Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Административный иск: понятие, виды и элементы

Административный
иск: понятие, виды и элементы

 

Невозможно представить себе демократическое государство, в котором на законодательном уровне не закреплен механизм защиты граждан от незаконных и откровенно не разумных действий и актов субъектов публичной власти. Известно, что чаще всего физические и юридические лица, не наделенные властными полномочиями, для реализации своих прав, интересов и обязанностей контактируют с органами публичного управления, а именно с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Далеко не всегда такие отношения удовлетворяют обе стороны этих правоотношений, это может приводить к возникновению ситуации, при которой в одной из сторон административных правоотношений складывается представление о том, что ее субъективные права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны. Таким образом, возникает правовой, а именно публично-правовой спор. Однако с недавнего времени в законодательстве закреплена возможность применения правового средства, которое возбуждает деятельность юрисдикционного органа по решению спора о праве и тем самым по защите нарушенного субъективного права или законного интереса, в котором содержится информация о правовом споре. Таким средством выступает административный иск.

Понятие
административного иска закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 3 КАС Украины, где
определено, что административный иск — это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в
публично-правовых отношениях.

Право на
административный иск в юридической литературе признается по своей структуре
сложным и рассматривается как неразрывное единство двух его сторон: процессуально-правовой и материально-правовой.

Процессуально-правовая сторона иска — это требование истца в суд с просьбой о решении публично-правового спора
по существу и защиты нарушенных прав и интересов. При этом это требование
должно иметь определенные объективные предпосылки, а именно:

  1. подведомственность искового заявления данному административному суду (статьи
    18-20 КАСУ)
  2. наличие
    ответчика или истца;
  3. не
    пропущено сроки обращения в административный суд (ст. 99 КАСУ).

Процессуально-правовая
сторона иска отражает право на обращение в административный суд.

Материально-правовая сторона иска — это спорное
требование истца к ответчику, без которого не может быть иска. При этом спорное
требование должно иметь определенные субъективные предпосылки, а именно:

  1. наличие у
    лица административной процессуальной правосубъектности (ст. 48 КАСУ)
  2. лицо
    должно быть уверенным, что его права, свободы или интересы в сфере
    публично-правовых отношений нарушены и нуждаются в защите в административном
    суде (ст. 104 КАСУ).

Материально-правовая
сторона иска отражает право на удовлетворение иска.

Административный
иск состоит
из трех элементов
, которые определяют его содержание. Такими элементами
являются основание, предмет и содержание иска.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои исковые
требования к ответчику. Важное значение, кроме юридических фактов, имеет
правовое основание или доказательные факты, на основе которых можно сделать
вывод о наличии или отсутствии нарушенных прав.

Предмет иска составляют материально-правовые требования истца к ответчику, перечень
которых законодателем вычеркнуто в ч. 3 ст. 105 КАС Украины. Именно по поводу
этих требований административный суд должен принять решение по делу. Это может
быть требование об отмене или признании недействительным решения ответчика
полностью или отдельных его положений и др. Предмет иска составляет ту часть
иска, которая характеризует его материально-правовую сторону.

Содержание иска — это указанная истцом форма судебной защиты, за которой истец требует от
суда принятия определенного решения, предусмотренного частями 3-4 ст. 105 КАС
Украины:

  • отмены
    или признания недействительным решения ответчика — субъекта властных полномочий
    полностью или отдельных его положений;
  • обязательства ответчика — субъекта властных полномочий принять решение или
    совершить определенные действия;
  • обязательства ответчика — субъекта властных полномочий воздержаться от
    совершения определенных действий;
  • о
    взыскании с ответчика средств на возмещение ущерба, причиненного субъектам
    властных полномочий незаконным решением, действием или бездействием;
  • выполнение остановленной или невыполненного действия;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных
    полномочий.

Перечень
требований истца остается открытым в соответствии с ч. 4 ст. 105 КАС Украины.

Итак, по способу процессуальной защиты административные иски делятся на:

1) обязывающие
иски
, направленные на принудительное осуществление требований истца. В
них истец требует от суда обязать ответчика:

  • принять
    решение или совершить определенные действия;
  • воздержаться от совершения определенных действий;
  • уплатить
    средства на возмещение вреда, причиненного незаконным решением, действием или
    бездействием ответчика.
  • устранить
    ограничения в реализации прав, свобод и интересов субъектов.

Основание обязывающего иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение
публично-правовых отношений и фактов, с которыми связано возникновение права
требования.

Предметом обязывающего иска является материально-правовое требование, направленное на восстановление
нарушенного права или интересов истца.

