Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)


Виды и формы взаимодействия в процессе расследования преступлений


Наиболее общим видом взаимодействия является координация деятельности правоохранительных органов. Этот вид направлен на согласование в решении общих вопросов борьбы с преступностью, в том числе разработки стратегии, тактики и практических рекомендаций по борьбе с преступностью, а также ее профилактики. Формы взаимодействия имеют в основном организационный характер (межведомственные оперативные совещания, обмен информацией, разработка совместных докладов о состоянии преступности, основные направления и результаты борьбы с ней).

Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе выявления и расследования уголовных преступлений наиболее распространенный и важный вид взаимодействия.

Формы взаимодействия следователя и оперативных подразделений делятся на:

нормативно-правовые, вытекающие из положений УПК, законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, прокуратуры в таких вопросах:

  • передачи следователю материалов о выявленных путем оперативно-розыскных мероприятий признаки уголовных преступлений для решения вопроса о начале производства;
  • проведения следователем процессуальных действий одновременно с осуществлением оперативным подразделением согласованных оперативных мероприятий;
  • проведения оперативно-розыскных мероприятий по материалам, в которых не установлено лицо, совершившее уголовное преступление, после передачи этой материалов следователю;
  • выполнение поручений следователя о проведении негласных следственных (розыскных) действий;
  • осуществление мероприятий по установлению лица, которое уклоняется от досудебного следствия;
  • получение информации и документов об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц.

Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов в этих случаях происходит путем обмена оперативной информацией между специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службой безопасности Украины.

Организационно-тактическая в таких вопросах:

  1. совместная разработка версий и согласованное планирование следственных гласных и негласных (розыскных) действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  2. организации следственно-оперативных групп (СОГ), в которые входят следователи и оперативные работники. Данная форма взаимодействия получила распространение как одна из наиболее эффективных.

Взаимодействие прокурора со следователем:

  • следователь незамедлительно в письменной форме уведомляет прокурора о начале досудебного расследования, основание начала досудебного расследования;
  • прокурор обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня после внесения сведений об уголовном правонарушении в Едрей, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган предварительного расследования и поручить проведение досудебного расследования;
  • прокурор дает поручения и указания следователю о конкретных уголовных производств;
  • следователь передает материалы уголовных производств по подследственности и по указанию прокурора принимает материалы к своему производству;
  • прокурор принимает процессуальные решения в случаях, предусмотренных УПК, в том числе по закрытию уголовного производства и продления сроков досудебного расследования;
  • прокурор согласовывает или отказывает в согласовании ходатайств следователя к следственному судье о проведении следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий, других процессуальных действий.

Виды взаимодействия следователя с экспертами, специалистами в соответствующих областях знаний осуществляется в процессе:

  • выполнение поручений правоохранительных органов при проведении ревизий, проверок и других действий по контролю за соблюдением законодательства Украины;
  • подготовка и проведение осмотра места происшествия;
  • проведение других следственных действий (следственного эксперимента, обыска и т.д.);
  • подготовка и сбор материалов для экспертного исследования;
  • сложных экспертных исследований, когда предварительные результаты нуждаются в уточнении вопросов, поставленных следователем, или становится необходимость в дополнительных материалах.

При расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, большое значение приобретает взаимодействие следователя с учреждениями Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственной налоговой администрации, Государственной контрольноревизионной службы и других государственных органов Украины, которые имеют право контроля за соблюдением организациями и гражданами законодательства.

Данный вид взаимодействия осуществляется в следующих формах:

  • передачи полученной при осуществлении контрольных функций и анализе информации, сведений, которые могут содержать признаки преступной деятельности;
  • получение сведений из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества, Государственной таможенной службой, Государственным комитетом статистики, другими министерствами, ведомствами, банковскими, финансовыми органами и организациями, в том числе информации о реальных проявления преступной деятельности ;
  • совместной разработки предложений, направленных на выяснение и устранение условий, способствовавших совершению преступлений данного вида.

В делах об экономических преступлениях следователи органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют взаимодействие с другими государственными органами по проверке своевременности представления документов, связанных с предпринимательской, внешнеэкономической деятельностью и др.

Органы государственной таможенной службы способствуют проведению оперативно-розыскных мероприятий (в зоне таможенного контроля), проводят проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов через таможенную границу.

При расследовании различных видов уголовных преступлений в зависимости от специфики сферы их совершения, предмета посягательства, преступных способов, применяемых, виновные следователи, взаимодействуют с различными государственными органами. При расследовании преступлений против жизни и здоровья, деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и т.п., возникает необходимость во взаимодействии с медицинскими учреждениями, использовании помощи специалистов-фармацевтов, химиков, ботаников, банка данных по этим вопросам.

В зависимости от решаемых при этом задач и характера их деятельности, вопросы взаимодействия можно условно разделить на группы организационного и уголовного процессуального характера.

К первой группе следует отнести:

а) совместное изучение и анализ материалов оперативной разработки или проверки. Особое значение такая форма взаимодействия приобретает в ситуациях, когда решается вопрос о реализации данных, собранных при применении оперативно-розыскных мероприятий;

б) совместное планирование следственных действий, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Данная форма взаимодействия органично связана с предыдущей. Они не могут существовать друг без друга. Результатом изучения и анализа материалов является принятие соответствующих решений, которые в данном случае находят свое воплощение в планах деятельности следователя и сотрудников оперативных подразделений. Разработка таких планов позволяет определить оптимальный порядок, последовательность производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, исключить несогласованные действий следователя и представителя оперативного подразделения. Разработка плана согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будет способствовать не только распределения компетенции, но и координации действий субъектов.

Исходя из мероприятий плана, следователь может ставить перед оперативным подразделением задачи по установлению существенных обстоятельств дела, потребуе применения оперативно-розыскных мероприятий. Это требует точ ного формулировки задач, четкого определения обстоятельств, которые интересуют следствие.

в) регулярный обмен информацией об обстоятельствах конкретного уголовного преступления. В процессе такого взаимодействия следователь получает возможность получить дополнительную информацию о событии, которой до этого не обладал.Несмотря на оперативно-розыскной характер, иногда она становится решающим основанием для принятия процессуальных решений (о проведении обыска, задержания подозреваемого и т.д.). Такая информация может также служить для определения тактики следственных действий (допросов, обысков и т.д.), а также зашифровки источники информации.

г) проведение совместных служебных совещаний (учений) по актуальным проблемам взаимодействия, а также обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с целью определения эффективных и результативных путей раскрытия преступления.

Ко второй группе форм взаимодействия можно отнести следующие:

а) проведение оперативным подразделением следователей (розыскных) действий по поручению следователя. Такое поручение для оперативного подразделения является обязательным к исполнению. Оно предоставляется в письменной форме. К такой форме взаимодействия следователь удается в тех случаях, когда в деле одновременно нужно провести несколько следственных действий с заинтересованными лицами, вызывается соображениями тактического характера (одновременно обыски в соучастников, их близких, по месту работы и т.п.). При этом следует помнить, что следователь ни при каких обстоятельствах не должен поручать другим лицам следственные действия. Это следственное действие, которые имеют существенное значение для формирования его внутреннего убеждения и принятия важнейших решений по делу. К ним можно отнести, например, сообщение о подозрении и допрос подозреваемого.

б) взаимодействие в процессе производства конкретного следственного действия или работа в составе следственно-оперативной группы. Участвуя в производстве следственного действия, сотрудник оперативного подразделения предоставляет следователю помощь в наблюдении за участниками, осуществлении поисковых действий, в том числе с применением технических средств. При этом обмен информацией происходит в кратчайшие сроки. Полученная таким образом информация немедленно передается следователю и может использоваться для корректировки тактики следственного действия.

Следственно-оперативные группы создают для расследования сложных и объемных уголовных правонарушений. Работники оперативного подразделения, введенные в состав группы, по поручению следователя (руководителя группы) могут проводить следственные действия.


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter