Принципы силы закона Украины об уголовной ответственности

(Вступление в уголовного права)


Привлечение к уголовно-правовой ответственности определенными государственными органами в Украине осуществляется на основе нескольких принципов, в частности:

  • территориального (ч. 1 ст. 6 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных на территории Украины» УК Украины – «Лица, совершившие преступления на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по УК Украины»);
  • гражданства (ч. 1 ст. 7 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины – «Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступления за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по УК Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины»);
  • космополитического (универсального) (ст. 8 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных иностранцами или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины – «Иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, совершившие преступления за ее пределами, подлежат в Украине ответственности по УК Украины в случаях, предусмотренных международными договорами или если они совершили предусмотренные УК Украины тяжкие или особо тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины»);
  • реального (ст. 8 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных иностранцами или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины).

Первые два принципа действия уголовного закона в пространстве являются основными.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Территориальный принцип вытекает из суверенитета государства, власть которого распространяется на всю ее территорию.

Лицами, совершившими преступление на территории Украины, могут быть:

  • граждане Украины;
  • иностранцы (за исключением дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые по законам Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не подсудны по уголовным делам судам Украины);
  • лица без гражданства.

В соответствии с Законами Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 № 2235-III, «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI:

  • гражданин Украины - лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины;
  • иностранец - лицо, не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств;
  • лицо без гражданства - лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином.

В соответствии со ст. 2 Конституции Украины ее суверенитет распространяется на всю территорию, принадлежащую государству, которое осуществляет в своих пределах полные и исключительные полномочия, предусмотренные законодательством, в том числе принуждение, то есть установление и поддержание правопорядка, включая на своей территории деятельность публичной власти другого государства. Руководствуясь Законом Украины «О государственной границе Украины» от 04.11.1991 № 1777-XII, государственную границу Украины есть линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства.

К понятию «территория Украины» следует относить:

  • сушу, моря, реки, озера и другие водоемы, недра земли в пределах границы Украины, а также воздушное пространство над сушей и водным пространством, в том числе и над территориальным морем. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона, к территориальному морю Украины принадлежат прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях другая ширина территориального моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии договоров - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • военные корабли, приписанные к портам на территории Украины, находящихся под флагом Украины в открытом море, в территориальном море или портах других государств;
  • невоенные суда, приписанные к портам на территории Украины, находящихся под флагом Украины в открытом море;
  • иностранные невоенные суда, находящиеся в территориальном море или порту Украины. Согласно п. 5 ст. 28 вышеупомянутого Закона, в территориальном море и внутренних водах Украины органы Государственной пограничной службы Украины при выполнении возложенных на них задач относительно иностранных и украинских невоенных судов имеют право снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление и подлежат уголовной ответственности по законодательству Украины, передавать этих лиц органам досудебного расследования, если иное не предусмотрено международными договорами Украины;
  • военные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на ее территории, которые под опознавательным знаком Украины находятся в открытом воздушном пространстве, в воздушном пространстве или на аэродроме другого государства;
  • невоенные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на ее территории и находятся за пределами государства в открытом воздушном пространстве под опознавательным знаком Украины.

Также выделяют объекты, не являющиеся территорией Украины, но на которые при определенных условиях, предусмотренных нормами международного права и законодательством Украины, распространяются юрисдикция и сфера применения уголовного законодательства Украины. это:

  • континентальный шельф - поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к побережью или к островам Украины и находятся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этими пределами до такого места, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Поверхность и недра морского дна впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа Украины, независимо от глубины, является частью континентального шельфа Украины. Важно при этом отметить, что действие закона об уголовной ответственности в пространстве касается только случаев совершения преступлений, связанных с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных и живых ресурсов, проведением буровых работ, сооружением, эксплуатацией и использованием искусственных островов, установок и сооружений, осуществлением морских научных исследований, защиты и сохранения морской сферы; прокладкой и эксплуатацией подводных кабелей и трубопроводов (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года). Вместе с тем юрисдикция и сфера применения уголовного законодательства Украины не распространяются на воды, покрывающие континентальном шельфе и воздушное пространство над ним, режим которых регулируется международным правом;
  • исключительная (морская) экономическая зона Украины - это морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, принадлежащих ей. Ее ширина составляет до 200 морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве распространяется на случаи совершения в пределах зоны преступлений, связанных с нарушением правил: ведение рыбного промысла, ведения научных исследований, проведения работ и сооружения искусственных островов, установок, сооружений и установления зон безопасности вокруг них, предотвращения загрязнения морской среды и др. Суверенные права и юрисдикция Украины относительно морского дна исключительной (морской) экономической зоны и его недр реализуются в соответствии с законодательством Украины о континентальном шельфе и Кодекса Украины о недрах (ст. 2, 4 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16.05 .1995 № 162/95-ВР).

Преступление признается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины, независимо от того, где человек был предан суду в связи с его совершением. Указанное положение охватывает как случаи совершения всего действия на территории Украины, так и случаи совершения деяния как на территории Украины, так и на территории других государств. Преступление считается совершенным на территории Украины, если его, например, было начато за рубежом, а приостановлено или закончено на территории Украины или, наоборот, начато в Украине, а приостановлено или закончено на территории другого государства. Преступление считается совершенным также на территории Украины, если он подготовлен за ее пределами, а действия, его образующих, начатые или совершенные на ее территории, или если общественно опасное деяние было начато совершено за пределами Украины, а закончено или общественное опасные последствия наступили на территории Украины. Однако практически любая из государств, на территории которой была совершена определенная часть преступных действий, может применять в отношении лица, совершившего преступление, свои уголовные законы, если ответственность за такие преступления в них предусмотрена.

Таким образом, преступление (в форме приготовления, покушения, выполнение, подстрекательство, пособничество, организационной деятельности) признается совершенным на территории Украины в случаях:

  • когда он начат и закончен на территории Украины;
  • когда он начат за пределами Украины, а действия, образующие его, совершенные на территории Украины. (Например, если лицо за пределами Украины приобрела оборудование для изготовления поддельных билетов Национального банка Украины, а напечатала их на территории Украины, то местом совершения этого преступления следует считать территорию Украины);
  • когда исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины;
  • когда общественно опасные действия были начаты или совершенные за пределами Украины, а законченные или преступное последствие наступило на территории Украины (например, выстрел был произведен с территории Молдовы, а смертельное ранение лица произошло на территории Украины).

Преступление признается совершенным на территории Украины, если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины. Поэтому в соответствии со ст. 27 «Виды соучастников» УК Украины, преступление следует считать совершенным на территории Украины, если организационная деятельность, подстрекательство, пособничество были осуществлены за границей, а исполнитель действовал на территории Украины, а также в противоположных случаях, когда тот или иной соучастник действовал в Украине, а исполнитель преступления - за границей. Так, исполнителем (соисполнителем) является лицо, в соучастии с другими субъектами преступления непосредственно или путем использования других лиц, в соответствии с законом не подлежащих уголовной ответственности за содеянное, совершившего преступление, предусмотренное УК Украины; организатором является лицо, организовавшее совершение преступления (преступлений) или руководила его (их) подготовкой или совершением. Организатором также является лицо, создавшее организованную группу или преступную организацию или руководившее ею, или лицо, обеспечивала финансирование или организовывала сокрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации; подстрекателем является лицо, уговорам, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило другого соучастника к совершению преступления; пособником является лицо, советами, указаниями, предоставлением средств или орудий или устранением препятствий способствовала совершению преступления другими соучастниками, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы, или иным образом способствовать сокрытию преступления.

Конституция Украины в ч. 1 ст. 9 указывает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Юрисдикция украинского государства по решению вопроса о преступность и наказуемость деяний, совершенных на ее территории, может подвергаться частичных ограничений на основании норм международного права:

  • Европейской конвенции о передаче производства по уголовным делам 1972 г.;
  • Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.;
  • Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г.

Или же наоборот, дополняться еще и делегированными полномочиями договаривающихся государств по параллельного применения их законодательства в иностранном государстве (в Украине), то есть может основываться на одновременном применении национального (украинского) и иностранного законодательства (Минская конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 г.). Соответствующие полномочия в аналогичных случаях делегирует также украинское государство другим договаривающимся государствам.

Решение вопроса о преступность и наказуемость деяния, совершенного на территории Украины иностранным гражданином или лицом без гражданства, проживающего в другом государстве, в определенных случаях может происходить в соответствии с их национальным законодательством, если Украина передаст соответствующей договорной государству полномочия уголовного преследования таких лиц (так называемая передача уголовного производства). Передача уголовного производства предусмотрена Европейской конвенцией о передаче производства по уголовным делам от 15 мая 1972

В соответствии с международными договорами и законодательством Украины иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, исключены из-под юрисдикции судебных властей Украины (ч. 4 ст. 6 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных на территории Украины» УК Украины).

Приведем следующие примеры международных норм права:

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г .;
  • Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. .;
  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946
  • другие международные договоры, в которых участвует Украина.

Приведем следующие примеры национального законодательства:

  • Закон Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 № 1906 IV;
  • Указ Президента Украины «О Положении о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93;
  • и другие нормативно-правовые акты Украины предоставляют дипломатического иммунитета и исключают из-под уголовной юрисдикции Украины дипломатических представителей иностранных государств и определенный круг других иностранных граждан или частично, на основе взаимности, ограничивают уголовную юрисдикцию по консульских работников и других лиц.

Полным дипломатическим иммунитетом в соответствии с Указом Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93 пользуются:

  • глава дипломатического представительства в Украине (посол, посланник, поверенный в делах);
  • члены дипломатического персонала дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, торговые представители, военные атташе, первые, вторые и третьи секретари, заместители торговых представителей, помощники военных атташе);
  • члены семей всех указанных лиц, проживающих вместе с ними и не являются гражданами Украины;
  • глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала, члены их семей «пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть арестованы или задержаны».

Иммунитеты для членов дипломатического персонала дипломатического представительства, предусмотренные вышеупомянутым Указом, распространяются на представителей иностранных государств, на членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, прибывающих в Украину для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также на членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами Украины.

Ограниченным дипломатическим иммунитетом в соответствии с Указом Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93 пользуются:

  • дипломатические курьеры;
  • члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств;
  • члены дипломатического персонала иностранных государств в других странах, следующих транзитом через территорию Украины;
  • работники консульских учреждений, к которым относятся консульские должностные лица (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент)
  • консульские служащие, осуществляющие административно-техническое обслуживание консульского учреждения;
  • работники обслуживающего персонала консульского учреждения;
  • другие лица.

Согласно абз. 2, 4, 5 п. 10 пп. 15, 16 вышеупомянутого Указа, дипломатический курьер пользуется при исполнении обязанностей личной неприкосновенностью и не может быть арестован или задержан. Это положение применяется также в отношении временных дипломатических курьеров, предназначенных для разового перевозки дипломатической почты. Иммунитеты, предоставляемые последним, прекращаются с момента доставки ими дипломатической почты призначенням. Члены административно-технического персонала и члены семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Украины или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции в таком же объеме, как и члены дипломатического персонала. Члены обслуживающего персонала, которые не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции только в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей (п. 3 ст. 37, ст. 38 «Венской конвенции о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961).

Стоит отметить, что вопрос об уголовной ответственности лиц, имеющих дипломатический иммунитет и совершившие преступления на территории Украины, решается дипломатическим путем. На этих лиц уголовная юрисдикция Украины в соответствии с абз. 3 ст. 13 Указа Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10 июня 1993 распространяется только в случае согласия представляемого государства, которое она согласно ст. 32 «Венской конвенции о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961, определяет лишением определенного лица дипломатического иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания.

ПРИНЦИП ГРАЖДАНСТВА

В соответствии с принципом гражданства лица подлежат ответственности за совершенное за границей общественно опасное деяние только при условии, что такое деяние признается преступлением по законодательству Украины. Привлечения лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное за пределами Украины, требует точного установления, что это лицо в момент совершения действия или бездействия, предусмотренной статьей Особенной части УК Украины, была:

  • гражданином Украины;
  • лицом без гражданства, постоянно проживающим в Украине.

В Законе Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 № 2235-III определено, что гражданами Украины являются:

  • все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;
  • лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков, которые на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (1636- 12) (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не были гражданами других государств;
  • лица, которые прибыли в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», и дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину и на момент прибытия в Украину не достигли совершеннолетия, если указанные лица подали заявления об оформлении принадлежности к гражданству Украины;
  • лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины.

Вышеупомянутые лица в п. 1 являются гражданами Украины с 24 августа 1991, указанные в п. 2, - с 13 ноября 1991, а в п. 3 - с момента внесения отметки о гражданстве Украины.

Основания такой ответственности отражают обусловлен гражданством Украины постоянную правовую связь лица с государством в форме их взаимных прав и обязанностей. В частности, граждане Украины согласно Конституции Украины обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей, а государство обязано отвечать перед человеком за свою деятельность. Государство также гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

Согласно ч. 1 ст. 7 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины, гражданин Украины несет ответственность на родине за совершенное за рубежом деяние только при условии, что оно признается преступным данным УК Украины законом иностранного государства или только данным УК Украины, если оно посягало интересы правопорядка Украины. Если деяние не посягало интересы иностранного правопорядка и реально не причинило и не могло причинить вред интересам украинского правопорядка, то оно является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 11 «Понятие преступления» УК Украины). Согласно действующему законодательству на таких же основаниях по данные деяния несут ответственность и «лица без гражданства, постоянно находятся в Украине», то есть лица, которые не имеют доказательств принадлежности к гражданству ни одного государства и постоянно проживают в Украине.

Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции Украины, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украина. С этих лиц ст. 7 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины подразумевает лиц без гражданства, постоянно проживающие в Украине на основании украинских документов - вида на жительство. Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI, иностранец - лицо, не состоящее в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств; лицо без гражданства - лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином. При этом преступность и наказуемость деяния, совершенного за границей гражданами Украины, а также лицами без гражданства, постоянно проживающие в Украине, определяются по украинским законам независимо от того, признается такое деяние преступлением в той стране, где оно было совершено.

Если граждане Украины и лица без гражданства, которые постоянно в ней проживают, за совершенное в другом государстве преступление испытали там же наказания, то согласно ч. 2 ст. 7 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины они, в случае их возвращения в Украину, во второй раз не могут быть привлечены к уголовной ответственности за это же преступление. Это нормативное положение введено в УК Украины. в соответствии с ч. 1 ст. 61 Конституции Украины, где сказано: «Никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение» и п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966, где указано, что «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом» (правовой принцип «non bis in idem» (одно действие дважды не наказывается)). Лицами, которые получили наказания, в ч. 2 ст. 7 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины» УК Украины считаются лица, которые соответствующим судом иностранного государства были осуждены с назначением им уголовного наказания за общественно опасное виновное деяние, которое по законодательству Украины также квалифицируется как преступление. Не имеет значения, где было совершено такое деяние: на территории Украины или за ее пределами.

Однако осуждение за пределами Украины ее гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающим в Украине, в случае совершения ими на территории Украины нового преступления может иметь для них определенные правовые последствия. По ч. 2 ст. 9 «Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины» УК Украины рецидив преступлений, неотбытое наказание или иные правовые последствия приговора суда иностранного государства учитываются при квалификации нового преступления, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности или наказания. Это положение распространяется также на иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих в Украине, в случае совершения ими преступления на территории Украины.

КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ) И РЕАЛЬНЫЙ ПРИНЦИПЫ

Космополитический (универсальный) и реальный принципы предусматривают распространение действия уголовного законодательства Украины на общественно опасные деяния, совершенные за пределами Украины иностранцами или лицами без гражданства, не проживающие постоянно в Украине.

Космополитический (универсальный) принцип базируется на международно-правовых обязательствах Украины в сфере борьбы с преступностью. Он заключается в том, что иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, совершившие преступления за ее пределами, подлежат в Украине ответственности по УК Украины в случаях, предусмотренных действующими международными договорами, участником которых является Украина и на основании которых к УК Украины внесены соответствующие нормы, предусматривающие уголовную ответственность за такие преступления. Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI, иностранец лицо, не состоящее в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств; лицо без гражданства лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином.

Особенная часть УК Украины содержит ряд статей которые позволяют ставить вопрос о выдаче лиц, совершивших на территории другого государства преступления против интересов Украины:

  • в статье 284 «Неоказание помощи судну и лицам, терпящим бедствие» УК Украины закреплены положения Брюссельской конвенции «О столкновения судов в море и об оказании помощи на море» от 23 сентября 1910 г.;
  • в статье 447 «Наемничество» была введена в уголовное законодательство Украины в соответствии с «Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» от 4 декабря 1989 г.

На основании космополитического (универсального) принципа эти нормы УК Украины могут применяться в рамках положений, соответствующих международным соглашениям, к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающие постоянно в Украине и совершивших преступления за ее пределами.

Иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, совершившие преступления за ее пределами, подлежат в Украине ответственности за ее УК Украины также в случаях, если они совершили предусмотренные УК Украины

  • тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины;
  • особо тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины.

Это положение отражает реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Этот принцип основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права, сущность которых заключается в том, что любое государство имеет право наказывать деяния, совершенные иностранцами за пределами ее территории и нарушают ее уголовные законы, если эти деяния посягают на основные права и свободы ее граждан или ставят под угрозу интересы государства, например

  • по ст. 115 «Умышленное убийство» УК Украины - в случае убийства гражданина Украины на территории другого государства
  • по ч. 2 ст. 258 «Террористический акт» УК Украины - за совершение за пределами Украины террористического акта по предварительному сговору группой лиц с целью провокации военного конфликта между Украиной и другим государством.

Согласно ч. 4, 5 ст. 12 «Классификация преступлений» УК Украины, тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок не более десяти лет; особо тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более двадцать пять тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы. Введение реального принципа в уголовное законодательство Украины является одной из форм реализации конституционного положения ч. 3 ст. 25 Конституции Украины, обязывающее государство гарантировать заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

Понятие «преступление против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины» является оценочным и должно определяться с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Однако основным критерием отнесения преступлений к этой категории есть общий, родовой и непосредственный объекты, а при определении преступлений против прав и свобод граждан Украины - также наличие соответствующего потерпевшего.

В частности, преступлениями против прав и свобод граждан Украины следует признавать предусмотренные УК Украины преступления против жизни и здоровья человека, против свободы, чести и достоинства личности, против половой свободы и половой неприкосновенности личности, а также некоторые преступления против конституционных, трудовых и других личных прав граждан, против собственности и некоторые другие. Так, преступлениями против интересов Украины могут быть признаны преступления против основ национальной безопасности Украины, определенные преступления против общественной безопасности, в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации, против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и преступления против журналистов, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Согласно абз. 2 п. 3 Решение Коснтитуцийного Суда Украины от 8 апреля 1999 № 3-рп / 99 «в деле по конституционному представлению Высшего арбитражного суда Украины и Генеральной прокуратуры Украины относительно официального толкования положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины (дело о представительстве прокуратурой Украины интересов государства в арбитражном суде)», для решения дела существенным представляется выяснение понятия «интересы государства». В процессе исследования установлено, что государственные интересы закрепляются как нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых всегда есть потребность в осуществлении общегосударственных (политических, экономических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета, территориальной целостности, государственной границы Украины, обеспечение его государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального богатства защита прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и тому подобное.

Применение космополитического (универсального) принципу, что и реального, к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, возможно при условии, если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Украины.

Следует отметить, что иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, также подлежат в Украине ответственности согласно УК Украины, если:

Øони за пределами Украины поступили в соучастии с должностными лицами, которые являются гражданами Украины. При этом согласно ст. 26 «Понятие соучастия» УК Украины соучастием в преступлении является умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления. Руководствуясь ч. 3, 4 ст. 18 «Субъект преступления» УК Украины, служебными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственно й власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным должностным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом; служебными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностные лица международных организаций (работники междуна й организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов., примечания к ст. 364 «Злоупотребление властью или служебным положением» УК Украины, служебными лицами в статьях 364 «Злоупотребление властью или служебным положением», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-2 «Незаконное обогащение», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» УК Украины лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимающие постоянно или временно в органах государственной властей, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления , центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом. В Законе Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 № 2235-III определено, что гражданами Украины являются: все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины; лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков, которые на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (1636-12 ) (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не были гражданами других государств; лица, прибывшие в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», и дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину и на момент прибытия в Украину не достигли совершеннолетия, если указанные лица подали заявления об оформлении принадлежности к гражданству Украины; лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины. Вышеупомянутые лица в п. 1 являются гражданами Украины с 24 августа 1991, указанные в п. 2, - с 13 ноября 1991, а в п. 3 - с момента внесения отметки о гражданстве Украины;

Øлюбой из преступлений, предусмотренных в статьях 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» и 369-2 «Злоупотребление влиянием »УК Украины»;

Øесли они предлагали, обещали, предоставили неправомерную выгоду таким должностным лицам, или приняли предложение, обещание неправомерной выгоды или получили от них такую выгоду. В соответствии с примечанием ст. 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации» УК Украины, под предложением в статьях 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу», 369-2 «Злоупотребление влиянием», 369-3 «Противоправный влияние на результат и официальных спортивных соревнований», 370 «Провокация» УК Украины следует понимать высказывания работнику предприятия, учреждения или организации, лицу, которое предоставляет публичные услуги, или должностному лицу намерен о предоставление неправомерной выгоды, а под обещанием - выражение такого намерения сообщению о времени, место, способ предоставления неправомерной выгоды. Согласно ст. 364-1 «Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы» УК Украины, в статьях 364 «Злоупотребление властью или служебным положением», 364-1 «Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 365-2 «Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частные го права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу», 369-2 «Злоупотребление влиянием», 370 «Провокация подкупа» УК Украина под неправомерной выгодой следует понимать денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4290
0  
Всього коментарів 2
1  
Користувачів 38
Наши партнеры
Информация
Голосование
Ви живете...