Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)

Международные стандарты исполнения наказаний не связанным с лишением свободы

Международные стандарты обращения с осужденными - это принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения наказаний и деятельности органов и учреждений исполнения наказаний. Эти стандарты были согласованы международным сообществом и в их основе прежде лежит Всеобщая декларация прав человека. Принятые на ее развитие Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые порождают юридические обязательства для государств, которые их ратифицировали (в том числе и Украины), содержащие соответствующие положения по обращению с лицами, лишенными свободы. Кроме этих международных документов общего (универсального) характера довольно большой перечень документов, дополняющих и детализируют общие принципы и непосредственно касаются осужденных. Перечень основных международных правовых документов в отношении лиц, отбывающих наказание по приговору суда, насчитывает более 30 наименований. По степени обязательств, возникающих при внедрении международных стандартов в уголовно-исполнительное законодательство тех или иных стран, существуют положения, являющиеся обязательными к исполнению в национальных уголовно-исполнительных системах, и такие, которые рассматриваются как рекомендации, для реализации которых должны быть созданы соответствующие социально-экономические предпосылки.

Принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, развиваются в таких актах специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Принципы медицинской этики, определяющие роль работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию и заключению в любой форме (1989) Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

К европейским стандартам организации и правового регулирования исполнения наказаний относятся:

- Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 г. .;

- Европ. конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 .;

- Европ. конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987

- Европ. тюремные правила, объявленные рекомендации № К (87) С Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.

- Резолюция КМСЕ от 9 марта 1976 "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы";

- Резолюция КМСЕ относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г. .;

- Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г. .;

- Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989г .;

- Рекомендация КМСЕ относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982г .;

- Рекомендация КМСЕ о предоставлении краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г. .;

- Европейские правила общественных санкций и мер, объявлены рекомендации № К. (92) 16 КМСЕ

Приведенный перечень международных документов по масштабам их действия позволяет выделить среди них стандарты обращения с осужденными универсального (разработанного ООН) и регионального (на уровне Совета Европы) характера.

Среди перечисленных международных документов можно выделить стандарты: а) в отношении обращения с лицами, лишенными свободы, среди которых главное место занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейские тюремные правила, и б) правила применения мер, не связанных с лишением свободы (Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) и Европейские правила общественных санкций и мер). Большое значение для защиты прав осужденных через обязательства стран, которые их ратифицировали, получили Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Идеи, положения и требования, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в международных документах, содержащих стандарты обращения с осужденными, должны максимально учитываться в национальном уголовно-исполнительном законодательстве и соотноситься с принципами уголовно-исполнительной деятельности. Всеобщая декларация прав человека, международные стандарты обращения с осужденными и национальное уголовно-исполнительное законодательство соотносятся между собой как общее, особенное и отдельное (единичное). Под этим углом зрения уголовно-исполнительное законодательство и уголовно-исполнительную деятельность, в которых реализованы международные стандарты обращения с осужденными, следует рассматривать как отражение единства общего и единичного. Как особое международные стандарты играют роль связующего звена между Всеобщей декларацией прав человека и национальным уголовно-исполнительным законодательством, которое призвано регулировать процедуру применения ограничений прав и свобод, присущих наказанию. При этом необходимо подчеркнуть, что согласно Основами государственной политики Украины в области прав человека недопустимо сужать содержание и ограничивать объем прав и основных свобод человека и гражданина провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека, также нашли свое отражение и в нормах Конституции Украины.

Ратификация Украиной ряда международных документов предоставила возможность имплементировать международные стандарты обращения с осужденными в национальное законодательство и, в частности, в уголовно-исполнительное законодательство. Так, в ч. 1 ст. 1 КВН Украины содержится положение, согласно которому способом защиты интересов личности, общества и государства как цели уголовно-исполнительного законодательства является "предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с осужденными", что вполне соответствует содержанию Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. 5 мая 1997 Украина был подписан, а затем и ратифицирован Протокол № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека (Европейской конвенции по правам человека), что обязало 22 февраля 2002 отменить смертную казнь как вид наказания, предусмотренный УК. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступила в силу для Украины с 1 сентября 1997, после чего Украина в 1998,1999,2000 и 2002 годах посетили с инспекцией члены Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (обычно такие инспекции Комитетом в той или иной стране проводятся раз в четыре года). С целью содействия членам Комитета против пыток в проведении инспекции украинская сторона, выполняя взятые на себя обязательства, обеспечила: доступ на свою территорию и право путешествовать по ней без ограничений; полную информацию о местах, где содержатся лица, лишенные свободы; неограниченный доступ к любому месту, где находятся лица, лишенные свободы; возможность общаться лицом к лицу с лишенными свободы лицами. По результатам инспектирования мест лишения свободы в Украине члены Комитета против пыток опубликовали доклад и предоставили предложения, направленные на улучшение защиты прав лиц, лишенных свободы. Следует отметить, что МВД Украины, Министерство обороны, Министерство здравоохранения и Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний после проведенных Комитетом против пыток инспекций обязаны были принять соответствующие меры, направленных на улучшение ситуации с соблюдением прав человека в приемниках-распределителях, изоляторах временного содержания, гауптвахтах, психиатрических больницах и исправительных колониях.

В ряде международных Документов (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила) видное место занимает положение, согласно которому в обращении с осужденными не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола , языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку. Именно эта "другая признак" в последние годы стала предметом интереса правозащитных организаций и регулирования Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний. Речь идет о статусе ВИЧ-инфицированных осужденных. К 1997 в Украине лишены свободы по результатам обязательного тестирования всех лиц, поступающих в учреждения Департамента, были сконцентрированы в двух учреждениях, породило многочисленные проблемы, которые находили свое проявление в дополнительном ограничении их прав, в избыточном изоляции, в предвзятом отношении персонала к этой категории осужденных, то есть в фактической дискриминации по признаку заболевания. С 1997 в Украине, которая занимает первое место в Европе по темпам распространения ВИЧ-инфекции, для того чтобы любые обвинения в возможной дискриминации, практика тестирования всех лиц, лишенных свободы ВИЧ-инфекцию была остановлена ??как дискриминационная и такая, что оскорбляет права человека. Сейчас анализ крови на наличие ВИЧ-инфекции осужденному делается исключительно по его желанию, а результаты такого анализа является врачебной таемни-. Такой подход полностью соответствует Рекомендации № К (98) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам относительно этических и организационных аспектов здравоохранения от 8 апреля 1998, согласно которой "проверки на ВИЧ-инфекции должны происходить только с согласия в 'заключенных "," не должна предусматриваться любая сегрегация в отношении лиц с положительным анализом на антитела ВИЧ-инфекций ". На сегодня в Украине ВИЧ-инфицированность не может быть фактором, ограничивающим права и обязанности арестованных и осужденных, которые являются носителями ВИЧ-инфекции. Что же касается лиц, лишенных свободы, в которых обнаружен ВИЧ / СПИД, то они должны держаться в следственных изоляторах и уголовно-исполнительных учреждениях на общих основаниях. Таким образом, главная идея прекращения тестирования на ВИЧ-инфекцию лиц, лишенных свободы, заключается в том, чтобы исключить даже намеки на унизительное обращение и возможной дискриминации носителей инфекции по этому показателю.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейские тюремные правила содержат стандарты-рекомендации, то есть положения, сформулированные в этих документах, не имеют обязательной юридической силы, о чем прямо сказано во введении, где определяется статус этих правил. Но, несмотря на это, разработанные на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы стандарты обращения с лишенными свободы признаются международными организациями, правительствами и неправительственными организациями и, в частности, администрацией мест лишения свободы. Оба документа не имеют целью навязать образцовую систему учреждений исполнения наказаний, признавая, что уголовно-исполнительные системы отдельных стран уже достигли более высоких стандартов. Как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, так и Европейские тюремные правила имеют целью только предложить свои рекомендации по созданию минимальных общепризнанных гуманных условий содержания лишенных свободы, обеспечивающие уважение человеческого достоинства. Вместе с тем, международные документы исходят из того, что рекомендованные в них стандарты обращения с лишенными свободы не могут быть достигнуты сразу повсюду и одновременно учитывая разнообразие в разных странах юридических, социальных, экономических и географических условий. Формально разработанные международным сообществом стандарты обращения с осужденными является лишь ориентиром для администрации учреждений исполнения наказаний по созданию надлежащих минимальных условий человечности и уважения.

Основополагающие принципы обращения с лицами, лишенными свободы, фундаментального характера, содержащихся в международных документах, основаны на необходимости обеспечивать права осужденных, которые неотделимы от общих прав человека. Это означает, что лишены свободы имеют право на: жизнь и личную неприкосновенность; здоровья; труд; отдых; неприменение к ним пыток или иного бесчеловечного обращения; уважение человеческого достоинства; надлежащие правовые процедуры; свободу от любой дискриминации; свободу от рабства; свободу совести и мнений; свободу вероисповедания; неприкосновенность семейной жизни; самосовершенствования.

Для обеспечения этих прав международные стандарты рекомендуют организовать функционирование учреждений лишения свободы таким образом, чтобы они были местами, где не должна возникать опасность для жизни, здоровья и личной неприкосновенности как лишенных свободы, так и персонала. В местах лишения свобода осужденные не должны подвергаться дискриминации. Условия содержания лиц, осужденных к лишению свободы, не должны дополнительно к ограничениям, обусловленных фактом изоляции, ограничивать права и свободы человека и гражданина. Режим лишения свободы не должен слишком ограничивать контакты осужденных с внешним миром, поэтому международные стандарты особое внимание уделяется тем аспектам обращения с лишенными свободы, направленные на подготовку этих лиц к возвращению к жизни в обществе.

Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских тюремных правил позволяет сделать вывод, что основные их положения можно разделить на несколько однородных групп: 1) это общие, фундаментальные принципы; 2) нормы, предусматривающие распределение осужденных к лишению свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) привлечение лишенных свободы в тех или иных видов занятости; 5) требования к деятельности персонала мест лишения свободы.

Надо отметить, что в Европейских тюремных правилах сравнений лишь с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными с учетом изменений, произошедших в теории и практике применения лишения свободы, несколько смещены приоритеты и акценты. Европейские тюремные правила разработаны с учетом того, что исправление и ресоциализация не всегда дают ожидаемые результаты, поскольку эти цели, как показал опыт прошлых лет, не являются реальными. В связи с этим признается, что главными предпосылками успешного исправления готовность и добрая воля самих осужденных и налаживание связей между учреждениями исполнения наказаний и свободным обществом. Цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и способствовать формированию у них чувства ответственности и выработке навыков, которые помогут реинтегрироваться в общество, Помогут выполнять требования законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения. Исправление осужденных по международным документам имеет целью минимизацию негативного влияния лишения свободы на личность и социальное поведение лиц, лишенных свободы. Европейские тюремные правила отражают изменения от предыдущего подхода к процессу воздействия на осужденных, направленного на исправление их взглядов и поведения, к разработке моделей, ориентированных на развитие социальное полезных профессиональных навыков и лица-стих способностей, открывающих перспективы успешной социальной реинтреграции. Для сравнения считаем целесообразным привести здесь понятие исправления, сформулированное в ч. 1 ст. 6 КВН Украины, где утверждается, что исправление осужденного - это процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.

Учитывая необходимость имплементации международных стандартов в национальное уголовно-исполнительное законодательство обращает на себя внимание и то, что международные документы касаются обращения с лишенными свободы, а КВН Украины регламентирует порядок и условия исполнения наказаний, то есть речь идет о разных понятиях с различным содержанием. Какое это имеет значение, можно понять на примере содержания понятия "режим". Сравнительный анализ отечественного уголовно-исполнительного законодательства с Минимальными стандартными правилами обращения с осужденными и Европейскими тюремными правилами позволяет убедиться в том, что в Уголовно-исполнительное право Украины и в международных документах в понятие режим лишения свободы вкладывается принципиально разный смысл. Так, в КВН режим определяется как порядок исполнения и отбывания наказания. Отечественная наука уголовно-исполнительного права исходит из того, что в режиме в концентрированном виде находит свое выражение содержание уголовного наказания, сосредоточен весь комплекс присущих ему правоограничений и лишений. В связи с этим режим выполняет как карательную функцию, так и регулирующую, определяя объем правоограничений, а, кроме того, еще и функцию обеспечения применения средств исправительно-трудового воздействия. В отличие преданного представления о режиме, в международных стандартах обращения с осужденными под режимом в местах лишения свободы понимают уклад жизни осужденных, не являющийся квинтэссенцией наказания, а должен, как это сказано в ст. 66 Европейских тюремных правил, содержать в себе:

а) духовную поддержку и помощь осужденным, а также возможности для подходящей работы, профессионально-технического и общеобразовательного обучения и профессиональной ориентации, для занятий физкультурой и развития социальных навыков; предоставление советов и консультаций, организации групповых мероприятий и досуга;

б) меры, обеспечивающие такую организацию этой деятельности, которая, по мере возможности, способствовала расширению контактов с внешним миром и создавала возможности для облегчения социальной реабилитации заключенных после освобождения;

в) процедуры разработки и пересмотра индивидуальных программ исправления и обучения заключенных после проведения подобных консультаций с соответствующим персоналом и по возможности с заключенными, о которых идет речь;

г) системы контактов и методы руководства, способствующие установлению соответствующих позитивных отношений между персоналом и заключенными с целью достижения эффективности и успешной реализации режимов и программ исправления.

Разный подход продемонстрирован в международных документах и в уголовно-исполнительном законодательстве и к проблеме привлечения лиц, лишенных свободы, к труду, поскольку, например, Европейские тюремные правила содержат положения, согласно которому администрация учреждений исполнения наказаний позволяет осужденным выбирать вид занятий в соответствии со своим желание. В Украине же по ч. 1 ст. 118 КВН "осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность". Такие же расхождения можно увидеть и на примере предоставления лишенным свободы возможности учиться. Если в Украине обучение осужденных возможно в свободное от работы время, то согласно европейским тюремными правилами обучения лиц, лишенных свободы, рассматривается как оплачиваемая деятельность, осуществляемая в течение рабочего дня, так же как и труд других осужденных.

На пути приведения национального уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными стандартами еще неиспользованные возможности. Это, например, касается возможности предоставления каждому лишенному свободы отдельного помещения (в. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); предоставления осужденным к лишению свободы отпусков (в. 43.2 Европейских тюремных правил); возможности посещения родственников в выходные и праздничные дни; запрета применять к осужденным такие взыскания, как содержание в одиночной камере (п. 7 Основных принципов обращения с заключенными) и назначение на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории колонии (в. 28.1) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); запрета применять смирительную рубашку (в. 39 Европейских тюремных правил) и т. др.

О международных стандартов по применению мер, альтернативных лишению свободы, то среди них наиболее значимыми являются Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и Европейские положения по общественным санкциям и мероприятий, содержащихся в рекомендации № К. (92) 16, принятой 19 октября 1992 Комитетом министров Совета Министров Совета Европы. Эти международные документы тоже рекомендательными.

Как Токийские правила, так и Европейские положения по общественным санкциям и мероприятиях отмечают, что их целью является обеспечение более активного участия общественности в осуществлении правосудия и в обращении с правонарушителями.

Токийские правила направлены на применение мер, альтернатив-них_тюремному заключению. Такими санкциями могут быть: а) устные санкции, такие как замечание, выговор и предупреждение; б) условное освобождение от ответственности; в) ограничение в гражданских правах; г) экономические санкции, такие как штрафы или штрафодни; д) конфискация имущества; е) возврат имущества жертве или компенсация материального ущерба; есть) условное наказание или наказание с отсрочкой; ж) условное освобождение из заключения и установления судебного надзора; с) общественное полезные работы; и) пребывания днем в исправительном учреждении; и) домашний арест; и) любое другое поведение, не связанное с тюремным заключением.

Токийские правила рекомендуют применять к правонарушителям меры, не связанные с тюремным заключением, силами общественности, избегая по возможности формального рассмотрения дела в суде, что можно рассматривать как призыв к внесудебной формы правосудия.

Европейские положения по общественным санкциям и мероприятиях целом не противоречат Токийским правилам, однако их особенностью является рекомендация применять общественные санкции и меры вместо наказания (и не только в виде тюремного заключения). Это означает, что рекомендуемые Европейскими положениями общественные мероприятия являются альтернативой наказанием. Главная идея применения общественных санкций и мер заключается в том, что они позволяют оставить правонарушителей в контакте со всеми действующими механизмами социального контроля в обществе, предоставляя возможность лицу реинтегрироваться в социальной жизни, является более эффективным, чем после пребывания лица в местах лишения свободы. Это подтверждено Рекомендациями № К. (99) 22, которые были приняты Комитетом министров Совета Европы ЗО сентября 1999 года и предусматривают применение к правонарушителям таких мер, как условное освобождение, применяемое без вынесения приговора о наказании; общественные работы (т.е. неоплачиваемый работа на благо общества); интенсивный надзор со стороны общественности; переговоры между правонарушителем и потерпевшим или возмещения причиненного потерпевшему вреда; ограничения свободы передвижения (домашний арест) с использованием электронных методов слежения; применение мер медицинского характера, обусловленных контрактом на лечение отдельных категорий правонарушителей лиц, находящихся в определенной зависимости (от алкоголизма, наркотиков). Таким образом, все перечисленные общественные мероприятия совпадают с санкциями, рекомендованными Токийские правила.

Условием применения общественных мероприятий является добровольное согласие правонарушителя с ними считаться, то есть соблюдать присущих им условий или обязательств, что дает повод относиться к правонарушителю с уважением как к личности, способной научиться нести ответственность за свои поступки. При этом, как сказано в ст. 23 Европейских положений по общественным санкциям и мероприятиях, "природа, содержание и методы внедрения общественных санкций и мер не должны нарушать личные права или достоинство правонарушителей и членов их семей и не должны вызывать раздражение. Не могут нарушаться самоуважение, семейные связи, социальные контакты и способность жить в обществе ". Все это означает, что содержание и способ применения общественных санкций и мер должно осуществляться в соответствии со всеми общепризнанными на международном уровне прав человека и гражданина.

Наконец необходимо обратить внимание на то, что отечественное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривают возможность применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Но наказание, альтернативные лишению свободы, и общественные санкции и меры - это далеко не одно и то же и отождествлять их - это значит не понимать разницу в правовой природе этих институтов, поскольку "наказание есть мера государственного принуждения, применяемая от имени государства", а общественные мероприятия как альтернатива наказанием исключают государственное принуждение. Одним из основополагающих принципов при применении общественных мероприятий является широкое привлечение общественности к обращению с правонарушителями. Если применением общественных санкций и мер в ряде стран занимается служба пробации, то в Украине выполнением большинства наказаний, альтернативных лишению свободы, занимается уголовно-исполнительная инспекция, функции которой как правоохранительного органа не совпадают с функциями службы пробации.


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter