Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

Становления и функционирования рыночных отношений в Украине обусловило появление новых форм обеспечения потребностей хозяйства необходимыми для его осуществления средствами (инвестициями). Это, в свою очередь, привело к появлению новых рыночных институтов, одним из которых является институт и формирование соответствующей правовой основы осуществления такой деятельности — инвестиционного законодательства. Инвестиционное законодательство это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают и функционируют при осуществлении инвестиционной деятельности.

Ключевым понятием инвестиционного законодательства является понятие инвестиций. Согласно ч. 1 ст. 326 ГК инвестициями в сфере хозяйствования признаются долгосрочные вложения разных маялся имущества, интеллектуальных ценностей и имущественных прав в объекты хозяйственной деятельности с целью получения дохода (прибыли) или достижения другого социального эффекта.

Похожее определение содержит и ст. 1 Закона Украины от 18 сентября 1991 «Об инвестиционной деятельности», согласно которой инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Закон называет примерный перечень таких ценностей, относя к ним: средства, целевые банковские вклады, паи. акции и другие ценные бумаги: движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и прочие материальные ценности):

— имущественные права интеллектуальной собственности;

— совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных («ноу-хау»);

— права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права;

— другие ценности.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов и на прирост материально-производственных запасов осуществляются в форме капитальных вложений.

Таким образом, объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Инвестирование и финансирование строительства объектов жилищного строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, может осуществляться исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, а также путем выпуска целевых облигаций , исполнение обязательств по которым обеспечивается единицей такой недвижимости, в соответствии с законодательством. Другие способы финансирования строительства таких объектов определяются исключительно законами.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом.

Совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (ч. 1 ст. 2 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»). Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:

— инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;

— государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Украины, Автономной Республики Крым, местных Советов за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;

— иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;

— совместного инвестирования, осуществляемого гражданами и юридическими лицами Украины, иностранных государств.

Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.

Размещение инвестиций в любых объектах, кроме инвестирования в которые запрещено или ограничено настоящим Законом, другими актами законодательства Украины, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов.

По решению инвестора права владения, пользования и распоряжения инвестициями, а также результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.

Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и займов.

Имущество инвестора может быть использовано им для обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины.

Для государственных предприятий, выступающих инвесторами за пределами Украины и которым открыт ипотечный кредит, устанавливается гарантия по этим инвестициям со стороны государства.

Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Украины, без ограничения по объему и номенклатуре.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности установлены ст. 8 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности», согласно которой инвестор в случаях и порядке, установленных законодательством Украины, обязан:

— представить финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций;

— получить разрешение на выполнение строительных работ в случаях и порядке, установленных Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;

— получить положительное заключение экспертизы проекта строительства в случаях и порядке, установленных ст. 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;

— получить положительное заключение государственной экспертизы инвестиционной программы (проекта) в случаях и порядке, установленных Кабинетом Министров Украины.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

— соблюдать государственные нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством Украины;

— выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;

— представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;

— не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять требования законодательства о защите экономической конкуренции;

— платить налоги, сборы (обязательные платежи) в размерах и в порядке, определенных законами Украины.

Для проведения хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, участники инвестиционной деятельности должны получить соответствующую лицензию, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

Инвестиционным законодательством определены источники финансирования инвестиционной деятельности. Согласно ст. 10 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

— собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц и т.п.);

— заемных финансовых средств инвестора (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);

— привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц);

— бюджетных инвестиционных ассигнований;

— безвозмездных благотворительных взносов, пожертвований организаций, предприятий и граждан.

Статья 325. Инновационная деятельность

1. Инновационной деятельностью в сфере хозяйствования является деятельность участников хозяйственных отношений, которая осуществляется на основе реализации инвестиций с целью выполнения долгосрочных научно-технических программ с длительными сроками окупаемости расходов и внедрения новых научно-технических достижений в производство и другие сферы общественной жизни.

1. В отличие от комментируемой статьи в Законе от 18 сентября 1991 г. «Об инвестиционной деятельности» инновационная деятельность определяется как одна из форм инвестиционной деятельности, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу, что включает: выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии; реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов; финансирование фундаментальных исследований; разработку и внедрение новой ресурсосберегающей технологии (ст. 3). В свою очередь, инвестиционная деятельность определяется как совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций (ст. 2). Определение ст. 3 Закона от 18 сентября 1991 г. является наиболее широким.

Определение, приведенное в комментируемой статье, характеризует инновационную деятельность с точки зрения более узкой сферы — сферы хозяйствования. В специальном Законе Украины от 4 июля 2002 г. «Об инновационной деятельности» также приводится другое определение: «инновационная деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг». По сравнению с комментируемой статьей данное определение вместе с определениями инноваций, инновационного продукта, инновационной продукции, инновационного проекта и другими (ст. 1 Закона) обстоятельно характеризует этот вид деятельности с точки зрения принципиально другой позиции — коммерциализации и рынка.

 

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической и социальной политики. Оно определяется показателями экономического и социального развития Украины, государственными и региональными программами развития народного хозяйства, государственным и местными бюджетами, предсказуемыми в них объемами государственного финансирования инвестиционной деятельности.

Кроме общих средств и механизмов регулирования хозяйственной деятельности, которые применяет государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития в соответствии со ст. 12 ГК, государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:

а) управление государственными инвестициями;

б) регулирование условий инвестиционной деятельности;

в) контроль за осуществлением инвестиционной деятельности всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.

Управление государственными инвестициями осуществляется республиканскими и местными органами государственной власти и управления и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.

Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется путем: предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств:

— государственных норм и стандартов;

— мероприятий по развитию и защите экономической конкуренции; разгосударствления и приватизации собственности;

— определения условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

— политики ценообразования;

— проведения государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства; других мероприятий.

 

 

Правовые формы реализации инвестиционной деятельности

Совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций (инвестиционная деятельность) может осуществляться в различных правовых формах.

Основной правовой формой (правовым документом), которая регулирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).

Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности сверх своей компетенции не допускается.

Действующее законодательство не устанавливает, какими именно хозяйственным договорам регулируются взаимоотношения между украинскими субъектами инвестиционной деятельности.

Более детально эти отношения урегулированы законом в отношении иностранных инвестиций. Так, согласно ст. 23 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» иностранные инвесторы имеют право заключать договоры (контракты) о совместной инвестиционной деятельности (производственной кооперации, совместном производстве и т.п.), не связанную с созданием юридического лица, в соответствии с законодательством Украины.

Считаем, что есть все основания относить к инвестиционным по своему характеру договоров: а) собственно инвестиционные договоры; б) учредительные договоры, в которых учредители определяют, в частности, условия передачи имущества создаваемому субъекту хозяйствования, порядок распределения прибыли и убытков и тому подобное; в) соглашения о распределении продукции1.

Договоры (контракты) о совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора подлежат регистрации в сроки и в порядке, которые установлены Кабинетом Министров Украины.

Одной из форм реализации государственных инвестиций является государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве (ч. 1 ст. 14 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»).

Государственный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе с учетом экономической выгодности этих заказов для предприятий и организаций.

Общие правовые и экономические основы формирования, размещения и исполнения на договорной (контрактной) основе заказов государства на выполнение работ в капитальном строительстве для удовлетворения государственных нужд установлены Законом Украины от 22 декабря 1995 «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных потребностей государства».

Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов определяется Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 р. №4613.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+