Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)


Виды средств информационного обеспечения расследования


Расследование, как специфический вид познавательной деятельности осуществляется с помощью соответствующих средств.

К средствам, которые предоставляются в распоряжение следователя уголовно-процессуальным законом можно отнести средства обнаружения, фиксации и исследования доказательств; процессуальные меры принуждения и средства организации следственной работы.

Анализ средств информационного обеспечения целесообразно осуществлять по их содержанию и форме. Их классификация, играет важную роль и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Она способствует раскрытию связей между группами объектов (классами, родами), классифицируемых и проникновению в суть явлений, которые узнают, с целью правильной оценки полученной информации.Классификации позволяют сгруппировать все средства информационного обеспечения в определенную систему, исследовать связи между ними, осознать их групповые особенности и уточнить место каждого из них в общей системе, а также их роль в процессе уголовно-процессуального познания.

Следует отметить, что все действия по информационному обеспечению, по средствами правового регулирования, можно разделить на две большие группы: процессуально определенные и факультативные.

Процессуальными следует считать все действия, проводимые в рамках уголовного процесса и регламентированы УПК.

В группу процессуальных средств информационного обеспечения относятся процессуальные действия:

- Определяющие движение материалов уголовного производства и процессуальный состояние ее участников (объявление о подозрении, вынесения постановления о признании участником процесса, разъяснение прав и т.п.);

- Обеспечивающие возможность получения доказательной информации и явку участников процесса (применение мер, отстранение подозреваемого от должности, временное изъятие имущества, временный доступ к вещам и документов и др.);

- Реализующих процессуальные права участников процесса (фиксация и решения ходатайств, открытие материалов производства и др.);

- Направленных на сбор и проверку доказательств;

- Состоящие в использовании доказательств для формулирования и обоснования выводов о результатах производства (составление обвинительного акта)

Вторая группа - факультативные (непроцессуальные ) средства информационного обеспечения. Это ни в коей мере не должно создавать впечатление о полном отсутствии их законодательного урегулирования.

По познавательной направленности средства информационного обеспечения возможно разделить на две группы. К первой относятся те, с помощью которых выявляют источники информации, исследуют ее и получают определенные знания. Это могут быть любые процессуальные действия, в том числе следователи гласные и негласные следственные (розыскные) действия.

Вторая группа средств создает условия и обеспечивает успешную реализацию средств первой группы. Их можно назвать организационными. Часть из них предусмотрена УПК, то есть имеет процессуальный характер и осуществляются в соответствии с нормами УПК (например, вызов свидетеля или потерпевшего). Применение других осуществляется в соответствии подзаконных нормативных актов и научных рекомендаций, разработанных в области криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к вопросам организации взаимодействия, планирования, проведения отдельных следственных действий или тактических операций и тому подобное.

К таким средствам следует отнести организационно-технические действия - получение информации из непроцессуальных источников, - планирование и подготовку процессуальных действий, выступления перед общественностью и т.п., организационные меры процессуального характера (направление запросов, истребование документов, предметов и т.д.), которые следователь применяет для установления места укрытия преступника, похищенного имущества и т.п., можно рассматривать как розыскные действия следователя, предусмотренные УПК. То есть это действия по правовой природе процессуальные, а по характеру розыску.

Во многих случаях организационно-технические мероприятия выступают структурным элементом следственной тактики. Указанные действия многогранные и обусловливаются характером следственной ситуации на конкретный момент расследование. Действующий УПК называет два вида непроцессуальных действий: розыскные и оперативно-розыскные.Порядок осуществления этих действий урегулированы Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", другими законами и подзаконными нормативными актами, которыми регламентирована деятельность правоохранительных органов и их подразделений по вопросам охраны правопорядка, обеспечения прав и свобод граждан, противодействия преступности.

Проверка типовых версий может осуществляться, как правило, процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями. В отыскании источников информации о преступлении важная роль принадлежит оперативно-розыскным мероприятиям. Именно их осуществления, как показывает следственная практика, позволяет в кратчайшие сроки установить лиц, владеющих информацией о преступлении.Видимо, не случайно на начальном этапе раскрытия сложных преступлений на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа. В то время, когда следователь производит осмотр места происшествия, сотрудники оперативных аппаратов проводят определенные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе направленные на проверку типовых версий, и выявление источников информации.

В систему средств информационного обеспечения расследования относятся:

Процессуальные средства, которые могут быть разделены на две большие группы:

а) следователи (розыскные) действия - они всегда связаны с получением необходимых фактических данных, является достаточно эффективным средством для сбора доказательств, гарантией установления истины;

б) процессуальные действия, имеющие другую процессуальную форму: требования (передать, представить определенные документы, предметы и т.п.); поручения (провести инвентаризацию, ревизию и т.п.) запросы (сведений о деятельности предприятий, учреждений, организаций за определенный период и т.п.).

Административно-правовые действия: проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, когда имеются достаточные основания подозревать их в совершении уголовного преступления; осмотр лиц (в порядке, предусмотренном законом, при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или устройства, наркотические средства или психотропные вещества) их вещей, ручной клади и багажа, изъятия указанных предметов при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверка разрешения (лицензии) на осуществление определенных действий или занятие определенной деятельностью; получения (от граждан и должностных лиц) необходимых объяснений, сведений, справок, документов и копий с них; посещения (вхождение) жилых и других помещений граждан, принадлежащих им земельных участков, территории и помещений, занимаемых организации, и обзор их во время преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; освидетельствование (в установленном законом порядке) лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических веществ, направление или доставки таких лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения; личный досмотр (в соответствии с законодательством) пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте; проверка документов на право пользования транспортными средствами и пользования грузом перевозят их осмотр; осмотр транспортных средств по подозрению, что они используются в противоправных целях; посещение помещений, занимаемых организации независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, используемые исключительно для работы консульских учреждений); осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изъятие необходимых документов на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцов сырья и продукции; проведение контрольных закупок;проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций; получения от должностных и материально-ответственных лиц сведений и объяснений по факту нарушения законодательства и др.(Ст.11 Закона "О милиции"). Все указанные действия имеют правовой характер. Их ход и результаты находят отражение в соответствующих документах, содержащих информацию, которая в дальнейшем может составлять сущность судебных доказательств и способствовать доведению в уголовном производстве.

Оперативно-розыскные мероприятия подразделений МВД Украины имеют важную роль в системе информационного обеспечения. Определение оперативно-розыскного мероприятия и его однозначное понимание имеет важное значение для теоретиков и практиков. Четкое понятие оперативно-розыскных мероприятий позволит теоретикам определить их сущность, правовую природу, классифицировать по определенным признакам, развивать и совершенствовать каждый из этих мероприятий. Данная неопределенность для практиков приводит к нарушению законности, прав и свобод человека, превышение или полномочий, снижает эффективность деятельности оперативных подразделений в противодействии преступности.

Под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать предусмотренную законом систему взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, направленных на сбор и получение информации (и ее источников) значимой для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения других оперативно-тактических задач в противодействии преступности.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности является составной частью информатизации правоохранительных органов, является неотъемлемой частью информационной системы Украины.

Для эффективной борьбы с организованной преступностью оперативным подразделениям необходимо иметь соответствующую оперативную информацию о деятельности криминальных структур, процессов, происходящих в преступной среде, лидеров и авторитетов организованных преступных группировок. Министерство внутренних дел Украины, в частности, в своих нормативно-правовых актах, сосредоточивает внимание на качественно новом уровне деятельности по совершенствованию тактики и методики раскрытия и расследования преступлений, внедрении в практику деятельности передовых отечественных и зарубежных форм и методов работы.

Научно обосновано и практически доказано, что важным средством повышения эффективности правоохранительной деятельности является информатизация всех направлений работы по борьбе с преступностью и охраны общественного порядка.

Одной из основных задач функционирования системы информационного обеспечения оперативных подразделений в современное время становится задача информатизации оперативно-розыскной деятельности ОВД Украины. Согласно ведомственной информационной политикой эта задача неразрывно связано с формированием информационной среды органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, состоящая из ведомственных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры правоохранительных органов.

Известно, что оперативно-розыскная деятельность является одной из самостоятельных отраслей государственно-правовой деятельности. Согласно ст. 1 Закона Украины от «Об оперативно-розыскной деятельности» «Задачей оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.».

