Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и виды территорий в международном праве

Понятие и виды территорий в международном
праве. Понятие «правовой режим» и «правовой статус» территорий

Следует отметить,
что в международном праве уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, касающиеся
территории.

В широком смысле
слова, под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного
шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами,
а также космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем
.

Таким образом, термин
«территория» используется в международном праве для обозначения земного, а также
внеземного пространства, очищенного от других пространств определенными пределами,
и имеющего определенный юридический статус (например, статус государственной территории)
и соответствующий ему правовой режим.

Понятие «правовой
статус» и «правовой режим» используются в качестве критерия для юридической классификации
территорий.
Хотя многие юристы-международники отождествляют эти понятия, считается, что они все же имеют разное толкование.

Под правовым статусом территории следует понимать
ее базисную правовую характеристику, определение ее основной принадлежности в соответствии
с международно-правовой классификации территорий (например, государственная территория,
международная территория и др.).
 

Правовой
режим
выступает в виде признанных в международном праве
и в законодательстве государств специфических черт и характеристик определенной
территории в совокупности определяют и обусловливают определенный, отличный от других,
порядок ее использования. Подтверждением наших выводов является то, что территории,
которые имеют одинаковую юридическую природу и образуют единую пространственную
категорию, могут отличаться специфическими особенностями своего правового режима. Например, в категории государственной территории
могут существовать такие правовые режимы, как внутренние морские воды и территориальные
воды (территориальное море), а в категории международных пространств — открытое
море, морское дно за пределами национальной юрисдикции и т.д. и наоборот, правовом режиме территорий, имеющих
различную юридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режим
международных каналов и открытого моря.

Следует отметить,
что понимание международным правом территории преимущественно в пространственном
аспекте не имеет
ничего общего с понятием территории в ее естественном смысле, как
среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения природных богатств и ресурсов,
среда обитания человека и материальной основы ее существования, хотя последнее и
учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.

Большинство авторов
сходятся в том, что территория в международном праве играет важную роль с позиций
ее принадлежности или непринадлежности определенному территориальному суверену (государству)
или возможности ее использования всеми государствами — членами мирового сообщества.

Отсюда выделяют два вида территорий:

  1. государственную
  2. международную

Некоторые авторы выделяют еще территории со смешанным и с особым
режимом
.

Государственная территория— это территория, правомерно находящаяся под суверенитетом конкретного государства,
над которой оно осуществляет территориальное верховенство.

Международная территория— это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Таких территорий немного: открытое море, международный
район морского дна — морское дно и его недра за пределами континентального шельфа
прибрежных государств (за пределами национальной юрисдикции) воздушное пространство
за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна
и другие небесные тела. На этой территории
находится в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы
международного права.

Территория со смешанным
режимом
— это территория, на которой действуют одновременно как нормы международного
права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств.

Территории со смешанным
режимом условно можно разделить на две группы:

1) прилегающие,
и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств,
не входящих в состав государственной территории прибрежных государств;

2) международные
реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств,
и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.

Своеобразной разновидностью
территорий есть территории с особым международным режимом — это демилитаризованные
и нейтрализованы зоны и зоны мира (в случае их установления). Выделение таких территорий носит чисто функциональный
характер с целью определения степени их милитаризации. В состав этих территорий могут входить государственные
территории, международные территории и территории со смешанным
режимом одновременно: например, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Панамский
и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела и др.

 

Понятие и состав государственной территории.
Правовые основания изменения государственной территории

В международной доктрине
существует множество определений государственной территории. Но наиболее удачной считается 
следующая: государственной
территорией
, в соответствии с международным правом, есть часть земного шара, принадлежит
определенной государстве и в пределах которой она осуществляет свое территориальное
верховенство
.
Эта формулировка характеризуется
комплексным подходом, потому что в нем закрепляется двойственный характер государственной
территории: с одной стороны, государственная территория выступает как объект права
собственности, а с другой — она определяет пространственную границу государственной
власти.

В Конституции Украины
закреплено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы,
находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального
шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности
Украинского народа (статья 13 Конституции Украины). Таким образом, основным законом государства
предусмотрено право народа на владение, пользование и распоряжение как самой территории,
так и всеми ее природными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств,
вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды
и международного права. Таким образом,
территория выступает не только в качестве материальной базы и экологической среды
обитания народа, но и является материальной базой суверенитета как основного свойства
государственной власти. Недаром международное
право предусматривает, что ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих
ему средств существования. Следует также
учитывать, что как объект права собственности государственная территория может быть
предметом гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, аренды и др.

Территориальное верховенство
государства напрямую связано с государственным суверенитетом и выступает в качестве
одного из его составных элементов. Недаром
статья 2 Конституции Украины провозглашает, что суверенитет Украины распространяется
на всю ее территорию. В международном праве,
согласно определению Международного суда, территориальное верховенство понимается
как территориальный суверенитет.

Территориальный суверенитет
можно определить как право государства осуществлять исключительную юрисдикцию в
отношении всех лиц и предметов на своей территории. Следовательно, правовой режим всех субъектов
и объектов, находящихся на территории государства, определяется и регулируется исключительно
ее законами, и государство вправе не допускать на своей территории деятельности
любой другого государства или организации.

Территориальный суверенитет
это очень сложное и комплексное понятие, имеющее системообразующие характеристики. При практической реализации он проявляется в
виде территориального верховенства народа и государства. Такое верховенство предусматривает:

— Право народа на
самоопределение, т.е. право каждого народа свободно устанавливать свой политический
статус, свободно выбирать и обеспечивать свое политическое, экономическое и культурное
развитие без какого-либо вмешательства извне (см. статьи 1 Международного пакта
о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальные
и культурных правах 1966 года);

— Признание того,
что любые территориальные изменения статуса государственной территории или ее части
как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, любое изменение государственных
границ должны производиться исключительно в соответствии с прямым волеизъявлением
народа, согласия государства и международного права без какого-либо вмешательства
извне, угрозы силой или ее применения, с обязательным последующим утверждением каких-либо
территориальных изменений высшим законодательным органом государства. Любые территориальные споры должны решаться
исключительно мирными способами путем переговоров в соответствии со статьей 33 Устава
ООН и действующими международными соглашениями;

— Право государства
на принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных
ее составляющих частей, вопросы гражданства, места жительства, перемещение, въезда
и выезда из страны и других прав и свобод человека;

— Исключительную
и абсолютную власть государства в пределах государственной территории, что исключает
власть любой другого государства, если иное не установлено специальным международным
соглашением. Это означает, что на территории
государства исключается любая деятельность публичной власти другого государства
и высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной,
исполнительной, административной и судебной сферах;

— Невмешательство
во внутренние дела государства со стороны других государств, международных организаций,
иностранных физических и юридических лиц;

— Признание неприкосновенности
государственной территории, исключает действия других государств против территориальной
целостности, политической независимости или единства любого государства, применения
силы или угрозы силой, а также любую военную оккупацию в нарушение международного
права;

— Наличие неотъемлемого
права государства всеми имеющимися законными способами защищать неприкосновенность
своей территории и государственных границ, политическую независимость и целостность
своего государства, а также жизни, имущество, честь и достоинство граждан, имущественные
и другие неимущественные права физических и юридических лиц;

— Право государства
на применение всех законных способов властного принуждения для соблюдения законов
и правил как к собственным физических и юридических лиц, так и к иностранцам, находящимся
на ее территории, если иное не установлено действующими международными соглашениями. Итак, власть данного государства является высшей
властью в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах ее
территории;

— Исключительное
право территориального суверена на предоставление разрешения по использованию государственной
территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами
и осуществление непосредственного контроля за этим. Итак, никто не вправе насильственно лишать государство
в принадлежащей ей территории соответствующих природных ресурсов и изменять государственные
границы. Земля и государственные недра
не могут использоваться другими государствами или их представителями в промышленных
целях без согласия территориального суверена.

Границы действия
территориального верховенства каждого государства ограничиваются ее государственными
границами. Правда, в ряде случаев государства
вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, совершенных за пределами
своей территории. Является общепризнанным,
что юрисдикция государства может распространяться за пределами ее границ только
на свои военные корабли в открытом море, воздушные суда вне своей территории и на
космические объекты и их экипажи.Кроме того, в ординарных условиях за пределами
государственных границ государства могут осуществлять лишь определенные права на
живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов (например, в пределах своих
экономической зоны и континентального шельфа) и другую точно ограниченную целенаправленную
юрисдикцию, что допускается международными соглашениями и международными порядками
(например, в пределах зоны, прилегающая и исключительной экономической зоны, в Антарктике
и т.д.).

Следует помнить,
что современное международное право запрещает злоупотребление территориальным верховенством. В качестве таких злоупотреблений расцениваются:
подготовка и засылки вооруженных формирований на территорию другого государства;
перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства;
пропаганда войны и расизма, разгар ненависти к народам соседних государств; попустительство
и непринятие мер для пресечения преступлений, последствия которых распространяются
или могут распространяться на территорию другого государства, и др.

Государственная территория
состоит из сухопутной, водной и воздушной территории, а также недр.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах государственных границ, острова и анклавы
независимо от их местонахождения.

Водная территориягосударства включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории
и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), а также внутренние воды и территориальное
море.

Воздушная территориягосударства представляет собой столб воздуха определенной высоты и включает все
воздушное пространство над ее сухопутной и водной территориями.

Недра — часть земной
коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин,
технически доступных геологическому изучению и освоению.

Теперь охарактеризуем
указанные виды государственной территории подробнее.

Принято считать,
что сухопутная территория включает всю сушу, независимо от места расположения ее
отдельных составных частей. Здания и сооружения,
опирающиеся на грунт или проникают внутрь его, рассматриваются как принадлежность
территории, и все, что происходит на них или в них, происходит в пределах государственной
территории.

Островные территории
или анклавы характеризуют отдельное расположение частей сухопутной территории. Остров, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 года — это естественно образованное пространство суши, окруженный водой,
находится выше уровня воды во время прилива (ч. 1 статьи 121). За исключением скал, непригодных для поддержания
жизни человека или самостоятельной хозяйственной деятельности, острова в равной
степени с другими частями сухопутной территории государства могут иметь территориальные
воды, зону, прилегающую или континентальный шельф, экономическую зону. В определенных случаях наличие острова рядом
с континентальным побережьем может стать фактором, влияющим на прохождение прямых
исходных линий для отсчета ширины территориальных вод. При нахождении острова вблизи территории другого
государства или в узком морском проходе нередко возникает необходимость в международных
соглашениях для определения статуса морских проходов (например, ‘шведско-датский
конвенция 1938 года в связи с наличием в проливе Зунд острова Киркхольм). Согласно действующему в Украине законодательству,
острова, принадлежащие Украине (в частности, остров Змеиный, расположенный в Черном
море), имеют территориальные воды, экономическую зону и континентальный шельф.

Анклав — часть территории
одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства
и не имеющая морского берега. Анклав составляет неотъемлемую часть территории того
государства, которому принадлежит. В настоящее
время известны лишь несколько анклавов: на территории Швейцарии расположены анклавы
Бюзинген (ФРГ) и Кампионе-д’Италия (Италия), на территории Нидерландов — Барле-Нассау,
Барле-Хорти (Бельгия) и, наоборот, — Варлей-Дус (Бельгия) в Нидерландов, испанский
город Пливия расположено в пределах французского департамента Восточных Пиренеев
и отделено от Испании французском сухопутной территорией.

Существование анклавов
обусловливает необходимость обеспечения доступа к ним (решение вопросов проезда
в них через территорию другого государства, других жизненно важных вопросов существования
территории и ее населения), что обычно решается международными соглашениями.

Если часть территории
одного государства отрезана частично сухопутной территорией и частично морской территорией
другого государства, она рассматривается в качестве полуанклав, поскольку является
морской берег, к которому возможен доступ со стороны моря (например, Калининград
и Калининградская область России, имеющих выход к Балтийскому морю; испанские территории
Сеута и Мелилья, окруженные территорией Марокко, но имеющие выход к Средиземному
морю).

Некоторые авторы
включают в состав сухопутной территории государства также недра на технически доступную
для геологического изучения и освоения глубину, не выделяя их в отдельный вид государственной
территории. Теоретически глубина недр не ограничена и распространяется к центру земного
шара в виде сегмента земного шара с вершиной в центре планеты и основанием в виде
поверхности территории каждой конкретной страны. Правовой режим недр регламентируется в Украине
Конституцией Украины и Кодексом Украины о недрах 1994 года. Недра являются исключительной собственностью
народа Украины и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, в прямой или косвенной
форме нарушающих право собственности народа Украины на недра, являются недействительными. Народ Украины осуществляет право собственности
на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым
и местных советов (статья 4 Кодекса Украины о недрах).

К недрам относятся
сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и газообразном состоянии, в том числе
содержащие полезные ископаемые и энергетические ресурсы, и имеющиеся среди пород
природные пустоты. Недра содержат в себе
не только подземные участки, но и участки дна водоемов, континентального шельфа
и исключительной (морской) экономической зоны.Правовой режим искусственных объектов
в недрах — подземных сооружений и выработок — определяется Горным Законом Украины
от 6 октября 1999 года только в пределах, необходимых для обеспечения охраны недр
и безопасности горных работ. Правовой режим
подземных вод определяется также и Водным кодексом Украины 1995 года.

Водная территория
государства
состоит из внутренних морских и других вод и территориальных вод (территориального
моря).

Внутренние морские
воды — это моря, полностью окруженные сушей одного и того государства (например,
Аральское море в России); моря, побережье которых и оба берега соединены с другим
морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых
принадлежат одному государству, а заливы в том случае, если ширина входа в залив
равна удвоенной ширине территориальных вод. Кроме
того, сюда относятся воды «исторических заливов». К внутренним водам относятся также воды рек
и озер, омывающих берега одного государства.

Закон Украины «О
государственной границе Украины» от 18 декабря 1991 во внутренние воды Украины относит:

1) морские воды,
расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для вычисления
ширины территориального моря Украины;

2) воды портов Украины,
ограниченные линией, проходящей через постоянные портовые сооружения, больше выступают
в сторону моря;

3) воды заливов,
бухт, губ и лиманов, гаваней и рейдов, берега которых полностью принадлежат Украине,
к прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые
образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает
24 морских миль;

4) воды заливов,
бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Украине;

5) ограниченная линией
государственной границы часть вод рек, озер и других водоемов, берега которых принадлежат
Украине (статья 6).

Территориальное море
(ранее — территориальные воды) в пункте 1 статьи 2 Конвенции ООН по морскому праву
1982 года определяется как «морской пояс, примыкающий» к сухопутной территории государства. В соответствии с этим международно-правового
акта каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря
до предела, не превышающего 12 морских миль, и которая отмеряется от исходных линий
(статья 3). Во исходными линиями понимается
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным
государством морских картах крупного масштаба (статья 5). При отсутствии приливов (как, например, на Черном
море) ширина территориальных вод отмеряется от береговой полосы. При наличии островов, расположенных на атоллах,
или островов, окруженных рифами, для измерения ширины территориального моря служит
обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (статья 6). Прямые исходные линии, в отличие от исходных
линий, проводятся тогда, когда линия берега изрезана и извилиста или близко к ней
есть цепь островов, затрудняет судовождение (статья 7). Такие линии проводятся по береговой полосе путем
соединения на ней исходных точек через каждые 40-60 км.

В п. 1 статьи 2 Конвенции
ООН по морскому праву закреплено, что на территориальное море распространяется

суверенитет прибрежного
государства. Он распространяется также
на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В соответствии со
статьей 5 указанного выше Закона Украины «О государственной границе», где территориальных
вод Украины относятся морские воды шириной 12 морских миль, которые отсчитываются
от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине,
или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются
в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях другая ширина территориального
моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии
договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права.

Воздушная территория
государства
— это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства
в пределах его государственных границ. Таким
образом, нижней границей воздушной территории государства является его сухопутный
и водный границы.

Следует заметить,
что верхний предел воздушной границы, отделяющей государственную территорию от космического
пространства, который является международной территорией, до сих пор конвенционной
не определена. В законодательстве Украины
этот вопрос также не урегулирован. Проблема
определения верхней границы воздушной территории особенно актуализировалась в последние
десятилетия и обусловлена появлением самолетов, летавших за пределами досягаемости
противовоздушной обороны государств, и появлением спутников и космических кораблей,
орбита которых находилась над территорией многих государств и изменить которую было
практически невозможно. Существует обычная
норма международного права, согласно которой верхняя граница воздушной территории
государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на
такой высоте находятся минимальные перигее орбит искусственных спутников Земли (ближайшая
к Земле точка орбиты, находящейся на грани космического и воздушного пространства,
после пересечения которой космические аппараты сгорают в воздушных слоях атмосферы).

Правовой режим ее
воздушного пространства устанавливается исключительно данным государством. Но государства на принципах взаимности и по
взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию
и через их территорию (транзитом) иностранных воздушных аппаратов. Эти обязательства составляют предмет регулирования
международного воздушного права.

Следует помнить,
что воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным
морем государства — неотъемлемая часть ее государственной территории.

Под условным (квази)
территории государства в международном праве понимают территорию его дипломатических
представительств, расположенных в иностранных государствах, территорию торговых
судов в открытом море, воздушных судов и космических аппаратов, несущих флаг или
знак какого-либо государства, подводные кабели, трубопроводы, надводные сооружения
в открытом море (над шельфом). Такая территория
некоторыми авторами иногда именуется «плавучей», «летающей», «космической» и другими
территориями. Они выделяют абсолютную и относительную (условную) территории. Под абсолютной понимают, например, военные суда,
повсеместно приравниваются к территории собственного государства, до относительной
некоторые авторы причисляют, например, транспорт главы дипломатического представительства
и даже автотранспорт гражданина конкретного государства, находящегося за рубежом. В международном праве различают демилитаризованные
и нейтрализованы территории. Демилитаризованная
территория — это такая часть государственной территории, в отношении которой данное
государство приняла международное обязательство сократить или не иметь в ее границах
военных укреплений и сооружений, определенных видов вооружений и вооруженных сил.

Такие территории
создаются на основе международных соглашений (договоров) между заинтересованными
государствами в целях обеспечения взаимной международной безопасности. Демилитаризация может применяться:

а) в отношении предусмотренных
соответствующими актами частей территорий (районов) того или иного государства или 
относительно самостоятельных
политико-территориальных единиц;

б) в отношении государства
в целом в качестве способа международного принуждения, наказания за агрессивную
войну;

в) в отношении определенных
пространственных сфер, не находящихся под государственным суверенитетом и которыми
могут пользоваться в мирных целях все государства. В своем объеме демилитаризация может быть полной
или частичной. Полная демилитаризация представляет
собой ликвидацию всех имеющихся военных объектов и запрет строительства новых военных
объектов и укреплений, запрет всех видов оружия, вывод и запрет содержания вооруженных
сил, кроме полицейских, а также запрет ввоза и провоза военных материалов, запрет
пролетов военных самолетов и т.д. В целом
все это сводится к запрету использования данной территории в военных целях.

Частичная демилитаризация
заключается в том, что на таких территориях реализуется один или несколько из следующих
мер: ликвидация определенных военных объектов, запрет строительства таких новых
объектов, запрет использования новых видов вооружений, ограничения контингента вооруженных
сил и запрет ввода новых частей и т. п.

Примеры демилитаризации
определенных территорий очень разнообразны. Так,
по Соглашению между СССР и Финляндией от 11 октября 1940 и по Мирному договору стран
антигитлеровской коалиции с Финляндией от 10 февраля 1947, режим полной демилитаризации
установленный для Аландских островов, принадлежащих Финляндии. Согласно многосторонним Парижским договором
от 9 февраля 1920 года, к которому в 1935 году присоединился СССР, демилитаризованной
территорией является архипелаг Шпицберген, находящаяся под суверенитетом Норвегии. Вполне демилитаризованные на основании международных
соглашений Луну и другие небесные тела. Мероприятия
для частичной демилитаризации Суэцкого канала были предусмотрены Константинопольской
конвенцией 1888. В Корее в связи с заключением
перемирия в 1953 году была образована демилитаризованная зона вдоль 38-й параллели,
разделяющей КНДР и Южную Корею.

Демилитаризация территории
нередко сопровождается ее нейтрализацией.

Нейтрализована территория
— понятие более широкое, чем демилитаризованная территория, поскольку под ней понимается
установление международными соглашениями такого статуса территории, при котором
запрещается ее использование в качестве театра военных действий или в качестве базы
для ведения военных действий в других районах мира.

Нейтрализация части
государственной территории не налагает на государство обязательство быть нейтральной
в процессе ведения военных действий, но при этом с театра военных действий должна
быть исключена нейтральная территория.

Примером нейтрализованной
территории может служить Магелланов пролив, что по договору между Аргентиной и Чили
от 23 июля 1881 объявлена «нейтрализованной навсегда». Договором между США и Панамой от 7 сентября
1997 Панамский канал объявлен «постоянно нейтральным». Нейтрализация Антарктики следует из содержания
и духа Вашингтонского договора от 1 декабря 1959, в котором закреплено, что Антарктика
используется исключительно в мирных целях и в ее пределах запрещаются любые мероприятия
военного характера.

Особой формой нейтрализации
является провозглашение постоянного нейтралитета государства. Постоянный нейтралитет означает такой международно-правовой
статус государства, ответило к которому она обязуется в случае войны не вступать
в нее на стороне любой воюющего государства, не предоставлять воюющим непосредственную
помощь. Другие государства, в том числе
и воюющие обязаны уважать постоянный нейтралитет. В мирное время постоянно нейтральное государство
не должно вступать в военные союзы и блоки.

В международном праве
различают два вида постоянного нейтралитета:

а) договорной (гарантированный)
нейтралитет — закрепляемый в многосторонних международных договорах или декларациях
(например, декларации государств-участников Венского конгресса от 20 ноября 1815
был признан и гарантирован «вечный нейтралитет» Швейцарии, был подтвержден Версальский
договору 1919 года);

б) декларативный
(негарантирований) нейтралитет — который заявляется в одностороннем порядке, обычно
путем нотификации (например, Австрия по федеральному конституционному закону о нейтралитете
от 26 октября 1955 заявила о своем постоянном нейтралитете). Известны случаи отмены постоянного нейтралитета. Например, «вечный нейтралитет» Бельгии (по Лондонским
договорам 1831 и 1839) и Люксембурга (по Лондонскому договору 1807) были отменены
Версальский и Сен-Жерменскому мирными договорами.

От постоянного нейтралитета
следует отличать нейтралитет в период ведения военных действий, при котором государство
не воюет, заявляет о своем неучастии в конфликте на стороне любой из воюющих государств. В случае предоставления государством, не воюет,
помощи одной из воюющих сторон, другая воюющая государство вправе расценивать такую
нейтральное государство в качестве своего противника со всеми вытекающими.

В современный период
особое значение приобретает одновременное установление демилитаризации и нейтрализации
определенной территории, что приводит к возникновению так называемых зон мира (безъядерных
зон). Так, например, в Мехико (Мексика)
14 февраля 1967 14 латиноамериканских государств на основании регионального Договора
о запрещении размещения ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко)
создали зону, свободную от ядерного оружия. Контроль
за соблюдением положений настоящего договора осуществляется на основе общих инспекций.

К территориям со
смешанным режимом относят континентальный шельф, прилегающую, и исключительную экономические
зоны, а также международные проливы и каналы.Они не находятся под суверенитетом конкретного государства (кроме международных
проливов и каналов), но прибрежные государства обладают на этих территориях предпочтительными
экономическими интересами в их природные ресурсы, защищаемые не только внутренним
законодательством, но и международным правом.Учитывая, что эти объекты являются категориями международного морского права,
подробнее о них будет сказано в других разделах.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+