Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Судебная бухгалтерия (Семинары)

1. Обязанности главного бухгалтера по ведению бухгалтерского учета и представлению финансовой отчетности

2. Характеристика журнально-ордерной формы ведения БУ и порядок отражения хозяйственных операций. Регистры бухгалтерского учета

3. Финансовая отчетность по законодательству Украины. Цель и качественные характеристики фин. отчетности. Раскрытие информации в ФО

4. Способы исправления ошибочных записей в бухгалтерских регистрах и аналитическом учете. Порядок исправления ошибок и изменений в финансовых отчетах

 

 

1. Обязанности главного бухгалтера по ведению бухгалтерского учета и представлению финансовой отчетности


(Из закона «О БУ и ФО» ст. 8. п.7.)

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия (далее - бухгалтер):

- обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности;

- организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

- участвует в оформлении материалов, связанных с недостатком и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;

- обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия.

На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

(обязанности на примере должностной инструкции)

Главный бухгалтер :

  1. Обеспечивает ведение бухгалтерского учета, соблюдая единые методологические основы, установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", с учетом особенностей деятельности предприятия и технологии обработки учетных данных.
  2. Организует работу бухгалтерской службы, контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций.
  3. Требует от подразделений, служб и работников обеспечения неуклонного соблюдения порядка оформления и представления к учету первичных документов.
  4. Принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и сохранения обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока.
  5. Обеспечивает составление на основе данных бухгалтерского учета финансовой отчетности предприятия, подписание ее и представление в установленные сроки пользователям.
  6. Осуществляет меры по предоставлению полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
  7. Участвует в подготовке и представлении других видов периодической отчетности, предусматривающих подпись главного бухгалтера, в органы высшего уровня в соответствии с нормативными актами, утвержденными формами и инструкциями.
  8. По согласованию с владельцем (руководителем) предприятия обеспечивает перечисление налогов и сборов, предусмотренных законодательством, проводит расчеты с другими кредиторами в соответствии с договорными обязательствами.
  9. Осуществляет контроль за ведением кассовых операций, рациональным и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  10. Участвует в проведении инвентаризационной работы на предприятии, оформлении материалов, связанных с недостатком и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия.
  11. Обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях.
  12. Организует работу по подготовке предложений для владельца (руководителя) предприятия относительно:
  • определения учетной политики предприятия, внесения изменений в выбранной учетной политики, выбора формы бухгалтерского учета с учетом деятельности предприятия и технологии обработки учетных данных;
  • разработка системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля хозяйственных операций;
  • определения прав работников на подписание первичных и сводных учетных документов;
  • выбора оптимальной структуры бухгалтерской службы и численности ее работников, повышения профессионального уровня бухгалтеров, обеспечения их справочными материалами;
  • улучшение системы информационного обеспечения управления и путей прохождения обработанной информации до исполнителей;
  • внедрение автоматизированной системы обработки данных бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности предприятия или усовершенствования действующей;
  • обеспечение сохранности имущества, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, привлечения кредитов и их погашения;
  • выделение на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия и включения их показателей в финансовую отчетность предприятия.
  1. Руководит работниками бухгалтерского учета предприятия и распределяет между ними должностные задачи и обязанности.
  2. Знакомит этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности, а также с изменениями в действующем законодательстве.

 

 


2. Характеристика журнально-ордерной формы ведения БУ и порядок отражения хозяйственных операций. Регистры бухгалтерского учета


Форма бухгалтерского учета - это комплекс учетных реестров различной построения и взаимосвязи с определенной последовательностью и порядком записи. Самой распространенной формой бухгалтерского учета в случае ручного обработки информации является журнально-ордерная, при механизированной - таблично-автоматизированная.

В основе журнально-ордерной формы учета лежит принцип группировки данных первичных документов путем использования накопительных ведомостей. Она объединяет такие учетные реестры: журналы-ордера, ведомости, разрабатываемые таблицы, Главную книгу.

Журналы-ордера построены по кредитной признаку. По кредиту соответствующего синтетического счета учетная информация в журнале-ордере систематизируется в соот них графах реестра в разрезе корреспондентских дебету счетов. Используются журналы-ордера как для отдельного счета, так и для групп взаимосвязанных между собой счетов. Накопительные и группировочные ведомости составляют дополнительные аналитические показатели, их итоги переносят в журналы-ордеров.

