Тема 15: Основы конституционного права Французской Республики
Тема 15: Основы конституционного права Французской Республики
Конституция 1958 г. состоит из преамбулы и 16 разделов, включающих 93 статьи. В Конституции отсутствует глава о правах и свободах человека. Преамбула ограничивается отсылкой к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и к преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит составляющей частью в Основной закон Французской Республики.
Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Широкие возможности президента в значительной степени уравновешиваются наличием института парламентской ответственности правительства.
Конституция закрепляет республиканскую форму правления во Франции и оговаривается, что данная форма правления не может быть предметом пересмотра. Франция объявляется также правовым, светским и социальным государством, что находит свое выражение в Конституции и текущем законодательстве.
В Основном законе регламентируется также, что должным образом ратифицированные или одобренные международные договоры или соглашения имеют преимущественную юридическую силу по сравнению с внутренними законами, в случае коллизии между международно-правовой нормой и нормой внутреннего национального права приоритет отдается первой из них. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.
Основная часть статей Конституции посвящена организации публичной власти во Франции. Достаточно подробно регулируется статус и полномочия президента, место и роль правительства и характер его взаимоотношений с парламентом. Конституция содержит развернутые постановления, относящиеся к организации законодательной власти, определяет статус Конституционного совета, закрепляет независимость судебной власти и содержит некоторые нормы, касающиеся организации самоуправления на местах.
В Конституции фиксируется доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Правительство наделяется право изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если он вышел за пределы своей компетенции. Но в целом парламент в системе власти Франции не находится в зависимости от исполнительной власти, поскольку, во-первых, наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, во-вторых, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью.
Французская Конституция по способу изменения является жесткой. Есть два варианта ее изменения. Первый – через референдум, второй – на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту.
Франция является относительно децентрализованным унитарным государством. Территория ее делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и поэтому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим есть административные округа, где выборных органов самоуправления нет, и управляет назначенный сверху супрефект. Есть также историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используется как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы – трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает Корсика, которая является политической автономией.