Организационно-правовые основы государственного управления в области национальной безопасности


Под национальной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Безопасности достигают проведением единой политики в сфере ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационно-правового и иного характера адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Она охватывает мероприятия не только политического, экономического, правового, но и экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий по национальной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.

Силы (субъекты) обеспечения национальной безопасности тоже разнообразны. Они включают:

Украинский народ - граждане на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления выражают и реализуют свое видение по обеспечению национальной безопасности, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность;

Верховную Раду Украины - в пределах своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц по осуществлению ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности;

Президента Украины как главу государства - обеспечивает государственную независимость, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны;

Совет национальной безопасности и обороны Украины как координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины - координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны;

Кабинет Министров Украины - принимает меры по обеспечению обороноспособности, национальной безопасности и борьбы с преступностью;

Конституционный Суд Украины - решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере национальной безопасности Конституции Украины и дает официальное их толкование;

Суды общей и специальной юрисдикции - осуществляют правосудие в сфере обеспечения национальной безопасности;

Прокуратуру Украины - осуществляет надзорные полномочия в сфере национальной безопасности;

Национальный банк Украины - разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах национальной безопасности;

министерства и другие центральные органы исполнительной власти - в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере национальной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности и применения соответствующие силы и средства безопасности.

Особую роль в этой сфере отведено военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Украины, внутренние войска, органы и подразделения МВД Украины, государственная пограничная служба Украины, военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и др .

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 общее руководство безопасностью осуществляет Президент Украины. Он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, основными задачами которой в соответствии с Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» от 5 марта 1998 являются: определение стратегических интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут вызвать значительные социально-политические, экономические, военные и другие последствия, и меры по их ликвидации.

Кабинет Министров Украины осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по национальной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.

К основным органам специальных служб безопасности относятся: Служба безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственная охрана при МВД Украины и Государственная пограничная служба Украины.

Службу безопасности Украины и подчиненные ей органы возглавляет ее председатель, несущий персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины. Его назначает на должность Президент Украины.

Общее руководство деятельностью органов Службы безопасности Украины осуществляют Президент и Кабинет Министров Украины.

Органы Службы безопасности Украины составляют целостную централизованную систему, куда входят: Центральное управление Службы безопасности Украины; областные управления, их межрайонные, районные и городские подразделения; Служба безопасности АРК; органы военной контрразведки; военные формирования; учебные, научно-исследовательские и другие учреждения.

Региональные органы безопасности и органы безопасности в войсках прямо подчинено Центральному управлению Службы безопасности Украины. В своей оперативно-служебной деятельности они независимы от местных государственных администраций и органов местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.

Органы Службы безопасности Украины имеют в своем распоряжении учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников основывается на принципах законности, уважения прав и достоинства личности, внепартийности, единства системы органов и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Деятельность этих органов осуществляется по следующим основным направлениям:

1) контрразведывательная деятельность;

2) борьба с коррупцией и организованной преступностью;

3) разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда безопасности Украины.

Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступностью составляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений; проведения дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности Украины осуществляют также мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя Украины; решают другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность - это комплекс мероприятий специального назначения, направленных на информационно-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней деятельности, связанных с национальной безопасностью.

В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» закреплено обязанности и права ее органов. В соответствии со своими основными задачами они обязаны: осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу; проводить мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений; выявлять, пресекать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено к их компетенции; проводить дознание и следствие по этим делам, разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений; осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства; участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны; оказывать помощь Пограничным войскам, органам внутренних дел, таможенной службы в борьбе с преступностью, нарушителями пограничного режима и таможенных правил.

Исходя из этих основных направлений деятельности, Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 определены основные направления государственной политики национальной безопасности Украины: в политической сфере - создание механизмов защиты прав граждан, предотвращение и устранение попыток вмешательства во внутренние дела Украины ; в экономической сфере - недопущение незаконного использования бюджетных средств, контроль за экспортно-импортной деятельностью; в социальной сфере - выявление и устранение причин, обусловливающих резкое расслоение общества, принятие своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам; в военной сфере - создание эффективных механизмов и проведение комплексных мероприятий по предотвращению возможной агрессии или военному конфликту, локализации и ликвидации их последствий, предотвращения попыток и устранения нарушений государственной границы и территориальной целостности Украины; в экологической сфере - внедрение и контроль за соблюдением научно обоснованных нормативов природопользования и охраны окружающей среды, контроль за состоянием окружающей природной среды; в научно-технической сфере - применение комплексных мер по защите и развитию научно-технического потенциала, выявление и устранение причин научно-технологического отставания; в информационной сфере - применение комплексных мер по защите своего информационного пространства, выявление и устранение причин информационной дискриминации Украины и др.

Указом Президента Украины «О контроле за деятельностью Службы безопасности Украины» от 22 октября 1998 утвержден основы осуществления контроля в этой сфере. Основное внимание уделено мерам, направленным на усиление контроля, применение новых форм его осуществления, в том числе таких, которых раньше не было. Введено также специальную должность - уполномоченный по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, который назначается Президентом Украины и ему подчиняется. Уполномоченному предоставлены широкие права в сфере контроля за деятельностью Службы безопасности Украины и ее должностных лиц.

Функции государственной безопасности осуществляют также Управления государственной охраны Украины и служба охраны объектов при МВД Украины.

Управление государственной охраны Украины осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» от 4 марта 1998, который определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок контроля и надзора за ее деятельностью. Управление предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности на срок их полномочий: Президенту Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховной Рады, Председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору и тому подобное. Оно обеспечивает охрану глав иностранных государств, правительств и других высших должностных лиц иностранных государств в период их пребывания на территории Украины. Управление государственной охраны Украины - центральный государственный правоохранительный орган со специальным статусом.

В осуществлении мер безопасности объектов государственной и других форм собственности в пределах своих полномочий участвуют органы внутренних дел. Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 утверждено положение «О государственной службе охраны при Министерстве внутренних дел» (в редакции от 15 августа 2001 p.), Согласно которому она обеспечивает охрану соответствующих объектов на договорных началах.

Важные функции в сфере безопасности Украинского государства осуществляют внутренние войска. В соответствии с Законом Украины «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» от 26 марта 1992 (название в редакции от 31 октября 1995) они обеспечивают охрану и оборону важных государственных объектов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, сопровождают специальные грузы, осуществляют пропускной режим на охраняемых объектах и тому подобное.

Внутренние войска Украины при выполнении возложенных на них задач безопасности имеют широкие полномочия в применении мер воздействия, в том числе: задерживать граждан, проверять у них документы, применять меры физического принуждения, огнестрельное оружие, специальные средства, боевую технику и тому подобное.

Деятельность указанных органов специального назначения в сфере безопасности Украины достаточно полно урегулированы законодательством и осуществляется под контролем государства и общества.


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 19
3  
Користувачів 284
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Як часто ти відвідуєш Studies.In.Ua ?