 г.).

 

 


50. Режим Арктики. Секторный принцип распределения арктических пространств

Арктика - расположена вокруг Северного полюса, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга.

Приарктическимы странами являются Россия, Канада, США, Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция.

Правовой режим Арктики устанавливается международным правом, а также законами приарктических государств. Пространства Арктики исторически разделены между Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией на пять секторов.

Особенности режима морских пространств Арктики проявляются во-первых, в том, что, поскольку природа Арктики особенно чувствительна к негативным воздействиям, приарктические государства приняли национальные законы об охране природной среды региона.

Вторая особенность касается прибрежного судоходства Норвегии и Канады, которые своими законами установили особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (ст. 14). Северный морской путь рассматривается как исторически национальная, целостная коммуникация Российской Федерации, проходит также через участки открытого моря. Пользования ею осуществляется в согласовании с законами и договоров России, а также Правил плавания по трассам Северного морского пути, утвержденных правительством РФ. В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 p., этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских органов власти. Центральное место среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Так, создан Совет Баренцева Евроарктичного региона (1993 г.) и Арктическая Рада (1994 p.).

 

 


51. Концепция общего наследия человечества

Общее наследие человечества - находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.

В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалось как ничья (res nullius). Оно было свободно для присвоения государствами. Попытки раздела делались - делить Пытались даже океаны. Но постепенно было осознано, что международные пространства Должны находится в общем пользовании, и появилась концепция общего достояния (res communis).

В положительное международное право концепция общего наследия была введена Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). Согласно этому Договору использования космического пространства "осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития и являются наследием человечества" (ст. 1. Космическое пространство, включая небесные тела, не подлежит национальному присвоения (ст. 2).

Концепция нашла воплощение и в морском праве. Океан и его живые ресурсы эксплуатировались Преимущественно промышленно развитыми странами. В результате эксплуатации хищнической океана был нанесен большой ущерб. Появилась проблема установления режим дна океана (Районная), что сохраняет жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенцию ООН по морскому праву 1982 определил: "Район и его ресурсы являются общим наследием человечества" (ст. 136). Ни одно государство быть не может претендовать по ним на суверенные права (ст. 137).

 

 


52. Население и гражданство в международном праве

Под населением чаще всего понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняются его юрисдикции.

Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан, иностранцев (граждан других государств) и лиц без гражданства (апатридов). Есть некоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основных категорий (например, лица имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соотв. государств).

Однако в абсолютном большинстве государств не предусмотрено особого правового статуса лиц, обладающих двойным гражданством. По национальному законодательству, их рассматривают или как граждан указанной государства (в случае, когда владеют ее гражданством), или как иностранцев. Так законодательство Латвии отдельно выделяет еще одну особую категорию населения - так называемых неграждан. К ним относят лиц, которые постоянно проживают на территории этого государства, однако не выполнили особых процедур для получения гражданства.

Кроме того, особый правовой статус предусмотрено для беженцев и лиц, ищущих убежище. Стоит также заметить, что все лица, которые хотя и находятся на территории определенного государства, но пользуются дипломатическими иммунитетами и не входят в состав населения. Таким образом, ключевым признаком, необходимым для отнесения того или иного лица к населению государства, является распространение на это лицо юрисдикции государства.

В современной доктрине международного права гражданство определяют как устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, который проявляется в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей. В некоторых государствах с монархической формой правления вместо термина "гражданство" используют "подданство". Теперь в большинстве монархий (в частности, Испании, Нидерландах) его не применяют, а в других (Великобритании) фактически отождествляют с гражданством.

Гражданство указывает на определенные юридические и фактические связи между лицом и государством. Классическим проявлением такой связи является постоянное проживание лица на территории государства. Кроме того, стоит заметить постоянный характер такой связи в пространстве и времени, ведь он продолжается даже в случае продолжительного пребывания гражданина за пределами территории государства. Гражданин, который находится за пределами территории государства, продолжает владеть всеми правами, которыми он наделен в ней, также обязан выполнять все возложенные на него обязанности. Со своей стороны государство обязано предоставить гражданину весь необходимый ему (в том числе дипломатический) защиту.

Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство, правоспособность и дееспособность, права и свободы, их гарантии, обязанности.

В каждом государстве правовое положение человека и гражданина разное. Оно зависит от многих факторов, в том числе от политического режима, уровня социально-экономического развития, национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, что определяется наличием их взаимных прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов.

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая - в исключительном порядке.

Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства:

а) в результате рождения;

б) в результате натурализации (приема в гражданство).

К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.


Категорія: Международное право (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter