Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Режим иностранцев. Лица без гражданства

53. Режим иностранцев. Лица без гражданства

В международном
праве иностранцем считают лицо,
находящееся на территории определенного государства и не является ее гражданином,
но находится в гражданстве другого государства.

В зависимости
от продолжительности нахождения иностранца на территории государства их принято
делить на:

1) тех, которые
постоянно проживают на территории государства (свыше 5 лет),

2) тех, временно
проживающих на территории государства (более 90 дней)

3) тех, что
временно находятся на территории государства (до 90 дней).

Правовой статус
иностранцев определяется национальным законодательством государства пребывания (в
Украине — Законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»
от 4 февраля 1994 г.) с учетом принципов и норм международного права. Однако в настоящее
время нет единого договора, который бы регулировал правовой статус иностранцев.

Иностранец,
на законных основаниях находится на территории государства, может быть выслан из
ее территории только на основании решения компетентного органа, вынесенного в соответствии
с законом. Запрещенные массовые выдворения иностранцев, законно пребывающих на территории
государства.

Правовой статус
иностранцев на территории государства достаточно часто называют режимом иностранцев. В настоящее
время принято выделять три основных режиманациональныйнаибольшего
благоприятствования
и специальный.

Национальный режим приравнивает иностранцев к гражданам
госа и предусматривает, что они пользуются теми же пр. и свободами и обязаны выполнять
такие же обязанности, что и граждане госа пребывания, за исключ. случаев, предусм.х
зак-ом. Такой режим применяют в Украине.

Режим наибольшего благоприятствования предусм.
предост. иностранцам объема прав и обяз., кот. никоим образом не отличается от объема
прав и обяз., предост. гражданам любого третьего госа. Объем прав и обязанностей
иностранцев при этом режиме идентичен для всех иностранных граждан, однако, как
правило, он существенно меньше, чем при национальном режиме и используется для предотвращения
дискриминации среди иностранцев. Обычно такой режим устанавливается на основании
специальных договоров.

Специальный режим предусм. предоставление
иностранцам спец. прав или возложение на них дополнит. обяз. по сравнению с собственными
гражд. и гражд. др. госов. Он может быть как более, так и менее благоприятным, чем
два вышеназванные режимы. Такой режим устанавливается нац. зак-ом или спец. соглашениями.
Иногда он является ответом на ограничение прав и свобод своих граждан в другом государстве
и используется как репрессалии. Примером применения можно назвать упрощенный порядок
пересечения границы жителями приграничных районов. В Украине таким режимом пользуется
персонал военной базы Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе.

Кроме названных
выше режимов, принято различать режим капитуляции,
который еще называют привилегированным. Его использовали в основном азиатские государства,
и он предусматривал предоставление большего количества прав для граждан европейских
государств по сравнению с собственными гражданами. Сейчас его не применяют.

Лицами без гражданства (апатридами)
считаются лица, которые не обладают гражданством ни одного государства. Нормативное
определение этого термина содержит ст. 1 Конвенции о статусе апатридов 1954 г.,
согласно которой апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин
любого государства в силу его законов. Такие лица не имеют постоянного правовой
связи с одним государством, а потому не пользуются правом дипломатической защиты.

Лица становятся апатридами, как правило, по следующим причинам: при лишении гражданства,
при бракосочетании женщины с иностранцем, когда в соответствии с действующим законодательством
государства его гражданства автоматически теряет гражданство, а законодательство
государства мужчины не предоставляет женщине гражданства мужа, при потере гражданства,
если лицо добровольно вышла или потеряла гражданство своей стране, а другого не
получила, при выходе из гражданства с целью получения другой, при рождении от родителей,
которые являются апатридами; в определенных случаях вследствие территориальных изменений
и в других случаях. Причем большинство случаев без гражданства возникает вследствие
коллизии законодательства отдельных государств.

Различают два вида лиц без гражданства: абсолютные апатриды и относительные
апатриды
. Первыми являются лица, которые получили статус апатрида с рождения,
другие — стали апатридами из-за потери гражданства.

Как и правовой
статус иностранца, статус лица без гражданства в основном определяется законодательством
того государства, на территории которого оно находится, однако с учетом требований,
установленных нормами международного права.