Содержанием обязывающего иска является требование истца в суд о принуждении ответчика к исполнению
определенных в иске действий.

2) учредительные
иски
, направленные на подтверждение судом наличия или отсутствия
легитимности нормативных актов или полномочий лиц, участвующих в деле. В них
истец требует от суда:

  • отмены
    или признания недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений;
  • признание
    законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины,
    указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета
    Министров Украины, постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • признание
    законности и соответствия правовым актам высшей юридической силы
    нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов
    исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного
    самоуправления, других субъектов властных полномочий;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных
    полномочий;
  • установление легитимности результатов выборов или всеукраинского референдума
    Центральной избирательной комиссией Украины.

Основание учредительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение
публично-правовых отношений и доказательных фактов, на основе которых можно
сделать вывод о наличии или отсутствии нарушенного права.

Предметом учредительного иска является материально-правовое требование, направленное на недопущение
нарушения прав и интересов участников административного судопроизводства
(истца).

Содержанием учредительного иска является требование истца в суд о признании наличия или отсутствия
легитимности нормативных актов, а также субъекта властных полномочий;

3) приминительные
иски
, направленные на принудительное обеспечение выполнения требований
законодательства по обращению в суд субъекта властных полномочий. В них истец
требует от суда:

  • отмены
    регистрации кандидата на пост Президента Украины;
  • досрочном
    прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им
    требований относительно несовместимости;
  • запрет
    или другие ограничения по реализации права на мирные собрания;
  • аннулировании регистрационного свидетельства политической партии (объединения
    граждан);
  • запрет
    (принудительный роспуск, ликвидации) политической партии (объединения граждан).

Основание примененительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано нарушение требований
законодательства и правопрекращающие фактов.

Предметом примененительного иска является материально-правовое требование субъекта властных полномочий,
направленная на прекращение нарушенного права и изменения правоотношений.

Содержанием примененительного иска является требование истца в суд о прекращении и
изменения правоотношений.

 

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

 

1. Деятельность суда по защите нарушенного или
оспариваемого права или охраняемого законом интереса происходит в различных
процессуальных формах, основной из которых является исковое. Иск — это:

— обращена
через суд к ответчику материально — правовое требование о восстановлении
нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, который
осуществляется в определенной, определенной законом процессуальной форме.

— средство
судебной защиты;

— форма
обращения заинтересованного лица в суд с просьбой решить правовой конфликт.

2. В зависимости от характера
материально-правового требования, выделяют три вида исков:

— иски
о признании — это иски, в которых истец просит суд установить наличие или
отсутствие определенных спорных прав или правоотношений;

— иски
о присуждении (взыскании) — это иски, в которых истец просит суд обязать
ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
(выполнить обязательства);

— иски
о преобразовании — это иски, в которых истец просит изменить или прекратить
спорные правоотношения (например, иск о расторжении договора).

3. Как и иск, понятие «право на иск»
является сложным, имеет две стороны: материально — правовое и процессуально —
правовую. Право на обращение за судебной защитой тесно связано с
субъективным материальным правом, которое подлежит защите. С нарушением
материального субъективного права в публичных правоотношениях у
заинтересованного лица появляется право на административный иск как один из
правомочий субъективного материального права. Способом реализации этого
права является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который в
установленном порядке рассматривает требование истца и дает ответ в виде
судебного решения.

Итак, материально — правовая сторона права на
иск — это право на его удовлетворение. Административное процессуальное
право определяет процессуальную сторону права на иск как право на предъявление
иска.

4. Предъявление иска осуществляется путем подачи
искового заявления. Исковое заявление является формой (внешним выражением)
иска. Обращение в суд с иском является основанием для возникновения
процессуальных отношений и порождает обязанность суда рассмотреть и решить его
по существу.

В отдельных случаях административный процесс
инициируется путем подачи заявления (например, о пересмотре судебного решения
по вновь открывшимся обстоятельствам, об обеспечении доказательств до подачи
иска) или представления. В частности, согласно ст.183-3 КАС производства
по делам по обращению органов государственной налоговой службы при
осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется на
основании представления таких органов относительно:

1) приостановление расходных операций
налогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждение обоснованности
административного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскание средств по налоговому долгу.

Разница между иском, заявлением и представления
не только терминологическая. Административный иск — это требование решить
публично-правовой спор. Зато, представление — это обращение в суд для
осуществления судебного контроля за правомерностью реализации властных
полномочий. Рассматривая представление, суд не разрешает спор, а проверяет
соблюдение условий применения к ответчику определенные меры публичного
принуждения. Заявление — это обращение, которое инициирует решение
отдельного вопроса, а не спора в целом.

5. Регистрация искового заявления и приложенных
к нему документов происходит в порядке, установленном Инструкцией по
делопроизводству в апелляционных и местных административных судах, утвержденной
приказом Государственной судебной администрации Украины от 05.12.2006 г. № 155
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 22.12.2006 г. за №
1345/13219).

Работник аппарата суда, за которой
соответствующей должностной инструкцией возложены обязанности по приему
административных дел и корреспонденции, в день их поступления проверяет
целостность пакетов и конвертов и их адресов, раскрывает пакеты и конверты,
проверяет соответствие вложений к описанию (наличие приложений к документу),
проставляет правом нижнем или иному свободном от текста месте первой страницы
сопроводительного письма или иного документа к административному делу
(материала) регистрационный штамп суда, в котором указывает дату поступления
материала в суд и регистрационный номер согласно Журналу регистрации входящей
корреспонденции.

Исковые заявления, заявления и жалобы, поданные
гражданами непосредственно в суде, безотлагательно передаются работникам аппарата
суда, ответственным за прием административных дел и корреспонденции, для
регистрации в журнале регистрации входящей корреспонденции и в
учетно-информационных карточках, после чего передаются по назначению для
принятия решения соответствии с процессуальным законодательством. Почтовая
корреспонденция, которую получает курьер суда, безотлагательно передается
работнику аппарата суда, ответственному за регистрацию корреспонденции,
проверяет, этому суду адресован документ и наличие приложений, указанных в
документе.

После регистрации в журнале регистрации входящей
корреспонденции, но не позднее следующего рабочего дня, все административные
дела, исковые заявления, заявления, ходатайства, представления, поручения судов
о проведении определенных процессуальных действий, поступившие в суд и подлежат
рассмотрению в соответствии с административного судопроизводства, передаются
для регистрации в учетно-информационных карточках или регистрационных журналах
и в случае необходимости в соответствующих алфавитных указателях.

Исковые заявления регистрируются в
учетно-информационной карточке на административную дело, заводится на каждое
дело (исковое заявление) отдельно и в случае необходимости — в Алфавитном
указателе административных дел. В алфавитном указателе административных
дел учет ведется по каждым ответчиком.

Номер дела состоит из индекса и через тире
порядкового номера по учетно-информационной карточкой на административное дело
в суде первой инстанции с указанием через дробь двух последних цифр текущего
года, в котором поступило дело, через дробь кода суда, определяется
Государственной судебной администрацией Украины.

Например: дело № 2а-25/09/0670, где 2а — индекс
дела; 25 — номер учетно-информационной карте; 09 — год, в котором
поступило дело; 0670 — код суда.

Номер дела проставляется на обложке дела. Всю переписку, касающуюся отдельных административных дел, ведется по номеру дела.

После регистрации все дела и материалы, подлежат
рассмотрению в соответствии с процессуальным законодательством, передаются
председательствующему судье в суде первой инстанции.

Передача дел и председательствующему судье
осуществляется под роспись в Контрольном журнале административных дел и
материалов, переданных для рассмотрения судьи.Такой журнал ведется
отдельно по каждому судье.Записи в журнале осуществляются в
хронологическом порядке передачи дел и материалов.

Документы административного дела подшиваются в
твердую обложку по мере поступления в суд или оформление в суде с соблюдением
такой последовательности: бланк описи документов (чистые листы для продолжения
описания, начатого на второй странице обложки); постановление об открытии
производства по делу; документы, подтверждающие уплату судебного сбора или
освобождение от такого, а также об оплате расходов на правовую помощь (если
таковые проводились);исковое заявление (первичная исковое заявление в
случае, если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки в форме
или содержанию искового заявления истцом, заявителем устранены); конверт,
в котором поступило заявление; документы, приложенные к исковому
заявлению; если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки
истцом устранены, — постановление об оставлении искового заявления без
движения; сопроводительное письмо о направлении копии определения об
оставлении искового заявления без движения;исковое заявление, поступившее
в порядке устранения недостатков с приложенными документами (в случае, если
исковое заявление было оставлено без движения и недостатки в форме или
содержанию искового заявления истцом устранены); конверт, в котором
поступило заявление в порядке устранения недостатков; сопроводительное
письмо о направлении копии постановления об открытии производства по
административному делу;заявления об обеспечении иска или доказательств,
постановления суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений об
обеспечении иска или доказательств;документы и материалы, поступившие в
суд в стадии подготовки дела к судебному разбирательству;расписки в
получении участниками административного процесса повесток;другой
переписки (в хронологическом порядке).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+