Наиболее общим видом взаимодействия является координация деятельности правоохранительных органов. Этот вид направлен на согласование в решении общих вопросов борьбы с преступностью, в том числе разработки стратегии, тактики и практических рекомендаций по борьбе с преступностью, а также ее профилактики. Формы взаимодействия имеют в основном организационный характер (межведомственные оперативные совещания, обмен информацией, разработка совместных докладов о состоянии преступности, основные направления и результаты борьбы с ней).
Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе выявления и расследования уголовных преступлений наиболее распространенный и важный вид взаимодействия.
Формы взаимодействия следователя и оперативных подразделений делятся на:
нормативно-правовые, вытекающие из положений УПК, законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, прокуратуры в таких вопросах:
Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов в этих случаях происходит путем обмена оперативной информацией между специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службой безопасности Украины.
Организационно-тактическая в таких вопросах:
Взаимодействие прокурора со следователем:
Виды взаимодействия следователя с экспертами, специалистами в соответствующих областях знаний осуществляется в процессе:
При расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, большое значение приобретает взаимодействие следователя с учреждениями Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственной налоговой администрации, Государственной контрольноревизионной службы и других государственных органов Украины, которые имеют право контроля за соблюдением организациями и гражданами законодательства.
Данный вид взаимодействия осуществляется в следующих формах:
В делах об экономических преступлениях следователи органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют взаимодействие с другими государственными органами по проверке своевременности представления документов, связанных с предпринимательской, внешнеэкономической деятельностью и др.
Органы государственной таможенной службы способствуют проведению оперативно-розыскных мероприятий (в зоне таможенного контроля), проводят проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов через таможенную границу.
При расследовании различных видов уголовных преступлений в зависимости от специфики сферы их совершения, предмета посягательства, преступных способов, применяемых, виновные следователи, взаимодействуют с различными государственными органами. При расследовании преступлений против жизни и здоровья, деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и т.п., возникает необходимость во взаимодействии с медицинскими учреждениями, использовании помощи специалистов-фармацевтов, химиков, ботаников, банка данных по этим вопросам.
В зависимости от решаемых при этом задач и характера их деятельности, вопросы взаимодействия можно условно разделить на группы организационного и уголовного процессуального характера.
К первой группе следует отнести:
а) совместное изучение и анализ материалов оперативной разработки или проверки. Особое значение такая форма взаимодействия приобретает в ситуациях, когда решается вопрос о реализации данных, собранных при применении оперативно-розыскных мероприятий;
б) совместное планирование следственных действий, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Данная форма взаимодействия органично связана с предыдущей. Они не могут существовать друг без друга. Результатом изучения и анализа материалов является принятие соответствующих решений, которые в данном случае находят свое воплощение в планах деятельности следователя и сотрудников оперативных подразделений. Разработка таких планов позволяет определить оптимальный порядок, последовательность производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, исключить несогласованные действий следователя и представителя оперативного подразделения. Разработка плана согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будет способствовать не только распределения компетенции, но и координации действий субъектов.
Исходя из мероприятий плана, следователь может ставить перед оперативным подразделением задачи по установлению существенных обстоятельств дела, потребуе применения оперативно-розыскных мероприятий. Это требует точ ного формулировки задач, четкого определения обстоятельств, которые интересуют следствие.
в) регулярный обмен информацией об обстоятельствах конкретного уголовного преступления. В процессе такого взаимодействия следователь получает возможность получить дополнительную информацию о событии, которой до этого не обладал.Несмотря на оперативно-розыскной характер, иногда она становится решающим основанием для принятия процессуальных решений (о проведении обыска, задержания подозреваемого и т.д.). Такая информация может также служить для определения тактики следственных действий (допросов, обысков и т.д.), а также зашифровки источники информации.
г) проведение совместных служебных совещаний (учений) по актуальным проблемам взаимодействия, а также обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с целью определения эффективных и результативных путей раскрытия преступления.
Ко второй группе форм взаимодействия можно отнести следующие:
а) проведение оперативным подразделением следователей (розыскных) действий по поручению следователя. Такое поручение для оперативного подразделения является обязательным к исполнению. Оно предоставляется в письменной форме. К такой форме взаимодействия следователь удается в тех случаях, когда в деле одновременно нужно провести несколько следственных действий с заинтересованными лицами, вызывается соображениями тактического характера (одновременно обыски в соучастников, их близких, по месту работы и т.п.). При этом следует помнить, что следователь ни при каких обстоятельствах не должен поручать другим лицам следственные действия. Это следственное действие, которые имеют существенное значение для формирования его внутреннего убеждения и принятия важнейших решений по делу. К ним можно отнести, например, сообщение о подозрении и допрос подозреваемого.
б) взаимодействие в процессе производства конкретного следственного действия или работа в составе следственно-оперативной группы. Участвуя в производстве следственного действия, сотрудник оперативного подразделения предоставляет следователю помощь в наблюдении за участниками, осуществлении поисковых действий, в том числе с применением технических средств. При этом обмен информацией происходит в кратчайшие сроки. Полученная таким образом информация немедленно передается следователю и может использоваться для корректировки тактики следственного действия.
Следственно-оперативные группы создают для расследования сложных и объемных уголовных правонарушений. Работники оперативного подразделения, введенные в состав группы, по поручению следователя (руководителя группы) могут проводить следственные действия.