Наряду с журналами-ордерами на предприятиях ведется Главная книга, в которой отображаются месячные итоги по каждому счету из соответствующих журналов-ордеров. При этом кредитный оборот из журнала-ордера по определенному счету переносится общей суммой, а дебетовый оборот каждого счета Главной книги формируется из разных журналов.Поэтому синтетический учет при журнально-ордерной форме обеспечивает информационные связи с каждым синтетическим счетом: в журналах-ордерах - в разрезе дебету счетов, а в Главной книге - кредитуемых. В этом заключается контрольная функция бухгалтерского учета по состоянию объектов и изменениями в них.

Главная книга внедряется в год, при этом каждому месяцу выделяется отдельную строку. Для контроля за правильностью записей в синтетическом учете осуществляется сравнение данных Главной книги данным оборотных ведомостей аналитических счетов.

В реестрах журнально-ордерной формы учета все хозяйственные операции систематизируются в экономические группы, позволяет составлять периодическую и годовую отчетность, осуществлять контроль за хранением имущества и его использованием, управлять экономикой предприятия, анализировать результаты хозяйственной деятельности.

Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - сразу после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи и на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Реестры имеют вид бумажных листов, приспособленных для регистрации и группировки в них данных о наличии активов и операций с ними, зафиксированных в первичных носителях информации.

В реестрах заранее указывают корреспонденцию счета, облегчает учетную регистрацию и обеспечивает правильность отражения хозяйственных операций на счете ках.

Операции в иностранной валюте отображаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны соответствовать счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

Реестры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, содержать фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении.

Хозяйственные операции отражаются в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Предприятие обязано предотвращать любом исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивать их хранение в течение установленного срока.

Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Регистры бухгалтерского учета классифицируются:

1) по характеру бухгалтерских записей:

а) систематические, используемых для записей хозяйственных операций в систематизированном виде по однородным признакам, то есть в бухгалтерских счетах; такие записи ведутся в главной книге, где обобщаются записи по каждому счету;

б) хронологические, применяемые для учета всех хозяйственных операций в хронологическом порядке их осуществления и оформления (журналы последовательной записи хозяйственных операций, кассовая книга и др.);

в) комбинированные, в которых одновременно отображаются систематические и хронологические записи (например журналы-ордера);

2) по содержанию:

а) синтетические, отражающие хозяйственные операции в обобщенном виде и только в денежном измерении;

б) аналитические, в которых каждая операция записывается с необходимой полнотой, то есть в двух показателях (натуральном и денежном) с пояснительным текстом;

3) по внешнему виду:

а) бухгалтерские книги, которые используются для систематических и хронологических записей (кассовая книга; товар на книга и др.);

б) карточки, применяемые для учета основных средств, товарно-материальных ценностей и тому подобное;

в) сведения, которые открываются в журналов-ордеров для получения сведений о хозяйственных операциях.

 

 

 

3. Финансовая отчетность по законодательству Украины. Цель и качественные характеристики фин. отчетности. Раскрытие информации в ФО


На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность с целью предоставление пользователям для принятия решений полной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Финансовую отчетность подписи ют руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми действующим законодательством) включает в себя: баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств, о собственном капитале, а также примечания к отчетам.

Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и посадок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины о выполнении бюджетов всех уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчет ность, которая отображает финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие уп ления имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые принадлежат к сфере их управления.

Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.

Объединение предприятий кроме собственной отчетности составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые входят в их состав.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год.

Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев.

Отчетным периодом ликвидируемого, является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации.

Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они принадлежат, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) согласно учредительным документам, если иное не предусмотрено законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность подается отвечаетвидно с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Финансовая отчетность предприятий является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения в другом отпечатанном виде.

В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней. Информация, которая подается в финансовых отчетах, должна быть понятной и рассчитанной на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации. Финансовая отчетность должна содержать только ту информацию, которая влияет на принятие решений пользователями, позволяет своевременно оценить прошлые, настоящие и будущие действия, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. Информация о финансовой отчетности должна быть достоверной; она считается в том случае, если не содержит ошибок и искажений, способных повлиять на решение пользователей.

