Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Земельне право (Семінари)

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения



Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения


В структуре земельного фонда Украины особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые тесно связаны со сферой сельскохозяйственного производства и на сегодняшний день является основной категорией земель, обеспечивает проведение в нашем государстве земельной реформы. К этим землям относятся все земли, основным целевым назначением которых является их использование в сельском хозяйстве. Согласно ч. 1 ст. 22 ЗК землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. Исходя из этого понятия, можно определить 2 основные правовые признаки указанных земель - предоставление для нужд сельского хозяйства и назначения для использования в сфере сельскохозяйственного производства.

Земля в сельскохозяйственном производстве является незаменимым фактором в силу нескольких особенностей, среди которых чаще всего выделяют ее ограниченность (неизменность количества), неперемещаемость, невидтворюванисть, неуничтожаемости, практическую неисчерпаемость производительной силы. Понятие "земля" и "земельный участок" не совпадают. В собственности и пользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан могут находиться только индивидуально определенные, выделенные в натуре (на местности) земельные участки, имеющие четкие границы.

Земли сельскохозяйственного назначения не случайно отводится первое место среди закрепленных в законодательстве 9 категорий земель нашей страны. В отличие от других категорий земель, используемых главным образом как пространственно-операционный базис, эти земли являются основным средством производства продуктов питания, кормов для животных и сырья для промышленности. Это является главной особенностью данной категории земель, для которой установлен особый правовой режим, характеризуется таким ее использованием, при котором обеспечивается повышение плодородия почв, охрана этих земель, недопущение их изъятия из сельскохозяйственного оборота.

Одной из основных характеристик земель сельскохозяйственного назначения является их грунтовая характеристика. Земля, как поверхностный слой, функционирует по законам естественного развития. Она взаимодействует с другими природными ресурсами. Значительную часть земной поверхности занимают почвы. Почва - это природное образование, состоящее из генетически связанных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев и атмосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов, имеет плодородие. В этом смысле земля и почва - понятия идентичны. Разница между ними заключается в том, что земля является более общим понятием, а почва связан с конкретным представлением о качестве земли и возможность ее использования в сельском хозяйстве. Главное, чтобы при получении максимального количества сельскохозяйственной продукции использования земли как уникального природного объекта было рациональным.

Однако не все авторы согласны с такой позицией. Некоторые из них считают, что между терминами "земля" и "почва" есть существенные различия. Представление о почвах как о специфических природные и хозяйственные объекты не получило отражения в законодательстве. В юридической науке почву определяется как самостоятельный объект экологических правоотношений, обладающий свойством плодородия и который является основным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции.

Правовое понятие земель сельскохозяйственного назначения включает характеристику их юридической структуры (состава). Традиционно принято считать, что в сельском хозяйстве земля функционирует в 2 качествах: как территориальная условие и как основное средство производства. Поэтому земли сельскохозяйственного назначения по юридически закрепленными способами их использования делятся на 2 основных вида:

1) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи), которые согласно природных свойств, расположение и хозяйственных нужд используются для посевов сельскохозяйственных культур и служат средством производства в растениеводстве

2) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временного консервирования и т. д. ), которые являются только территориальным базисом и необходимые для организации сельскохозяйственного производства и связанных с ним видов деятельности.

 

 


Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования


Земля не является результатом человеческого труда, а продуктом самой природы. Непосредственным объектом правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения является определенная территория является пространственным сферой деятельности субъекта, на которой он может заниматься производством сельскохозяйственной продукции и возведением домов, зданий, сооружений и других производственных объектов, необходимых для обслуживания его основной деятельности. Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения характерно их использование не только как средства производства (выращивания сельскохозяйственной продукции), что является отличительной чертой этой категории земель, но и как пространственно-операционного базиса, что присуще всем категориям земель.

В ЗК содержится как термин "земля", так и термин "земельный участок", хотя определение дается лишь последнему. Это объясняется тем, что объектом правоотношений, связанных с использованием земли, всегда индивидуально-определенная земельный участок, согласно ч. 1 ст. 79 ЗК составляет часть земной поверхности с установленными границами, определенным местоположением и с определенными относительно него правами.

Специфическими признаки земельных участков сельскохозяйственного назначения, характеризующие их как объект земельных отношений, является ограниченность их площади, локализованность по месту расположения, то, что они неподвижным объектом и основным средством производства в сельском хозяйстве.

Земельные участки, права на них, а также тесно связаны с этими участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние плодовые насаждения, здания, строения, сооружения и т. п. ), перемещение которых без причинения чрезмерной ущерба их назначению невозможно, находятся в обращении безраздельно, если иное не предусмотрено законом.

В литературе существует мнение, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования должны тройную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земельного фонда) , на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, хозяйственного и других отраслей права.

Использования земель сельскохозяйственного назначения регулируется земельным законодательством как единого объекта. Это означает, что любые земли подлежат сельскохозяйственном использованию, а лишь пригодные для этого, а также то, что не любые пригодные для сельскохозяйственных нужд земли могут использоваться как земли сельскохозяйственного назначения. Так, в заповедных зонах не может осуществляться товарная сельскохозяйственная деятельность.

Цель использования земельных участков определяется органами исполнительной власти или местного самоуправления при их предоставлении. Об этом указывается в документах, удостоверяющих права на землю, а также в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации. При этом самовольное изменение целевого назначения земельного участка не допускается.

Важной характеристикой земельного участка как объекта правового регулирования является ее площадь. При установлении размеров участков, предоставленных в собственность или в пользование, соответствующие органы учитывают природно-экономические, экологические и социальные условия, которые определяются на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений о природно-сельскохозяйственное районирование и нормирование земель.

В ЗК сделана попытка ограничения площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, предельными размерами. Так, согласно ст. 121 ЗК граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах: для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2 га, для ведения садоводства - не более 0,12 га, для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району.

Согласно ст. 31 ЗК земли фермерского хозяйства могут состоять из: земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу; земельных участков, принадлежащих гражданам-членам фермерского хозяйства на праве частной собственности, а также земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды . Граждане - члены фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). А согласно ст. 32 ЗК гражданам Украины - членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Это право не распространяется на граждан, которые ранее приобрели право на земельную долю (пай).

Размер земельных участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая). Согласно п. 13 Переходных положений ЗК на период до 1 января 2015 г. граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков.

 



Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения


Признание земли недвижимостью и включение ее в гражданского оборота обусловливают необходимость детального анализа взаимосвязи правового режима такой важной категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения, и правомочий гражданина-владельца по этим земель, а следовательно, и уточнения сфер применения гражданского и земельного права для регулирование отношений собственности, связанных с указанными землями.

Под понятием "режим" (франц. regime, от лат. Regimen - управление) понимается совокупность правил, мероприятий, норм, необходимых для достижения какой-то цели. Под правовым режимом понимают установленные законодательством порядок использования объекта, допустимые пределы и способы распоряжения им. Он обеспечивается соответствующими мерами воздействия (поощрение и ответственности) со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления.

По мнению Н. И. Титовой для понятия содержания правового режима важен не только особый порядок правового регулирования, но и его последствия. Поэтому, если речь идет о земельном правовой режим, то это - следствие правового регулирования общественных земельных отношений основанных на учете природных и социальных особенностей земель (как их объекта) обеспечивает интересы субъектов этих отношений и специальный порядок использования этих земель. Это - совокупность правовых норм, которые установили основные принципы и определенный порядок землепользования разных видов.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - это теоретическое понятие, которое обобщает их правовую характеристику как объекта земельных отношений и содержит указание на круг важнейших правовых отношений, которые складываются по поводу этих земель. В советский период развития земельного права и законодательства основной составляющей и главным элементом правового режима земель был примат исключительной государственной собственности на них, в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения. Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется совокупностью установленных этим законодательством правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга. Непосредственным объектом указанного правового режима является конкретное земельное угодье - земельный участок (независимо от площади), используемая по целевому назначению. Это первый элемент правового режима.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Это обстоятельство обусловлено видами таких земель и их экономическими и экологическими свойствами; юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование указанных земель, другими объективными причинами. Поэтому в литературе принято выделять общий, особый и специальный правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения.

Общий правовой режим охватывает все земли, пригодные для нужд сельского хозяйства. Основное целевое назначение этих земель - быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, согласно ч. ст. 23 ЗК предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Особый правовой режим распространяется на сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше середньорайоного уровня. К ним относятся пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи. Правовой режим этих земель заключается вихприоритетном использовании для сельскохозяйственных целей.

Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. К таким землям согласно ст. 150 ЗК относятся в частности: земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и т. . Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд допускается лишь для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые в свою очередь должны согласовать вопрос об этом с Верховной Радой Украины.

В литературе отмечается, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения предусматривает решение 2 основных задач: 1) обеспечение плодородия этих земель, т. е. охраны их качества (качественный аспект) 2) обеспечения сохранения количества указанных земель, т. е. предотвращение уменьшению их площадей (количественный аспект).

Первая задача решается путем проведения мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, защиты земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и других процессов, приводящие к деградации от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, от других видов ухудшения состояния земель. Кроме того, решению этой задачи способствуют рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное привлечение в хозяйственный оборот (ст. 166 ЗК), а также сохранения и использования плодородного слоя почвы и консервация земель (ст. ст. 171, 172 ЗК).

Решение второй задачи обеспечивается путем регулирования предоставления и изъятия земель, установление жестких ограничений по их перевода в разряд несельскохозяйственных. Немалую роль в этом играет закрепление в ЗК таких основных принципов, как приоритетность земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23), планирование их использования (гл. 30), возмещения потерь сельскохозяйственного производства (главы 23 и 24). Безусловно, выполнение указанных задач в основном обеспечивается государством, устанавливает стандарты, нормы, нормативы, правила, регламенты в области обеспечения плодородия земель.

Значительной степени проблема сохранения и повышения плодородия земель решается на уровне управления их использовать и охраной. Это управление осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Минприроды, Минагрополитики, Госкомзем), основными функциями которых является учет, планирование, распределение и перераспределение земель, регулирования порядка их эксплуатации, осуществления контроля и обеспечения правового режима использования и охрана земель. Наличие системы специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции управления в области охраны и использования земель, является вторым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Однако все сказанное выше не умаляет значимости таких обязанностей граждан - владельцев земельных участков сельскохозяйственного назначения, как необходимость использования этих земель по их целевому назначению, а также повышение плодородия почв и сохранения других полезных свойств земли (ст. 91 ЗК). Граждане Украины входят в круг субъектов правоотношений, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения. А субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, является третьим элементом правового режима рассматриваемой категории земель.

Следует отметить, что права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель зависят как от их правового статуса, так и от особенностей конкретного земельного участка. Таким образом, четвертым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения есть права и обязанности субъектов правоотношений.

Пятым элементом правового режима указанных земель ученые считают наличие эффективного правового механизма обеспеченияихнадлежащего использования. К такому механизму относятся:

- Нормы, выполнение которых предотвращает нарушение правового режима этих земель и обеспечивает их приоритет земель перед землями несельскохозяйственного назначения, а также нормы, не допускающие изъятие из хозяйственного оборота ценных сельскохозяйственных угодий;

- Нормы, применение которых устраняет условия, при которых возможно нарушение правового режима этих земель, например, запрет финансирования проектно-изыскательских работ до принятия соответствующим органом решения о предварительном согласовании места размещения конкретного объекта или судебного решения в случае возникновения спора;

- Наказание за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков, самовольное занятие земельного участка, порча и уничтожение ее плодородного слоя и т. п. ;

- Нормы, выполнение которых позволяет восстанавливать нарушение режима использования рассматриваемых земель. Согласно им, например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими.

Таким образом, под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный законодательством Украины специальный порядок их использования.

Все земли, пригодные для сельскохозяйственного производства, имеют приоритетный режим использования. Это означает, что они должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования (ст. 23 ЗК). Определения пригодности земель для нужд сельского хозяйства осуществляется на основании данных государственного земельного кадастра.

Земельным законодательством установлены определенные ограничения по заключению договоров с земельными участками, предназначенными для сельскохозяйственных целей. Они заключаются прежде всего в определении перечня видов земель сельскохозяйственного назначения, полностью исключенных из гражданского оборота, то есть тех, которые не могут быть объектами права частной собственности. К ним относятся, например, техногенно загрязненные земли, на которых не обеспечивается получение продукции, соответствующей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), а также деградированные и малопродуктивные земли, которые изымаются из оборота (ст. 170, 172 ЗК ).

Относительно земель, находящихся в частной собственности, земельное законодательство может устанавливать особые правила заключения договоров. Например, согласно ст. 130 ЗК покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства, а также юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства. А преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, а также соответствующие органы местного самоуправления.

Кроме того, согласно п. 15 Переходных положений ЗК до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель не допускается: купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд; покупка -продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд; купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), вводится при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, определив особенности обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства.

Важно отметить, что запрет на отчуждение указанных земель имеет место и в отношении сделок (доверенностей), заключенных во время запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев) сельскохозяйственного назначения, в части их купли-продажи или иным способом отчуждения, а также в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее, являются недействительными с момента их заключения (удостоверения).

Производственная деятельность, связанная с хозяйственным использованием земель сельскохозяйственного назначения, должна не ухудшать их состояние, а способствовать восстановлению и улучшению плодородия почв, их полезных свойств. Поэтому владельцы земельных участков и землепользователи должны принимать меры для защиты земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов. Они должны осуществлять рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению плодородия последних и улучшения их других полезных свойств. Все, кто осуществляет деятельность, связанную с нарушением поверхностного слоя почвы, должны осуществлять снятие, складирование, хранение последнего и нанесение его на участок, с которого он был снят, или на другой участок для повышения его продуктивности и других качеств.

При изъятии (выкупе) земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, временном занятии сельскохозяйственных угодий для других видов использования, ограничении использования последних или ухудшении их качества и т. д. собственникам земли и землепользователям должны возмещаться убытки и потери сельскохозяйственного производства.

Категорія: Земельне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter