Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Нормативное содержание основных принципов международного права

23. Нормативное содержание основных принципов
международного права

Согласно принципу неприменения
силы или угрозы силой
, все государства обязаны воздерживаться от угрозы силой
или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости
других государств или каким-либо иным образом, несовместимыми с целями ООН.

Согласно принципу мирного разрешения
споров
, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами
мирным за способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир,
безопасность и справедливость.

На основе принципа невмешательства
во внутренние дела государств
, государство вправе самостоятельно выбирать свою
политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства со
стороны других государств.

Согласно принципу сотрудничества,
государства обязаны, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных
проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также
поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные
коллективные меры.

В силу принципа равноправия и самоопределения
народов
все народы имеют право свободно определять без вмешательства из вне
свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное
развитие, и каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий,
которые могли бы помешать народам осуществлять это право.

Согласно принципу суверенного равенства,
все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют
равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

Согласно принципу добросовестно выполнения
обязательств
по международному праву, государства обязаны добросовестно выполнять
взятые на себя международные обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов
и норм международного права и с соответствующей международному праву договоров и
других соглашений, участниками которых они являются.

Основное содержание принципа нерушимости от государственных границ сводится
к трем элементам:

  1. признание существующих
    границ;
  2. отказ от каких-либо территориальных притязаний;
  3. отказ от любых других посягательств на эти границы.

Принцип территориальной целостности
государств
— государства должны уважать территориальную целостность друг друга
и воздерживаться от любых действий, которые несовместимы с целями и принципами Устава
ООН.

Принцип уважения прав человека и основных
свобод
. Государства должны уважать права человека и основные свободы, включая
свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех без различия расы, пола, языка
или религии.

 

 

24. Понятие и виды субъектов международного
права

Под субъектом международного правапонимают носителя международных прав и обязанностей,
вытекающих из норм международного права
.

В зависимости от происхождения,
политико-правовой природы, наличия или отсутствия суверенитета, а также характера
участия в международных правоотношениях можно выделить следующие группы субъектов
международного права:

1) первичные (суверенные)
субъекты международного права
— есть государства, а при некоторых условиях
— и нации и народы, самостоятельно принимают участие в международных отношениях
и пытаются создать собственные формы государственности. Они никем не создаются,
возникают в результате объективных исторических процессов и в силу только своего
существования (ipso facto) являются носителями международных прав и обязанностей.
Первичные субъекты имеют универсальную международную правосубъектность, то есть
могут иметь и своими действиями реализовывать любые международные права и обязанности;

2) вторичные (несуверенным)
субъекты международного права
— создаются первичными, и наделяются ими в
зависимости от их намерений и желаний определенным и всегда ограниченным объемом
международной правоспособности. В данную группу включаются международные межправительственные
организации, государственноподобные образования и другие самостоятельные политические
единицы. Они не обладают суверенитетом и наделяются специальной международной правосубъектностью,
поскольку содержание и объем их прав и обязанностей, как правило, определяется,
в международном договоре между учредителями таких образований и является более узким,
чем объем правоспособности первичных субъектов;

3) специфические субъекты
международного права
— участвуют в международных отношениях лишь эпизодически,
в отдельных случаях, а их международная правосубъектность — скорее исключение, чем
правило. Всегда находятся под суверенитетом какого-либо государства. К ним относятся
международные неправительственные и другие общественные организации, политические
партии, транснациональные корпорации, физические лица.

 

 

25. Понятие и содержание международной
правосубъектности

Международная правосубъектность выражается в обладании определенными правами
и обязанностями, которые возникают из норм международного права.

Международная правосубъектность состоит из международной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Международная
правоспособность
— это способность
владеть международными правами и обязанностями, тогда как международная дееспособность — это способность приобретать собственными действиями международные права и нести
международные обязанности.

Под международной деликтоспособность понимается способность нести международно-правовую
ответственность.

Содержание международной правосубъектности
зависит от вида субъекта международного права. Международная правосубъектность которая
является универсальной (полной) включает способность к:

  • заключения договоров;
  • поддержание дипломатических и консульских отношений;
  • участие в международных организациях;
  • обращение к мирным средствам разрешения международных споров;
  • применения самообороны;
  • несения международно-правовой ответственности

Содержание международной правосубъектности производных субъектов определяется
намерениями субъектов, которые их делают. Так, содержание правосубъектности международных
организаций следует из положений их уставов, в связи с чем говорят о специальном
характер правосубъектности международных организаций.

 

 

26. Ограничение международной
правосубъектности

В исторической ретроспективе международному праву известны несколько способов
ограничения международной правосубъектности, а именно: отношения вассалитета, колониальные
территории, территории доминионов и протекторатов, кондоминиумы, несамоуправляющиеся
территории, подмандатные и подопечные территории, а также территории с неопределенным
статусом. Эти территории характеризовались ограничением или отсутствием суверенитета,
а отсюда — международной правосубъектности.

Вассалитет был одним из видов международной опеки, согласно которому государство-сюзерен
в международных отношениях полностью или из важнейших дел представляло вассальное
государство. Вассалитет возникал на основании заключения международного договора.

Колонии — это зависимые территории, находящиеся под властью иностранного государства
(метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управление
которыми осуществляется в особом порядке.

В зависимости от степени самоуправления колонии делились на:

  • самоуправляющиеся колонии — доминионы, которые прошли развитие от полного
    отсутствия межд. правосуб. к частичной правосуб., а впоследствии и к полной правосуб.;
  • колонии, пользовались самоуправлением по вопросам внутренней политики;
  • колонии, государственное управление в которых осуществлялось метрополией;
  • протектораты;
  • подмандатные территории.

Протекторат — это договорные отношения между двумя государствами (сильным и слабым),
устанавливающих взаимные права и обязанности. Согласно договору более сильное государство
(государство-протектор) брало на себя обязательства защищать своего партнера, а
слабое государство, формально сохраняя свой суверенитет, обязывалась выполнять определенные
обязанности, обусловленные договором. Государство-протектор таким образом выполняло
в отношении государства, находящегося под протекторатом, внешнеполитические и оборонные
функции при внешнем сохранении доколониальных форм управления.

Близкие к колониям по
своим правовым признакам кондоминиумы — территории, находящиеся под общим управлением нескольких государств. Примером
современного кондоминиума являются Андорра, которая находится под совместным управлением
Испании и Франции.

Подмандатные и подопечные территории по своему правовому статусу подобные отношений
протектората, но в отличие от последнего базировались не в договоре, а на нормах
МП.

Система опеки «для управления теми территориями, которые могут быть включены
в нее последующими индивидуальными соглашениями и для наблюдения за этими территориями»
была одобрена Уставом ООН (статья 75). В системе опеки главной задачей управляющей
государства было формирование суверенитета. Надзор за управлением подопечными территориями
полагался на действующую под руководством Генеральной Ассамблеи ООН Совет по опеке
(глава XIII Устава ООН).

Правовой статус несамоуправляющихся территорий определен в главе XI Устава
ООН, в которой закреплена ответственность членов ООН за управление территориями,
народы которых не достигли еще полного самоуправления.

Правовой режим территории с неопределенным статусом (sub judice) характерен
для территорий, находящихся под оккупацией или другим незаконным владением, не приводит
к признанию над ними суверенитета государства, которое владеет этими территориями.

Провозглашая в Декларации о принципах международного права 1970 принцип равноправия
и самоопределения народов, было признано отдельный статус территорий колоний и несамоуправляющихся
территорий, который будет существовать до тех пор, пока народ данной колонии или
несамоуправляющихся территорий не окажет свое право на самоопределение в соответствии
с Устава ООН.

 

 

27. Международная правосубъектность
государств

Государство является основным субъектом международного права. Международная
правосубъектность государств возникает из самой природы международного права. Следует
подчеркнуть, что все государства имеют статус субъекта международного права. Только
государство имеет полную право- и дееспособность. Другие субъекты имеют ограниченную
право- и дееспособность, объем которых определяется государствами. Именно государства
могут создавать другие субъекты международного права.

Международные соглашения, оперируя понятием «государство», не дают определения
его содержания. Единственным международным договором, в котором предоставлено дефиницию
государства является Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 р.

Несмотря на региональный характер этой Конвенции, в доктрине международного
права статья 1 Конвенции используется для определения государства как субъекта международного права. Согласно этому
положению, государство как субъект международного права должно иметь следующие составляющие:

постоянное население;

определенную территорию;

правительство;

— а также способность устанавливать отношения с другими государствами.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.

Суверенитет означает верховенство государства в пределах ее территории и
независимость и самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитетом государства является территориальное верховенство, территориальная
целостность, нераздельность государственной власти, независимость государственной
власти.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+
Предыдущий раздел