Финансовая отчетность должна предоставлять пользователям возможность сравнивать финансовые отчеты предприятия за разные периоды и финансовые отчеты разных предприятий. Для сравнения необходимы соответствующая информация за предыдущий период и информация об учетной политике и ее изменения. Учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

В целях ясности для пользователей финансовая отчетность должна содержать данные о: предприятие (его название, организационно-правовая форма и местонахождение, краткое описание основной деятельности, название органа управления, к ведению которого относится предприятие, или название его материнской или холдинговой компании, среднее количество персонала за отчетный период); дату отчетности и отчетный период; валюту отчетности и единицу ее измерения; соответствующую информацию о отчетного и предыдущего периодов; учетную политику предприятия и ее изменения: консолидацию финансовых отчетов; прекращении (ликвидации) отдельных видов деятельности ограничения по владению активами; участие в совместных предприятиях; выявление ошибок прошлых лет и связанные с ними корректировки;переоценку статей финансовых отчетов; другую информацию, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положениями (стандартами). Информация, подлежащая раскрытию, приводится непосредственно в финансовом отчете или в примечаниях к нему, в которых может раскрываться учетная политика предприятия, информация, не приведена непосредственно в финансовом отчете, но является обязательным в соответствии с положениями (стандартами), а также информация о дополнительном анализ статей отчетности для возражений ния ее понимание.

 

 


4. Способы исправления ошибочных записей в бухгалтерских регистрах и аналитическом учете. Порядок исправления ошибок и изменений в финансовых отчетах


В процессе учетной регистрации хозяйственных операций могут возникнуть ошибки - от простых описок к неправильной корреспонденции счетов. Для обеспечения достоверности показателей учета необходимо к составлению отчетности проверить правильность учетных записей и исправить их (если они имели место). Ошибки обнаруживают разными способами в зависимости от их характера и формы ведения бухгалтерского учета. Так, при мемориально-ордерной форме полнота и правильность учетных записей устанавливается сверкой итогов дебетовых и кредитовых оборотов синтетических счетов в оборотной ведомости с итогом оборота регистрационного журнала. Обороты и остатки по аналитическим счетам в оборотных ведомостях сравнивают с данными соответствующего синтетического счета.

При журнально-ордерной форме записи в учетных регистрах сверяют с данными первичных документов, послуживших основанием для записей в них. Кроме того, система регистров журнально-ордерной формы построена так, что позволяет контролировать правильность учетных записей путем взаимной сверки итогов отдельных журналов-ордеров и вспомогательных сведений. О проведении таких проверок бухгалтер делает соответствующие отметки и ставит свою подпись.

Распространенным способом выявления ошибок является сплошная проверка пунктирование записей. Суть его заключается в том, что все записи в учетном регистре, в котором обнаружены расхождения, последовательно сверяют с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Проверенную сумму обозначают знаком "V" или точкой (пунктируют). При этом видно, какие записи уже проверено и где еще может быть ошибка.

В бухгалтерском учете могут случаться ошибки в результате неправильно составленной проводки. Такие ошибки могут быть обнаружены при просмотре корреспондирующих счетов или ознакомлении с экономическим содержанием отображенных в учете операций.

Порядок исправления ошибок зависит от их характера и времени обнаружения. Действующим Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете предусмотрено исправление ошибок такими способами: корректурным, "красным сторно" (отрицательных чисел) и дополняющих проводок.

Корректурный способ исправления ошибок заключается в том, что неправильная запись зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнуто, а сверху пишут правильную сумму (или текст). Исправление ошибки должно быть оговорено надписью "Исправлено" и подтверждено подписью: в документе - лица, подписавшего документ, в учетном регистре - лица, внесшего исправление с указанием даты. Этим способом пользуются для исправления описок или арифметических ошибок, допущенных в документах (кроме банковских, кассовых и ценных бумаг) или в учетных регистрах, если ошибка была быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Если же ошибка связана с неправильной корреспонденцией счетов или выявлена после подведения итогов в учетных регистрах, исправлять ее корректурным способом нельзя, поэтому при зачеркивания и исправлениях записей в нескольких местах регистр приобретает неряшливый вид. Ошибки такого характера исправляют способом "красного сторно" или дополняющих бухгалтерских проводок.

Способ "красного сторно" заключается в том, что неправильный бухгалтерский запись делают повторно в той самой корреспонденции счетов, что и ошибочная запись, но красным цветом, что означает отрицательные числа. При подведении итогов суммы, записанные красным цветом, вычитаются. Одновременно обычными чернилами делают вторую запись с указанием правильной корреспонденции счетов и суммы. В результате получают правильное отображение операции в учете.

Исправление ошибок с этим способом оформляют специальной бухгалтерской справкой, в которой делается ссылка на номер и дату ошибочной записи, подлежащей исправлению, а также документа, который послужил основанием для этой записи.

Во избежание возможного нарушения тождества показателей текущего учета и отчетности после составления баланса и других форм отчетности никакие исправления в учетных записях за отчетный период, как правило, не допускаются. Уточнение отчетных данных и исправленных ошибок, касающихся прошлого отчетного периода, отражаются в регистрах следующего отчетного периода при открытии счетов.

Категорія: Судебная бухгалтерия (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter