Поиск по сайту

Административное право в системе права Украины


Административное право (от administrare (лат.) – управлять) – отдельная отрасль права в системе права Украины, нормы которой регулируют общественные отношения, сложившиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно поэтому административное часто называют «управленческим правом», или «правом управления».

Административное право как одна из основных отраслей публичного права является крупнейшей по объему своего содержания, регулирует огромный круг общественных отношений. Особенностью данных отношений является то, что они возникают лишь в результате властной деятельности, деятельности от имени публичной власти, и в них всегда участвует соответствующий властвующий субъект - орган исполнительной власти, орган местного самоуправления.

Наиболее тесная связь существует между административным и конституционным правом. Ведь с помощью норм конституционного права закладываются основы правового статуса целого ряда субъектов административного права, фундамент, на котором выстраиваются остальные административно-правовые нормы.

Но этим не исчерпывается связь конституционного и административного права. В нормах конституционного права закреплены отдельные общие принципы государственного управления. Например, принцип законности. Этот принцип получает воплощение в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуры деятельности органов исполнительной власти в разных сферах.

Несмотря на существенные различия в методах правового регулирования, определенные связи существуют между административным и гражданским правом. В отдельных случаях могут совпадать элементы предмета регулирования указанных отраслей. Нормами административного права, как и нормами права гражданского, регулируются определенные имущественные отношения. Но если для гражданского права характерной чертой является юридическое равноправие субъектов имущественных отношений, то в административном праве имущественные отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с реализацией субъектами своих властных полномочий. Примером могут быть отношения, связанные с приватизацией имущества, находящегося в государственной собственности, или отношения, связанные с управлением государственным имуществом.

Достаточно часто в отечественной практике гражданские правоотношения находятся в сфере административно-правового регулирования, прежде всего там, где для регулирования определенных общественных отношений не хватает возможностей отдельно каждой из указанных отраслей права.

Это вообще не значит «посягательство» на самостоятельную роль гражданского права в регулировании имущественных отношений, но свидетельствует о том, что государство дополнительно применяет административно-правовой метод регулирования в тех случаях, когда регулируемые отношения представляют значительный интерес именно для государства.

Тесная связь существует между административным и уголовным правом. Последнее как отрасль чисто охранной направленности создает специфический режим охраны отношений в сфере государственного управления путем установления уголовной ответственности за посягательство на действующий порядок управления.

Административное право определенным образом связано и с трудовым правом. Общим признаком здесь выступает регулирования отношений государственной службы. хотя государственная служба является одним из ведущих институтов административного права, но в той части, в которой государственная служба имеет признаки трудового процесса, она регулируется с помощью норм трудового права. Это касается прежде всего вопросов рабочего времени, отпусков, дисциплинарной ответственности государственных служащих и т.п.

Кроме того, с помощью института административной ответственности обеспечивается охрана трудовых правоотношений. Например, Кодексом Украины об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда, а также за правонарушения, связанные с заключением и выполнением коллективных договоров.

Очень выразительными есть связи, существующие между административным правом и так называемыми комплексными, или предметными, отраслями права, к которым относятся финансовые, таможенные, налоговые, банковские, предпринимательские, земельные, аграрные, экологические отрасли права. Особенности связей с данными отраслями состоят в том, что, во-первых, в них широко используется присущий публичному праву императивный метод правового регулирования, а, во-вторых, охранная функция этих отраслей реализуется преимущественно с помощью института административной ответственности.


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 19
0  
Користувачів 328
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
На якому ти курсі ?