Тема 12: Муниципальные системы в зарубежных странах
Тема 12: Муниципальные системы в зарубежных странах
Управление местными делами в демократических странах может осуществляться как посредством назначаемых центральной властью органов и должностных лиц государственной администрации на местах, так и через представительные и исполнительные органы, избираемые непосредственно населением административно-территориальных единиц. Такие представительные органы именуются органами местного самоуправления или местного (муниципального) управления.
В современном виде система местных органов власти, развитых в демократических странах Европы и Америки сложились в основном в результате муниципальных реформ XVIII-XIX вв. и в последствии XX в. Исторически становление местного самоуправления в его современном виде было связано с процессами перехода от сословного общества к индустриальному. Оплотом нарождавшейся буржуазии явились малые и большие города, требовавшие все большей самостоятельности в управлении местными делами, свободы городского самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных органов государственной власти. И с середины XIX в. подобного рода управление на местах стало именоваться в некоторых странах местным самоуправлением.
Система правовых актов, устанавливающих организацию местного управления, по разному структурно построена в различных странах. В Европе интегрирующую роль выполняет Европейская хартия местного самоуправления, подписанная большинством европейских государств. С 1988 г. подписание Хартии является обязательным условием в Совет Европы. Однако, до сих пор Хартия не подписана, подписана с оговорками или не ратифицирована такими государствами как Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Австрия.
Организация и деятельность местного управления регулируется Конституцией, а также актами, издаваемыми центральными законодательными органами или легислатурами отдельных субъектов федераций. В странах с федеративном устройством общенациональная Конституция обычно регулирует лишь основные принципы формирования и деятельности местных органов, возлагая правовое регулирование местного самоуправления на субъекты федераций, например, Германия п.1 ст.28.
В США функционирование местного управления регулируется исключительно самими штатами. Объем конституционного регулирования местного управления в унитарных государствах также неодинаков. Конституция Франции 1958г. отнесла лишь 1 ст. 72. А в ряде других отведены специальные разделы и главы. Конституция Италии гл. V, Японии (VII), Польши 1997г. раздел VII и т.д.
Конституционные положения о местном самоуправлении конкретизируются в текущем законодательстве. Например, во Франции принят в 1996г. Кодекс территориальных сообществ. Кроме этого, местное управление регулируется актами, посвященными другим конституционно-правовым институтам, например – институту выборов местных органов власти.
Также относят акты, регулирующие другие отрасли права (администрации, финансы), закон о коммунальных налогах в Швеции 1969г. Могут регулироваться и подзаконными актами: министерскими циркулярами.
Важную роль играет судебная практика в определении прав и характеристик местных органов в США, Великобритании.
Многие вопросы внутренней организации и деятельности местные органы управления решают самостоятельно, издавая правовые акты самостоятельно.
Местные органы действуют на основе закрепленной за ними компетенции, т.е. полномочий и предметов ведения.
В англосаксонских странах действует позитивное регулирование компетенции местных органов власти. Их действия правомочны только в том случае, если такие действия непосредственно указаны в законе, тогда местные власти действуют в рамках полномочий.
В странах континентальной Европы компетенция определяется через негативное регулирование, т.е. местные органы могут предпринимать любые действия, не запрещенные законом и не входящие в сферу компетенции других органов власти.
В большинстве стран распределение компетенции осуществляется при участии и под контролем государства, которое, обладая суверенитетом и выступая верховным гарантом осуществления публичной власти на своей территории, обязывает органы самоуправления выполнять определенный минимум компетенции. Такая компетенция называется обязательная. Компетенции, не входящие в число обязательных, считаются факультативными.
Выделим 3 группы компетенции местных властей, существующих повсеместно.
1) группа, существующая на муниципальном уровне: коммунальные услуги, дорожное строительство, строительство и т.д.
2) в социальной сфере – медицинское обслуживание и охрана здоровья;
3) привлечение местной власти проблемам, решаемым государством (область охраны окружающей среды, участие в экономическом развитии).
К трем основным добавляем компетенции, делегированные органам самоуправления государством.
Способы реализации компетенции:
— местная администрация непосредственно занимается реализацией;
— специально созданным учреждением, подотчетным органу самоуправления;
Учебные заведения:
— путем передачи полномочий в концессии частным предприятиям на определенных условиях (транспортные и коммунальные услуги);
— полностью переданы частным организациям в результате приватизации муниципальных служб (служба уборки мусора);
— могут создаваться предприятия мо смешанной формой собственности, т.е. бюджет формируется за счет частных и общественных инвестиций.
Органы самоуправления обладают своей внутренней организационной структурой.