Однако важность задач оперативно-розыскной деятельности становится наглядной, если еще раз обратиться к анализу и осознанию задач ОРД:

  • предупреждение, пресечение, расследование преступлений, розыск преступников, лиц, пропавших без вести, возмещение причиненных материальных убытков;
  • сбор фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном производстве или послужить поводом к началу производства и проведения гласных и негласных следственных (розыскных) действий;
  • обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном производстве;
  • информирование государственных органов о фактических обстоятельствах событий, прогнозы и анализ развития событий, опасные для общественного порядка, жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей;
  • взаимное информирование подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;
  • информирование международных правоохранительных организаций и правоохранительных систем отдельных государств согласно договорам и соглашениям;
  • разработка организационных и тактических мер по борьбе с преступностью, проведения научных исследований, обучения оперативных сотрудников формам и методам ОРД.

Во многих случаях наряду с гласными, предусматриваемые КПК, мерами по установке и обнаружения нарушителей, следует использовать и негласные оперативно-розыскные методы поиска, порядок проведения которых регулируется не Уголовным процессуальным кодексом, а другими законами и нормативными актами. Если сравнивать обычные уголовно-процессуальные действия с теми, что осуществляются при оперативно-розыскной деятельности, то их отличает в основном лишь степень секретности проведения.

Для обеспечения оперативного обмена сообщениями и информацией оперативно-розыскного характера между подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, создаются отраслевые информационные сети, которые являются составной частью информационной сети правоохранительных органов. В правоохранительных ведомствах организуются специальные отраслевые службы, занимающиеся информационным обеспечением, в МВД Украины это, в частности, Департамент оперативной информации (ДОИ). Следует отметить, что информационные отраслевые сети всех уровней (центральный, региональный, территориальный) - это ведомственные сети закрытого типа и не допустим подключения их к информационным сетям общего пользования.

При построении компьютерных сетей используются новейшие информационные технологии с применением оптово-волоконных, ведущих и радиоканалов передачи данных, сертифицированных программно-аппаратных средств, обеспечивающих надежность, достоверность и конфиденциальность обмена. При создании информационных сетей для взаимодействия оперативных подразделений, в интересах информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, обязательно учитывается необходимость оперативности и безопасности информационного обмена.

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел Украины в Департаменте оперативной информации МВД Украины разработаны и совершенствуются автоматизированные информационные системы, осуществляющие информационную поддержку оперативно-розыскной деятельности. Известно, что в структуру ГОИ МВД Украины входят, в частности, центр криминальной информации и центр оперативно-справочной информации.

Центр криминальной информации проводит комплекс мероприятий по сбору, обработке, анализу и выдачи информации оперативного и оперативно-розыскного назначения, которая используется, в частности, оперативными подразделениями при раскрытии и расследовании преступлений. Центр состоит из отдела оперативно-розыскных операционных подсистем, отдела оперативного информирования органов внутренних дел, отдела обработки оперативной информации, отдела эксплуатации банка данных «Наркобизнес» и межведомственной информации.

Центр оперативно-справочной информации осуществляет ведение персонального оперативно-справочного и дактилоскопического учета, обеспечивает органы внутренних дел, СБУ, прокуратуру, суды и другие правоохранительные органы и учреждения оперативно-справочной информацией о лицах, совершивших преступления на территории Украины, были арестованы, задержаны за бродяжничество, скрывающихся от следствия и суда, а также о жертвах политических репрессий. Этот Центр состоит из отдела оперативно-справочного учета (оперативно-справочная картотека), отдела компьютеризации оперативно-справочных учетов, отделение дактилоскопического учета.

Вполне понятно, что для функционирования автоматизированных информационных систем необходимая информация, которая, в частности, получаемой от работников оперативных подразделений. Под информацией следует понимать любые сведения о событиях, лицо, предмет и их качества, документы и их содержание, которые могут быть сформулированы в доступной для человека форме и могут быть переданы от одного человека к другому.

Методы, приемы и средства обработки больших массивов информации с целью получения из общего массива, необходимых в данном случае сведений соответствии с установленными критериями составляют информационные технологии. Информационные технологии используются для обработки базы данных, которая представляет собой определенный массив информации представленной в электронном виде и доступны для обработки и хранения при помощи электронно-вычислительных машин.Информационные технологии применяются при машинной (компьютерной) обработки данных, которые содержатся в различных базах данных.


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter