Принципы государственного управления: понятие, виды и их характеристика


 Принципы государственного управления – это его положительные закономерности, опознаны наукой и практикой, закрепленные в правовых нормах или являются обобщением действующих в государстве юридических правил.

В учебной литературе приводятся и другие определения. Например, принципы государственного управления – это основополагающие начала, руководящие наставления, определяющие важнейшие правила, по которым осуществляется и организуется управление.

Принято выделять следующие группы принципов государственного управления:

1) социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность) равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;

Социально-политические принципы – это общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в стране управленческие структуры. Одним из важнейших социально-политических принципов является демократизм. Уже в ст. 1 Конституции Украины указано, что Украина есть суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Естественно, что определяющая черта государства сводится у важнейший принцип ее управленческой деятельности. Одним из важнейших условий успешного построения демократического, правового, социального государства является обеспечение реального участия граждан в решении всего разнообразия вопросов государственной и общественной жизни. Именно поэтому участие населения в управленческой деятельности государства является непременным принципом государственного управления, закрепленным в Конституции, законах Украины и многих подзаконных актах.

Так, ст. 5 Конституции Украины фиксирует положение о том, что народ Украины, будучи единственным источником власти в государстве, осуществляет ее как непосредственно, так и через систему органов государственной власти и местного самоуправления;

ст. 38 Конституции предоставляет гражданам право участия в управлении государственными делами; ст. 140 Конституции определяет местное самоуправление как право территориальной общины (жителей сел, поселков, городов) - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Действующее законодательство предусматривает различные формы участия населения в управлении государственными делами. Среди них, например, участие в референдумах (статьи 38, 69, 70, 72 Конституции Украины); служба в государственных органах управления (ст. 4 Закона Украины от 16 декабря 1993 p. "О государственной службе"); объединение в политические партии для участия в выработке государственной политики и формирования органов, власти (ст. 2 Закона Украины от 16 июня 1992 p. "Об объединении граждан") обращение с предложениями рекомендациями в органы государственной власти, направленные на совершенствование их управленческой деятельности (ст. 3 Закона "Об обращениях граждан")

Особое место среди всех принципов государственного управления принадлежит принципу законности. Статья 1 Конституции определяет Украину как правовое государство, ст. 8 закрепляет как государственный принцип верховенство права, а статьи 6 и 19 устанавливают, что органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Это означает, что строгое и неуклонное соблюдение законов и подзаконных актов.

Гласность позволяет гражданам видеть механизм формирования и реализации государственно-управляющего воздействия и протекания всех управленческих процессов. Важное место среди принципов государственного управления занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей общественного развития, учета реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства по реализации тех или иных управленческих решений.

2) принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный;

Отраслевой принцип реализуется в такой структурном построении, где однородные по характеру деятельности объекты закреплены за соответствующим органом управления и образуют сферу его управленческой деятельности. Субъектов, осуществляющих управление по отраслевому принципу, принято называть отраслевыми органами государственного управления.

Территориальный принцип получает выражение в такой структурном построении, при которой государственные органы осуществляют комплексное управление на определенных, четко очерченных территориях.

3) принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, разделение управленческого труда; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур. Соблюдение этих принципов позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственных служащих, персонала научно-исследовательских учреждений, технических работников. С помощью этих принципов обеспечивается принятия правильных управленческих решений, организация и применение рациональных управленческих процедур, действенный контроль и исполнительская дисциплина. Они фиксируются в соответствующих нормативных актах.

Принцип нормативности используется для правового регулирования деятельности аппарата государственного управления.


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 19
3  
Користувачів 281
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Якою мовою Ви розмовляєте ?