Правовой статус
лица без гражданства довольно часто приравнивают к статусу иностранца. Однако он
не является идентичен. В отличие от иностранца, который одновременно находится под
юрисдикцией двух государств — государства гражданства и государства местопребывания,
лицо без гражданства всегда находится исключительно под властью последней государства.

Предполагается,
что государство местонахождения апатрида обязана выдавать ему документы, удостоверяющие
личность, если она не имеет таких. Также лицо без гражданства, законно находится
на территории государств, не может быть выслана из нее иначе, как по соображениям
государственной безопасности или общественного порядка, и не иначе, как на основании
решения суда.

 

 

54. Беженцы, вынужденные переселенцы. Право
убежища

Понятие «беженцы» впервые появилось
в международном праве во время второй мировой войны. Послевоенные
вооруженные конфликты и другие чрезвычайные ситуации, которые обусловили и предопределяют
массовое перемещение лиц из регионов постоянного проживания в другие, вызывают необходимость
специального международно-правового регулирования статуса беженцев, перемещенных
лиц и вынужденных переселенцев.

Основным
международно-правовым документом, регулирующим этот вопрос является Конвенция о
статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г. помимо того, важное значение имеет
Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев — специального органа,
созданного на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1950 Кроме системы
защиты прав беженцев в рамках ООН есть и другие, прежде всего региональные договоры
и созданные на их основе организации, занимающиеся проблемами беженцев на постоянных
или временных началах. Примером региональных
договоров может быть соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам
1995 На национальном уровне статус беженцев может определяться соответствующими
законами и подзаконными актами конкретного государства, но, как правило, они являются
адаптацией международных документов к конкретным национальным условиям. Примером
такой адаптации является Закон Украины от 21.06.2001 г. № 2557-III «О беженцах».

Беженцы
— это 
лица, кот. в силу обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку
расы, нац-ти, религиозных убеждений, гражданства, принадлежности к определенной
соц. группе или политических убеждений находятся вне страны гражд-ва или обычного
местожительства и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие
указанных опасений или из других соображений, не связанных с мотивами личного удобства.

Иногда
беженцев наз. лицами без гражд-ва de facto, поскольку их правовой статус почти ничем
не отличается от статуса лиц без гражд-ва. Хотя,
покидая свою страну, беженец не теряет, как правило, своего гражд-ва, однако тот
факт, что лицо отказ. от защиты своего госа, свидетельствует о том, что беженец,
в отличие от обычного иностранца, не имеет «двойного подчинения». Статус
беженца фактич. озн., что лицо подпадает только под юрисдикцию госа пребывания,
и освобождается от подчинения правопорядка госа гражд-ва.

Конвенция
1951 г. предусматривает основные права беженцев (на работу по найму, на приобретение
движимого и недвижимого имущества, на образование, на социальное обеспечение, на
свободу передвижения и т.д.) и, в частности, указывает, что их положение не должно
быть хуже, чем то, что предусмотрено для других иностранцев. Для беженцев государствами могут устанавливаться
льготные условия приобретения гражданства государства пребывания, например, сокращенный
срок проживания и др. Конвенция закрепляет и специфические механизмы защиты прав
беженцев, направленные прежде всего на предупреждение дискриминации со стороны государства,
гражданами которого они являются и которую они по тем или иным мотивам оставили. В частности, государство, предоставившее убежище
не имеет права высылать беженцев, законно проживающих на ее территории, как по соображениям
государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких беженцев может осуществляться
только во исполнение решений, вынесенных в судебном порядке. Но даже если и будет вынесено судебное решение
о высылке беженца, государство пребывания должно обеспечить ему достаточный срок
для получения законного права (разрешения) на въезд в другую страну.

Кроме беженцев
существуют еще следующие категории как вынужденные переселенцы и перемещенные лица.

Перемещенные
лица —
это
лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их союзниками
с оккупированных территорий для использования на принудительных работах.

После войны
СССР было заключено несколько договоров о репатриации таких лиц. Для содействия возвращению беженцев и перемещенных
лиц на родину в 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев,
деятельность которой прекращена в связи с созданием УВКБ ООН.

Вынужденные
переселенцы (или, т.н., внутренние беженцы) —
это лица, которые по тем же причинам, что и беженцы,
вынужденные покинуть место своего постоянного проживания и переселяются в другую
часть одной и той же страны.

Их правовое
положение определяется внутренним законодательством государств, однако должно соответствовать
общепризнанным стандартам прав человека.

Политическое убежище — это предоставление государством
определенному лицу юридически закрепленной возможности скрываться от преследований
по политическим мотивам со стороны государства гражданства или постоянного места
жительства. При этом преследование по политическим
мотивам — это преследование не только за политические убеждения, но и за общественную
деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т.п.

В международном
праве не существует специальных правил о предоставлении убежища и пользование им. Так, Международный пакт о гражданских и политических
правах вообще не содержит такого понятия. Однако
Всеобщая декларация прав человека предусматривает право каждого человека искать
убежище и пользоваться им. Однако это право
не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического
преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. В целом подавляющее большинство норм, касающихся
политического убежища, имеют характер международных правовых обычаев.

 

 

55. Понятие международного права прав
человека

Права человека — это качество, принадлежащее
каждому человеку с рождения, вытекает из природы человека, как выражение достоинства,
присущего человеческой личности.

Международное право прав человека
является отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество
государств в обеспечении прав человека.

Однако международное право указывает
не только на права, но и на обязанности человека по отношению к своему государству.
Недопустимо злоупотребление правами человека в ущерб правам государства. Всеобщая
декларация прав человека установила, что каждый человек имеет обязанности перед
обществом, в котором только и возможно свободное развитие его личности. Между правами
государства и человека могут возникать противоречия. Задача состоит в том, чтобы
гармонизировать их осуществления. Важная роль в этом принадлежит международному
праву. Права государства и права человека должны осуществляться в соответствии с
целями и принципами Устава ООН (п. 3 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

 

 

56. Источники международных прав человека

1. Общая декларация
прав человека 1948 г.

2. Межд. пакт
о гражданском и политическом праве 1966 г.

3. Межд. пакт
об эконом., соц. и культ. праве 1966 г.

4. Протокол
о возможности обращения лица к Раде (Комиссии) ООН по правам человека

5. Протокол
об отмене смертной казни

6. Европейская
Конвенция по защите прав человека и основополагающих свобод

 

 

57. Поколение прав человека

I поколениеXVII XVIII ст. – негативное поколение, периода после английской,
американской и французской революций. Такие права, как право на жизнь, свободу и
личную неприкосновенность, свобода от рабства и проч. Первое поколение квалифицируется
как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства
в сферы, регулируемые этими правами.

II поколение – нач. ХХ ст. Веймарская Конституция 1919 г.
– середина ХХ ст. – соц., эконом., культ. права. примерами их могут быть право на
социальное обеспечение, труд, отдых, достаточный жизненный уровень и др. Некоторые
из них не могут быть однозначно отнесены к позитивным правам (право на свободный
выбор работы, право создавать профессиональные союзы и входить в них и т.д.).

III поколение
после второй световой войны – коллективные права
( на мир, разоружения, распоряжение собственными природными богатства, самоопределение,
право на здоровье и безопасную окружающую среду и права на гуманитарную помощь,
раво на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение, право
на экономическое и социальное развитие, а также право на использование общего наследия
человечества) Права третьего поколения отличаются еще и тем, что кроме, пожалуй,
права на самоопределение, которое нашло свое закрепление в международных договорах
(ст. 1 обоих Пактов) и рассматривается практическими всеми государствами и учеными
в качестве общепризнанного принципа международного права, другие права этой категории
находятся на стадии становления в качестве обычных норм международного права. Они
содержатся только в резолюциях международных организаций (например, в Декларации
о правах народов на мир, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в
1984 г. и Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей в 1986
г.). Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение
их нормативного содержания как прав человека и народов

IV поколение – не является полезным для международного права,
т.к. появляется противоречие в ее реализации. Было открыто в конце ХХ века «духовно-нравственные
права и свободы человека и гражданина» К ним относят право на жизнь, уважение духовного
и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права
на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное
образование и воспитание и пр.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+
Предыдущий раздел