Понятие и классификация источников земельного права


Понятие и классификация источников земельного права


Источники в широком смысле - это сами общественные отношения, которые являются основанием для принятия юридических норм. Источники права в узком смысле - это нормативно-правовые акты компетентных органов государственной власти, содержащих определенные требования по регулированию соответствующих общественных отношений. Именно в таком аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых проводится в этом разделе.

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти или местного самоуправления, содержащие общеобязательные правовые требования, нормы, правила, регулирующие экономические и экологические общественные отношения в области использования и охраны земель, рассчитанные на многократное применение и это средство установления новых или изменения или отмены ранее принятых земельно-правовых норм. Они являются формой выражения и закрепления земельной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования земельных отношений.

Источники земельного права должны отвечать признакам объективно присущим источникам любых отраслей права. Во-первых, они должны быть носителями властной силы государства, т.е. обеспечиваться принудительным исполнением. Во-вторых, эти правовые акты должны быть рассчитаны на многократное применение, то есть иметь нормативный характер. В-третьих, они должны быть адресованы неопределенному кругу субъектов. И, наконец, - носить общеобязательный характер.

Классификация источников земельного права может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Законы обладают высшей юридической силой и поэтому занимают видное место в иерархической структуре законодательства. Все другие нормативные акты, издаваемые на основе, с целью развития и на их выполнение, именуются подзаконными актами.

По предмету регулирования источники делятся на общие и специальные. Общиехарактеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как земельные, так и иные общественные отношения. К таким актам относятся, в частности, Конституция, Закон Украины от 25 июня 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и т.д.. Специальные - это акты, целиком посвященные регулированию земельных отношений и вопросам использования и охраны земель (ЗК, законы "О плате за землю", "Об аренде земли" и т.д.).

По характеру правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Первые содержат материальные нормы права, устанавливающие права, обязанности и ответственность участников соответствующих отношений. Вторые регулируют процессуальные отношения в сфере использования и охраны земель. Любой материальной норме права, которая может быть реализована только в условиях ее применения, присущая необходима ей процессуальная форма, с помощью которой выполняется ее предписание. Актами процессуального характера является Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Кодекс административного судопроизводства (КАС) Украины, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Украины и другие. Специфика земельного законодательства состоит в том, что материальные и процессуальные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земель часто входят в содержание одних и тех же нормативных актов.

По форме законодательного акта источники делятся на кодифицированные и те, которые не являются таковыми. Кодифицированными нормативные акты, отличающиеся высоким качеством и уровнем систематизации и являются основными в той или иной отрасли права. Такими кодифицированными актами в земельном праве является ЗК, законы "Об охране окружающей природной среды", "О плате за землю", "Об аренде земли" и т.д.

Систему источников земельного права образуют: Конституция; международные конвенции, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения и договоры; законы; указы и распоряжения Президента; декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти; нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты.


Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter
Статистика
0  
Всього матеріалів 4269
0  
Всього коментарів 1
2  
Користувачів 23
Оновлення new
  • Чинність закону про кримінальну відповідальність щодо злочинів, вчинених на території України
  • Особи, які вчинили злочини на території України, підлягають кримінальній відповідальності за КК України.  Злочин визнається вчиненим на території
  • Зворотна дія закону про кримінальну відповідальність у часі
  • Закон про кримінальну відповідальність, що скасовує злочинність діяння, пом'якшує кримінальну відповідальність або іншим чином поліпшує становище
  • Чинність закону про кримінальну відповідальність у часі
  • Закон про кримінальну відповідальність набирає чинності через 10 (десять) днів з дня його офіційного оприлюднення, якщо інше не передбачено самим
  • Законодавство України про кримінальну відповідальність
  • Законодавство України про кримінальну відповідальність становить:  Кримінальний кодекс України , який ґрунтується на:  Конституції України; 
  • Структура (система) Кримінального кодексу України (КК України)
  • Кримінальний кодекс України складається з двох взаємопов’язаних частин: Загальної та Особливої, кожна з яких у свою чергу, складається із розділів, а
Наші партнери
Інформація
Голосування
Чи отримуєте Ви стипендію?