Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)


Специфика следственной деятельности и ее психологическая структура


Среди юридических специальностей профессия следователя требует не только задатков, призвание и образования, но и значительного жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Деятельность реализуется в стремлении следователя расследовать уголовное дело, раскрыть все обстоятельства преступления, она также охватывает широкий спектр сбора исходной информации с целью решения профессиональных задач.

При решении профессиональных задач следователь сталкивается с определенными психологическими особенностями деятельности, характеризуются:

  • процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия;
  • высокой формализованность социально-ролевой функции следователя;
  • познавательно-поисковой направленности;
  • оперативностью (практические результаты одной действия определяют выбор иного действия);
  • наличием властных полномочий;
  • широкой социальной коммуникативной взаимодействием;
  • ризноплановистю социальных ситуаций, в которых приходится работать;
  • повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения;
  • противодействием и сопротивлением заинтересованных лиц правомерным действиям следователей;
  • ускоренным темпом;
  • неотложностью действий (отсрочка может привести к изменению обстановки, утрате следов и доказательств, важной информации от свидетелей);
  • совмещение нескольких видов деятельности - психолога, оперуполномоченного, социолога и тому подобное;
  • влиянием большого количества стресс-факторов;
  • напряженностью, неопределенностью, экстремальности, исключительностью но не типичностью;
  • автономностью деятельности, необходимостью самостоятельно принимать ответственные решения, иногда не согласовывая их с руководством.

Эти и другие психологические особенности профессиональной деятельности влияют на психическое и физическое состояние следователя, результативность и качество осуществления правоохранительных функций.

Психологический анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность следователя, то есть его функций обязанностей и прав, позволяет построить общую структуру деятельности следователя.

Итак, следственная деятельность может рассматриваться как совокупность определенных ее видов, а именно:

Гносеологическая (с греческого «gnosis» - знание, «logos» - учение) деятельность - поиск, восприятие, анализ и обобщение информации для установления истины и предупреждения и расследования преступления; изучение объектов следственной деятельности средствами диагностирования, выяснение, выявления, анализа, оценки, систематизации, классификации и тому подобное; для получения и отработки значимой информации, познания их сущности, противодействия влиянию и тому подобное.

Главная задача гносеологической деятельности следователя - получение системы доказательств по надежным признакам события, позволяющей установить личность преступника и раскрыть механизм совершения преступления.

Гносеологическая деятельность состоит из таких ее разновидностей:

а) аналитико-оценочная - анализ и оценка условий, средств, методов, форм, мероприятий, результатов, объектов следственной деятельности. В процессе познания следователь мысленно расчленяет объект анализа, выделяет в нем различные элементы.Объединяя многочисленные элементы, он абстрактно восстанавливает в памяти объект познания в его целостности, осуществляет сравнение от абстрактного к конкретному;

б) диагностическая (с греческого «diagnosis» - распознавание, определение) - распознавание и определение определенных признаков объектов следственной деятельности, их характерологических особенностей, мотивов преступного поведения;

в) прогностическая (с греческого «prognosis» - прогностический) - предвидение развития чего-то, что основывается на определенных данных) заключается в возможности предусматривать отклонения и нежелательные явления; предыдущем прогнозировании преступных действий и ошибок, последствий психологического воздействия; последствий принятых мер; поведения участников уголовного процесса; планирование последовательности оперативно-розыскных мероприятий и содержания действий на близкие и отдаленные перспективы и тому подобное;

г) эвристическая - применение новейших технологий и конструктивных приемов для сокращения времени, необходимого для решения задачи; нахождения новых нетрадиционных способов расследования и раскрытия преступления.

Гносеологическая деятельность следователя заключается в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения проблем, в творческом подходе к ситуациям, которые требуют познавательной активности. Простые задачи решаются алгоритмически - путем выполнения ряда заранее известных правил. Так, выявление и изъятие материальных следов, процессуальная их фиксация - пример простого алгоритмического задачи. Решение сложных задач связано с творческим, эвристическим поиском ответа в проблемных ситуациях.

Поисковая деятельность - изучение особенностей объектов, условий, средств следственной деятельности; выделение из окружающей среды важной криминалистической информации (следов преступника, потерпевшего, оружия, средств преступления и др.).

Главная задача поисковой деятельности следователя - достоверное воспроизведение преступления.

Поисковая деятельность состоит из таких ее разновидностей:

а) реконструктивная - нахождение вещественных доказательств, восстановления обстоятельств события преступления; отбора, упорядочения, определение средств, форм, методов и тому подобное. Процесс расследования - чрезвычайно сложная работа, связанная с воспроизведением события прошлого, а потому требует значительных логико-интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий. В процессе расследования следователь путем чувственного восприятия и логического мышления и процессуальных действий воспроизводит реальную картину события преступления;

б) конструктивная - процесс моделирования будущей следственного действия, ситуации, социального взаимодействия.

Коммуникативная деятельность - заключается в социально-правовой коммуникации в группах: «субъект-объект профессионального интереса», «субъект-субъект», «субъект-группа», «субъект-коллектив» для получения, проверки и уточнения необходимой информации и тому подобное. Главная задача коммуникативной деятельности следователя - установление контакта для получения достоверной информации о преступлении.

Коммуникативная деятельность следователя включает в себя следующие разновидности:

- коммуникативно-перцептивная - заключается в восприятии объекта следственной деятельности, выявлении ложных показаний и показаний, понимании невербальных признаков неискренности;

- коммуникативно-суггестивная - заключается в убеждении объектов следственной деятельности с целью раскрытия и расследования преступлений, предупреждение правонарушений, пресечения преступных посягательств;

- коммуникативно-служебная - заключается в служебной коммуникации с коллегами, руководством, государственными и негосударственными учреждениями.

Коммуникативная деятельность является ведущим видом, что будет способствовать установлению истины при расследовании преступления. При расследовании и раскрытии преступлений следователи постоянно вступают в определенные отношения со многими людьми - свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, экспертами, работниками прокуратуры, членами следственно-оперативной группы и тому подобное.

Организационная деятельность - организация эффективного применения форм и средств следственной деятельности и взаимодействия подразделений; распределение выполнения необходимых поручений работникам оперативных подразделений;привлечения специалистов, экспертов; выявления вещественных доказательств, установления свидетелей и тому подобное.

Главная задача организационной деятельности следователя - организация взаимодействия работников различных служб и ведомств для получения доказательной информации.

Профилактическая деятельность - прекращение возможных преступлений;выявление причин и условий, способствующих преступности; осуществление коррекции нежелательной позиции участников расследования. Главная задача профилактической деятельности следователя - предупреждение общественно опасных преступных посягательств, устранения причин и условий, способствующих преступности; .

Психологическое воздействие как осознанная деятельность. Заключается в осуществлении следователем продуманного планомерного психологического воздействия на различные категории лиц для коррекции их нежелательной позиции или поведения (легкомысленной, аддитивной, противоправного); диагностирования индивидуально-психологических особенностей участников уголовного процесса и отбор наиболее действенных методов и приемов целенаправленного психологического воздействия на них.

Главная задача психологической деятельности следователя - применение психологических знаний, умений и навыков в ходе следственных действий.

Удостоверяющий деятельность - предоставление всей полученной информации специальных, предусмотренных законом форм (протокола, постановления, объяснения, пояснительной записки и т.д.). Следователь исходную информацию получает в виде конкретных чувственных образов, возникающих во время обыска, осмотра, следственного эксперимента и т.п., выслушивание показаний, предоставленных устно (во время допроса, очной ставки) или чтения показаний, предоставленных письменно, в виде документов, протоколов, справок и т.д. .

В последнее время в следствии активно применяются технические средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда - стенография, что требует от следователя более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса.

Итак, психологическая структура следственной деятельности представлена ??функционально-деятельностными компонентами, которые достаточно сложны, внутренне содержательно наполнены и четко отражают ее содержание. Эта структура позволяет определить перечень профессионально важных психологических качеств лиц, осуществляющих определенный вид деятельности, объем необходимых для успешной профессиональной деятельности психологических знаний и умений.


Категорія: Основа слідчої діяльності (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter