Органы, разрешающие земельные споры, порядок их рассмотрения и решения


Органы, разрешающие земельные споры, порядок их рассмотрения и решения


Земельные споры решают уполномоченные органы в порядке, установленном законом. Так, согласно ст. 158 ЗК Украины земельные споры решают суды, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Учитывая конституционное положение о том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения (ч. 2 ст. 124 Конституции Украины), следует отметить, что удельный вес земельных споров, которые решают суды, растет. Вместе с тем ч. 2 ст. 158 ЗК Украины предусматривает, что отдельную категорию земельных споров должны рассматривать исключительно суды, в частности судебному разрешению подлежат земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей.

Этот перечень является исчерпывающим. Таким образом, суд рассматривает исключительно ему подведомственны споры, предусмотренные п. 2 ст. 158 ЗК Украины:

  • Жалобы на решения, принятые во внесудебном порядке;
  • Земельные споры, подведомственные органам местного самоуправления, но стороны непосредственно обратились в суд (земельные споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности или пользовании граждан, соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах);
  • Земельные споры, подведомственные органам исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, но стороны также обратились непосредственно в суд (споры о границах земельных участков за пределами населенных пунктов, ограничений в использовании земель и земельных сервитутов);
  • Имущественные споры, связанные с земельными отношениями (требования о возмещении убытков, причиненных изъятием или выкупом земельного участка для государственных или общественных нужд, и т.п.).

Хотя судебная защита обеспечивает максимум гарантий носителям земельных прав, а практика показывает, что восстановление нарушенных земельных прав в судебном порядке эффективным и квалифицированным, и все же ЗК Украины не исключает решения земельных споров в административном порядке, т.е. уполномоченными органами местного самоуправления и органами государственной власти по вопросам земельных ресурсов.

Статья 158. Органы, разрешающие земельные споры

1. Земельные споры разрешаются судами, органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

2. Исключительно судом разрешаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей.

3. Органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах.

4. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, решает земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

5. В случае несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, спор разрешается судом.

Статья 159. Порядок рассмотрения земельных споров органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений

1. Земельные споры рассматриваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в недельный срок со дня подачи заявления.

2. Земельные споры рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения спора может иметь место только по уважительным причинам.

3. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрения и принятия решения.

4. В решении органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, определяется порядок его исполнения.

5. Решение передается сторонам в трехдневный срок со дня его принятия.

Определенными полномочиями по решению земельных споров наделены органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Так, согласно ч. 4 ст. 158 ЗК Украины они решают споры о границах земельных участков за пределами населенных пунктов, расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов. Центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов является Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Решение земельного спора связано с соблюдением требований определенной процессуальной формы, которая осуществляется в рамках следующих стадий: возбуждение дела; подготовка к рассмотрению; рассмотрение и разрешение спора по существу и принятия решения; обжалования решения; исполнения решения.


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 15
0  
Користувачів 114
Наші партнери
Оновлення new
  • Подання доказів у цивільному процесі
  • Сторони та інші учасники справи подають докази у справі безпосередньо до суду. Позивач, особи, яким законом надано право звертатися до суду в
  • Підстави звільнення від доказування у цивільному процесі
  • Обставини, які визнаються учасниками справи, не підлягають доказуванню, якщо суд не має обґрунтованого сумніву щодо достовірності цих обставин або
  • Обов’язок доказування і подання доказів у цивільному процесі
  • Кожна сторона повинна довести ті обставини, на які вона посилається як на підставу своїх вимог або заперечень, крім випадків, встановлених ЦПК
  • Достатність доказів у цивільному процесі
  • Достатніми є докази, які у своїй сукупності дають змогу дійти висновку про наявність або відсутність обставин справи, які входять до предмета
  • Допустимість доказів у цивільному процесі
  • У Конституції України містяться певні норми, що гарантують отримання доказів з дотриманням законодавства України. Так, стаття 31 Конституції
Інформація
Голосування
Якою пошуковою системою Ви користуєтесь ?