Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)

Понятие, виды и система следственных (розыскных) действий как основного способа сбора доказательств в досудебном производстве

Статья 223. Требования к проведен следственных (розыскных) действий

1. Следователи (розыскные) действия являются действиями, направленными на получение (сбор) доказательств или проверку уже полученных доказательств в конкретном уголовном производстве.

2. Основаниями для проведения следственной (розыском!) Действия является наличие достаточных сведений, указывающих на возможность достижения ее цели.

3. Следователь, прокурор принимает надлежащие меры для обеспечения присутствия при проведении следственной (розыскной) действия лиц, чьи права и законные интересы могут быть ограничены или нарушены. Перед проведением следственной (розыскной) действия лицам, принимающих в ней участие, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, а также ответственность, установленная законом.

4. Проведение следственных (розыскных) действий в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением неотложных случаев, когда задержка в их проведении может привести к потере следов уголовного правонарушения или побега подозреваемого.

5. В случае получения при проведении следственной (розыскной) действия доказательств, которые могут указывать на невиновность лица в совершении уголовного преступления, следователь, прокурор обязан провести соответствующую следственную (розыскной) действие в полном объеме, приобщить составлены процессуальные документы к материалам досудебного расследования и предоставить их суду в случае обращения с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера или ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности.

6. Следственная (розыскная) действие, совершаемое по ходатайству стороны защиты, потерпевшего, проводится при участии лица, ее инициировала, и (или) его защитника или представителя, кроме случаев, когда в силу специфики следственной (розыскной) действия это невозможно или такая лицо письменно отказалась от участия в ней.

При проведении такого следственного (розыскной) действия присутствуют лица, ее инициировали, вправе задавать вопросы, высказывать свои предложения, замечания и возражения относительно порядка проведения соответствующей следственной (розыскной) действия, которые заносятся в протокол.

7. Следователь, прокурор обязан пригласить не менее двух незаинтересованными лиц (понятых) для предъявления лица, трупа или вещи для опознания, осмотра трупа, в том числе связанного с эксгумации, следственного эксперимента, освидетельствования лица. Исключениями являются случаи применения непрерывного видеозаписи хода проведения соответствующей следственной (розыскной) действия. Понятые могут быть приглашены для участия в других процессуальных действиях, если следователь, прокурор сочтет это целесообразным.

Обыск или осмотр жилища или иного владения лица, обыск лица осуществляются с обязательным участием не менее двух понятых независимо от применения технических средств фиксирования соответствующей следственной (розыскной) действия.

Понятыми не могут быть потерпевший, родственники подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, работники правоохранительных органов, а также лица, заинтересованные в результатах уголовного производства.

Указанные лица могут быть допрошены в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей проведения соответствующей следственной (розыскной) действия.

8. Следователи (розыскные) действия не могут проводиться по истечении сроков досудебного расследования, кроме их проведения по поручению суда в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 333 настоящего Кодекса. Любые следственные (розыскные) или негласные следственные (розыскные) действия, проведенные с нарушением этого правила, с недействительными, а установленные в результате них доказательства - недопустимыми.

1. статья содержит общие требования, предъявляемые ко всем следственных (розыскных) действий. Положения настоящей статьи подлежат применению при проведении каждой отдельной следственного действия, но с учетом ее особенностей и процессуального порядка, предусмотренного отдельными статьями, посвященных непосредственному урегулированию процедуры проведения каждого конкретного следственного действия.

Согласно закону следственные (розыскные) действия - это регламентированные уголовным процессуальным законом процессуальные действия, направленные на получение (сбор) или проверку уже полученных доказательств в конкретном уголовном производстве.

Значение следственных действий состоит в том, что они являются основным способом собирания доказательств и отсюда - основным средством всестороннего, полного и беспристрастного расследования всех обстоятельств уголовного производства, достижения его задач.

Закон предусматривает проведение таких следственных действий: а) допрос, в том числе одновременный допрос двух или более уже допрошенных лиц (статьи 224-226 УПК); б) предъявление для опознания: лица (ст. 228 УПК), вещей (в. 229 УПК), труппа (в. 230 УПК); в) обыск (статьи 233-236 УПК); г) осмотр: местности, помещений, вещей и документов (в. 237 УПК), труппа (в. 238 УПК), осмотр трупа, связанный с эксгумации (ст. 239 УПК); д) следственный эксперимент (в. 240 УПК); е) освидетельствование лица (ст. 241 УПК); есть) привлечения эксперта и проведение экспертизы (статьи 242-243 УПК).

Какие из этих следственных действий и в какой последовательности будут проведены, будет зависеть от конкретных обстоятельств уголовного производства, внутреннего убеждения следователя или прокурора, заявленных стороной защиты ходатайств.

2. Следственная действие должно проводиться только при наличии для того законных оснований. Закон относит к таким основаниям наличие достаточных сведений, указывающих на возможность достижения цели следственного действия.

Из статьи уголовного процессуального закона следует, что для проведения следственного действия необходимыми прежде всего являются фактические составляющие - "наличие достаточных сведений" и "возможность достижения цели" следственного действия.

В законе не указывается, какая именно совокупность сведений может быть признана достаточной для проведения следственного действия. Прежде всего, законодатель в конструкции части статьи, комментируется, принимает словосочетание в умножаете - "является наличие достаточных сведений", а значит, речь должна идти не о единичных сообщения, сведения, доказательства, а об их совокупность.

Также определение достаточности сведений для проведения следственного действия связано с их оценкой с точки зрения достаточности и зависит от внутреннего убеждения следователя или прокурора. Итак, достаточной представляется определенная совокупность сведений, которая при ее оценке приводит следователя или прокурора к единому выводу - о необходимости проведения следственного действия, в ходе которой будет достигнута ее цель как идеальная модель того результата, которого пытается достичь следователь или прокурор. Конечно, нельзя требовать от следователя получения таких оснований для проведения следственного действия, которые с достоверностью будут устанавливать возможность достижения ее цели, достаточным является высокая степень достоверности.

Сведения, указывающие на возможность достижения цели следственного действия, могут быть получены в ходе проведения других следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, ревизий и проверок, при проведении других процессуальных действий, предусмотренных КПК.

Цель следственного действия указывается в конкретных статьях, регулирующих процессуальный порядок их проведения.

3. Важной гарантией для лиц, права и законные интересы которых могут быть ограничены или нарушены во время проведения следственного (розыскной) действия, является их присутствие во время проведения этих следственных (розыскных) действий. С этой целью закон возлагает на следователя, прокурора обязанность принятия надлежащих мер для обеспечения их присутствия во время проведения следственного (розыскной) действия.

К таким мерам можно отнести, например, вызов следователем или прокурором лица, права и законные интересы которого могут быть ограничены или нарушены во время проведения следственного (розыскной) действия, для участия в этом действии.Вызов происходит в порядке, предусмотренном гл. 11 УПК.

Перед проведением следственной (розыскной) действия лицам, принимающих в ней участие, в соответствии с их процессуального статуса и роли в следственном действии, разъясняются права и обязанности, предусмотренные УПК, процессуальный порядок проведения следственного действия, а также указывается на ответственность, установленную законом. В частности, права и обязанности подозреваемого закреплены в ст.42 УПК; законного представителя подозреваемого - в ст. 44 УПК;защитника - в статьях 46,47, ч. 3 ст. 53 УПК; потерпевшего - в статьях 56,57 УПК, его представителя - в ст. 58 УПК; гражданского истца - в ст. 61 УПК; гражданского ответчика-в ст. 62 УПК;представителя гражданского истца и гражданского ответчика - в ст. 63 УПК; свидетеля - в статьях 66, 67 УПК; переводчика - в ст. 68 УПК; эксперта - в статьях 69,70 КПК; специалиста - в статьях 71, 72 УПК; понятого - в ч. 7 ст. 223 УПК.

В необходимых случаях следователь, прокурор предупреждает лиц, которым стали известны сведения досудебного расследования в связи с участием в нем, об их обязанности не разглашать такие сведения без его разрешения. Незаконное разглашение сведений досудебного расследования влечет за собой уголовную ответственность, установленную законом (ст. 222 УПК, ст. 387 УК).

4. Уголовно-процессуальный закон не содержит четких указаний относительно времени производства следственных (розыскных) действий, поскольку это зависит от внутреннего убеждения следователя или прокурора и следственной тактики.Он содержит только одну запрет на времени их проведения - не допускается проведение следственных (розыскных) действий в ночноевремя с 22 до 6 часов, за исключением неотложных случаев.

Под неотложными случаями понимают ситуации, когда задержка в проведении следственного действия может привести к потере следов уголовного правонарушения или побега подозреваемого.

Невозможность отложить проведение следственной (розыскной) действия до окончания ночного времени определяется следователем в каждом случае отдельно в зависимости от конкретных обстоятельств уголовного производства. Обоснование проведения следственного (розыскной) действия в ночное время обязательно должно быть указано в протоколе соответствующего следственного действия.

5. Закон возлагает на прокурора, руководителя органа досудебного расследовать, следователя обязанность всесторонне, полно и беспристрастно исследовать обстоятельства уголовного производства, выявить как те обстоятельства, изобличающие, так и те, что оправдывают подозреваемого, обвиняемого, а также обстоятельства, ум 'якшують или отягчающие его наказание, предоставить им надлежащую правовую оценку и обеспечить принятие законных и непредвзятых процессуальных решений (ч. 2 ст. 9 УПК). Именно эти общие положения, которые являются составляющими принципа законности, возложенные в основу требования уголовного процессуального закона, согласно которой в случае получения во время проведения следственного (розыскной) действия доказательств, которые могут указывать на невиновность лица в совершении уголовного преступления, следователь, прокурор обяз вязаный провести соответствующую следственную (розыскной) действие в полном объеме, приобщить составлены процессуальные документы к материалам досудебного расследования и предоставить их суду в случае обращения с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера или ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности.

Такое требование закона препятствует так называемом "обвинительном уклона" в уголовном производстве, направляет следователей, прокуроров на всестороннее, полное и беспристрастное проведение досудебного расследования.

6. Согласно закону сторона защиты имеет право собирать доказательства в том числе путем инициирования проведения следственных (розыскных) действий (ч. 3 ст. 93 УПК). Если следственная (розыскная) действие осуществляется по ходатайству стороны защиты, потерпевшего, закон предусматривает обязательное участие в ее проведении лица, инициировала следственное действие, и (или) его защитника или представителя.

При удовлетворении ходатайства о проведении следственного (розыскной) действия, а также наличии к тому фактических и юридических оснований следователь или прокурор обязаны позвонить лица, инициировала ее проведения. Вызов происходит в порядке ст. 135 УПК. Если лицо отказывается участвовать в следственном действии, она должна письменно уведомить об этом следователя или прокурора.

Кроме того, следственное действие также может быть проведена без участия лица, ее инициировала, и (или) его защитника или представителя в том случае, когда в силу специфики следственной (розыскной) действия это невозможно. К таким случаям, в частности, можно отнести проведение освидетельствования, которое сопровождается обнажением освидуванои лица и должно осуществляться лицами того же пола, что и лицо, подлежащее освидетельствованию (ч. 2 ст. 241 УПК).

Лица, которые инициировали проведение следственного действия, вправе задавать вопросы, высказывать свои предложения, замечания и возражения относительно порядка проведения соответствующей следственной (розыскной) действия, которые следователь или прокурор должны заносить в протокол.

7. Закон предусматривает привлечение понятых при проведении следственных действий. Понятий - это незаинтересованными в результатах уголовного производства лицо, приглашена следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Участие понятых является гарантией правильного непосредственного восприятия при производстве следственных действий обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного производства, их надлежащего фиксирования в процессуальных документах.

Цель участия понятых в проведении следственных действий - удостоверение факта производства следственного действия, его хода и результатов.

Под "незаинтересованностью" понятого следует понимать отсутствие его собственного процессуального интереса в уголовном производстве. Наличие такого интереса является основанием для отказа в его привлечении как понятого. Кроме того, законом устанавливается перечень лиц, которые также не могут быть привлечены в качестве понятых. Это потерпевший, родственники подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, работники правоохранительных органов.

Представляется также, что в качестве понятых нельзя приглашать лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста; недееспособных; участников уголовного производства; лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; лиц, имеющих физические или психические недостатки, препятствующие восприятию содержания, хода и результатов следственного действия, препятствуют делать заявления и замечания, приносить жалобы надежды следователя: слепых или имеющих низкое зрение, глухих, немых; лиц, имеющих гражданство других государств или проживающих на значительном удалении от места проведения досудебного расследования. Закон также запрещает привлекать в качестве понятых работников правоохранительных органов. Теория права не дает нам бесспорного определения понятия "правоохранительный орган", которое бы удовлетворяло требования науки и практики. На законодательном уровне это понятие определено, как известно, в ЗУ "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов".Согласно этому Закону в указанные органы относятся органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственной контрольно ревизионный службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции (ч. 1 ст. 2). Итак, можно констатировать довольно широкое понимание понятия "правоохранительный орган".

Представляется, что при толковании ч. 7 ст. 223 УПК целесообразно исходить из того, что понятыми не могут быть сотрудники органов охраны правопорядка, то есть тех органов в которых правоохранительная функция является главной в их деятельности. Это, в частности, органы прокуратуры, службы безопасности, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, таможенные органы, органы государственной налоговой службы, уголовно-исполнительной службы, пограничной службы.

Кроме того, на наш взгляд, в качестве понятых не следует привлекать не только лиц, которые законом наделены властными полномочиями относительно начала досудебного расследования, производстве следственных действии, осуществления надзора в форме процессуального руководства и т.д., но и оперативных сотрудников, сотрудников милиции общественной безопасности, государственной автомобильной инспекции, милиции охраны, судебной милиции, сотрудников спецподразделений, водителей автомобилей, принадлежащих указанным органам охраны правопорядка и т.д.. На корпоративную или другую служебную заинтересованность в результатах уголовного производства таких лиц может указать сторона защиты, повлечет за собой признание полученных с их участием доказательств недопустимыми.

Перед тем как пригласить понятого, необходимо убедиться в его лице. Целесообразно проверить паспорт или другой документ и убедиться в том, что лицо уже достигло 18-летнего возраста.

Закон устанавливает императивное требование об обязательном участии не менее двух понятых в проведении обыска или осмотра жилища или иного владения лица.

Также следователь, прокурор обязан пригласить не менее двух понятых для предъявления лица, трупа или вещи для опознания, осмотра трупа, в том числе связанного с эксгумации, следственного эксперимента, освидетельствования лица. Однако при проведении этих следственных действий закон устанавливает исключения из общего правила участия понятых. Если следователь или прокурор применяют непрерывно видеозапись хода проведения соответствующей следственной (розыскной) действия, понятых можно не приглашать.

Вместе с тем закон предоставляет право пригласить понятых для участия в любых процессуальных действиях, если следователь или прокурор сочтут это целесообразным.

Понятий имеет право: участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; знакомиться с протоколом следственного действия, в проведении которой он участвовал.

Понятий не имеет права разглашать сведения о проведенной процессуального действия, если он был об этом заранее предупрежден (ч. 3 ст. 66 УПК).

Понятые могут быть допрошены в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей проведения соответствующей следственной (розыскной) действия.

Несоблюдение требований закона об участии в следственных действиях понятых влечет признание доказательств, полученных при проведении этого следственного действия, недопустимыми.

8. Следователи (розыскные) действия могут производиться только в пределах сроков, предусмотренных УПК. Досудебное расследование начинается с момента внесения соответствующих сведений о уголовного преступления в Едрей (ч. 2 ст. 214 УПК) и заканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайство о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайство об освобождении лица от уголовной ответственности (п. 5 ч. 1 ст. С КПК).

Проведение следственных действий до внесения сведений в Едрей или без такого внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. В неотложных случаях до внесения сведений в Едрей может быть проведен только осмотр места происшествия (ч. 3 ст. 214 УПК).

Проведение следственных (розыскных) действий немедленно прекращается по истечении предельного срока досудебного расследования, определенного КПК (ч. 2 ст. 113).

Сроки досудебного расследования установлены ст. 219 УПК.Общие положения продлении срока досудебного расследования, процессуальный порядок продления и порядок их исчисления предусмотрены статьями 294-296,115 УПК. Прокурор должен внести сведения об окончании досудебного расследования в Едрей (ч. 3 ст. 283 УПК).

Любые следственные (розыскные) или негласные следственные (розыскные) действия, проведенные с нарушением установленных законом сроков досудебного расследования, являются недействительными, а установленные в результате них доказательства - недопустимыми.

Закон устанавливает единственное исключение из общего правила о сроках, в течение которых могут проводиться следственные действия. В случае если в ходе судебного разбирательства возникнет необходимость в установлении обстоятельств или проверке обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного производства, и они не могут быть установлены или проверены другим путем, суд по ходатайству стороны уголовного производства вправе поручить органу досудебного расследования провести определенные следственные (розыскные) действия. В случае принятия такого решения суд откладывает судебное разбирательство на срок, достаточный для проведения следственной (розыскной) действия и ознакомления участников судебного производства по ее результатам (ч. 3 ст. 333 УПК). В этих случаях следователи (розыскные) действия проводятся по поручению суда в порядке, предусмотренном главами 20 и 21 УПК.


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter