Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Земельне право (Семінари)

Права и обязанности сельскохозяйственных землепользователей

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Гражданам земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются для удовлетворения в основном потребностей их семей в продуктах питания, а также для отдыха, досуга, ведения личного крестьянского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота. Для достижения указанных целей граждане могут объединяться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения в форме общества или потребительского кооператива.

Для ведения товарного сельскохозяйственного производства земельные участки предоставляются сельскохозяйственным предприятиям (юридическим лицам): фермерским хозяйствам, частным (частно-арендных) предприятий, сельскохозяйственным производственным кооперативам, хозяйственным обществам, государственным сельскохозяйственным предприятиям. Указанные субъекты ведут товарное производство с целью реализации продукции и прибыли.

Для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам. Сельскохозяйственное производство ведут не только сельскохозяйственные предприятия и организации, но и некоторые несельскохозяйственные предприятия, которым также предоставляются соответствующие земли. Прежде всего это те промышленные предприятия, которые имеют подсобные сельские хозяйства, выращивающих продукцию в основном для работников этих предприятий. Такие подсобные хозяйства могут быть составной частью предприятия, организации без прав юридического лица или самостоятельным субъектом (юридическим лицом). В последнем случае земельные участки предоставляются этим хозяйствам с учетом их организационно-правовых форм. Для ведения подсобного сельского хозяйства земли сельскохозяйственного назначения предоставляются и религиозным организациям и объединениям. Следовательно, указанные земли могут предоставляться юридическим лицам для которых ведение сельского хозяйства не является основным видом деятельности.

Основные площади земель сельскохозяйственного назначения занимают предприятия и организации, которые непосредственно ведут сельскохозяйственное производство, - сельскохозяйственные товаропроизводители. Согласно ст. 1 Закона Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности и хозяйствования, у которого валовой доход, полученный от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, при наличии сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений и т. п. ) или поголовья сельскохозяйственных животных в собственности, пользовании, в том числе и на условиях аренды, за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 75% общей суммы валового дохода. Это ограничение не распространяется на лиц, ведущих личное крестьянское хозяйство.

В сельском хозяйстве наибольшее распространение получили: сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, частные (частно-арендные) предприятия, государственные сельскохозяйственные предприятия. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов сельскохозяйственного производства отдельных организационно-правовых форм определяется законодательством Украины. Предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия.

Исходя из особенностей тех функций, которые выполняют субъекты сельскохозяйственного производства, последние могут быть разделены на следующие группы:

1) основанные на различных формах собственности сельскохозяйственные формирования, главным предметом деятельности которых является производство товарной массы продуктов питания и сырья;

2) предприниматели, чья деятельность основана на разных формах собственности и организационно-правовых формах хозяйствования, правосубъектность и уставная деятельность которых направлена ??на обеспечение современной производственно-хозяйственной деятельности аграрных предприятий-товаропроизводителей;

3) учреждения, чья правосубъектность и уставная деятельность предусматривают предоставление различных финансово-кредитных, страховых, коммерческих, посреднических и других услуг, направленных на обеспечение предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей.

Большинство субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, были созданы в результате паевания земель и реструктуризации коллективных сельскохозяйственных предприятий. Это происходило путем предоставления каждому члену коллективного сельскохозяйственного предприятия сертификата, удостоверяющем его право на земельную долю (пай) с определением размера последней в условных (кадастровых) гектарах, а в стоимостном выражении. При этом земельные участки на местности не выделялись, а существовали в документальном выражении до того момента, пока в установленном законом порядке не было осуществлено такое выделение согласно земельных сертификатов с выдачей государственных актов на право частной собственности на землю.

Содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, определяют в зависимости от характера сельскохозяйственного производства. Так, согласно ст. 22 ЗК гражданам земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Правовой режим земель личных крестьянских хозяйств регулируется ст. 33 ЗК. Согласно ей граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. А согласно ст. ст. 12-16 Закона "О планировании и застройке территорий" такое предоставление участков осуществляется с учетом требований генерального плана населенного пункта, детального плана территории и плана застройки территории. Эти акты являются основными правовыми и архитектурно-техническими документами, в которых вопросы благоустройства территории приусадебных участков решаются во взаимодействии с проблемами социального переустройства села, предполагает специализацию и территориальную организацию сельскохозяйственного производства, формирование инженерно-технической инфраструктуры, охрану окружающей среды. С учетом этого земельное законодательство закрепляет положение о предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства рядом с жилым домом и за пределами населенного пункта. Причем земельный участок рядом с домом может быть меньшего размера.

Правовой режим земель, предназначенных для ведения садоводства, направлен прежде всего на удовлетворение потребностей граждан таком их использовании. Эти земли могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых построек, хозяйственных сооружений.

Гражданин - член садоводческого товарищества может приватизировать земельный участок без согласия других его членов. Однако размер земельного участка для ведения садоводства, которая может приватизироваться бесплатно, не должен превышать 0,12 га (ст. 121 ЗК). Граждане - собственники садовых участков могут свободно распоряжаться ими, если они не изъяты и не ограничены в обороте. Граждане имеют право получать (приобретать) сельскохозяйственные земли в собственность не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции можно путем ведения личного крестьянского или фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица. А производство товарной сельскохозяйственной продукции рассматривается как предпринимательская деятельность. Поэтому гражданин - собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, должен зарегистрироваться как предприниматель.

В отличие от личного крестьянского фермерское хозяйство является юридическим лицом. Так, согласно ст. 31 ЗК в состав его земель входят земельные участки, принадлежащие на праве собственности этому хозяйству как юридическому лицу, а также гражданам - членам фермерского хозяйства на праве частной собственности. Фермерское хозяйство может арендовать земельные участки. В литературе отмечается, что в собственности гражданина фермера могут быть только сельскохозяйственные угодья, на * которых нет производственных зданий или сооружений, поскольку такие здания и сооружения вместе с участком, на котором они находятся, составляют единый объект недвижимости и должны находиться на балансе фермерского хозяйства как юридического лица.

Еще одной особенностью правового режима земельных участков, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства, является то, что обращение взыскания на них допускается лишь в тех случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2 ст. 139 ЗК). Приобретая право собственности на земельный участок, гражданин одновременно приобретает комплекс земельных прав и обязанностей образует содержание этого права.

Правомочия собственников земельных участков зафиксированы в ст. 90 ЗК. Согласно указанной статье они имеют право: продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию, использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли, на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Из содержания этих правомочий следует, что большинство из них имеют непосредственное отношение к собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Как известно, право собственности на имущество, в том числе и на землю, предполагает наличие у его субъекта 3 групп правомочий, а именно: правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом (землей). Анализ правомочий собственников земельных участков, закрепленных в ст. 90 ЗК, дает основания утверждать, что практически все они относятся к правомочий владения и пользования и по содержанию частично совпадают с кругом правомочий, предоставленных землепользователям (ст. 95 ЗК). И только правомочие, предусмотренная п. "а" ч. 1. ст. 90 ЗК, относится к правомочия, связанной с распоряжением земельными участками, т. е. в соответствии с ней владельцы последних имеют право продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство. Однако на сегодняшний день не каждой из предоставленных законом правомочий собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения может воспользоваться в связи с наличием определенных ограничений, установленных Переходными положениями ЗК.

Правомочия собственников земельных участков не подлежат расширительному толкованию. Однако это не касается обязанностей, зафиксированных в ст. 91 ЗК. Согласно ей владельцы земельных участков обязаны: обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению; соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; пидвищувани плодородие фунтов и сохранять другие полезные свойства земли; своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.

Специфика использования сельскохозяйственных угодий состоит во вмешательстве их пользователей в механизм екозвьязкив земель с другими природными объектами, в превращении экосистем путем изменения режима их функционирования. Это обусловлено тем, что указанные угодья делятся на биоценозы (естественные угодья) - не подвержены окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т. д. и агроценозы (земли, окультуренные человеческим трудом) - пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированных) пастбища, сенокосы и другие сельскохозяйственные угодья . Вспашка естественных угодий превращает их в сельскохозяйственные угодья, которые выполняют свою естественную функцию только под влиянием человеческого труда.

С учетом специфики земель сельскохозяйственного назначения закон обязывает граждан-собственников, землепользователей и других лиц во время их использования обеспечивать: оптимальный режим фунтов. Собственники земельных участков и землепользователи должны защищать земельные участки от подтопления и иссушения. Они вправе в установленном порядке осуществлять оросительные и осушительные мероприятия, не допуская бесхозяйственного утечка воды, засоление и заболачивание земель и создавая наиболее благоприятный режим фунтовой влаги.

Использование затопляемых земель осуществляется в соответствии с землеустроительной документации с учетом возможных причин затопления (наводнение, паводок), наклона дна реки (ее отдельных участков) и частоты возможного затопления; надлежащий солевой режим фунтов защитой земель от вторичного засоления. Каждый, которая использует сельскохозяйственные угодья, должна вести борьбу с повышенной кислотностью почв, осуществляя их известкования и другие земледельческие мероприятия; такой режим почв, при котором их плодородие не только не уменьшалась бы, несмотря на вынос питательных веществ с урожаем, а увеличивалась. Повышение плодородия почв является одной из основных обязанностей каждого собственника и землепользователя, которая стимулируется государством; надлежащий культуртехнических состояние почв, ведения борьбы с зарастанием земель кустарником, мелколесьем, сорной растительностью; надлежащую экологическую обстановку на земельном участке, не допуская ее ухудшения.

Таким образом, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения неразрывно связан с полномочиями собственников земельных участков и землепользователей, обуславливает их и зависит от характера осуществляемого сельскохозяйственного производства. Полномочия этих лиц предусматривают не только обеспечение их интересов и потребностей, но и в большей степени соблюдения правового режима земель, находящихся в их ведении.
Категорія: Земельне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter