Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Тема 19: Политические институты и конституционное право Японии

Тема 19: Политические институты и конституционное право Японии

Действующая в Японии конституции была принята парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 марта 1947 г.  Она представляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра политических сил как внутри страны, так и вне ее. В феврале 1946 г. был опубликован проект конституции, разработанный японским правительством, вносивший незначительные изменения в первую конституцию страны 1889 г. В марте правительство представило проект, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Его появление вызвано обеспокоенностью тем, что консервативный правительственный проект не получит одобрения Дальневосточной комиссии, наделенной компетенцией коренной реформы конституции.

В отличие от конституции 1889 г. и проекта, разработанного правительством, конституция 1947 г. провозгласила принцип народного суверенитета (преамбула, ст.1). Парламент провозглашается высшим органом государственной власти. Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палат – палаты представителей и палаты советников, члены которых избираются на основе всеобщего избирательного права (таким образом была ликвидирована существовавшая ранее невыборная палата пэров), определила статус парламента (ст.ст. 15, 41-43), коренным образом изменила компетенцию императора, установила новый порядок формирования правительства. По конституции премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов: руководимый им кабинет министров (правительство) несет ответственность не перед императором, а перед парламентом. В Основном законе был закреплен принцип разделения властей, предохраняющий от сосредоточения государственной власти в одних руках.

Особое значение имеет ст. 9 конституции, которая провозглашает, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны, как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Включение в конституцию положения об отказе от агрессивной войны сделано было  вопреки воле японских милитаристов. Они рассматривали это положение как вынужденную временную меру и повели борьбу за пересмотр конституции. Благодаря этой статье конституции Япония формально не имеет вооруженных сил и вынуждена их заменить силами самообороны; у Японии один из самых небольших по удельному весу в ВНП военный бюджет.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан, которым посвящена глава третья (ст.ст. 10-40). В частности зафиксировано положение о беспрепятственном пользовании всеми правами и ненарушимости основных прав человека (ст. 11); уважении личности, равноправии всех перед законом и упразднении привилегированных сословий 9пэров, князей и т.д.), свободе мысли, совести, вероисповедания, собраний, объединений, слова, печати и других способов выражения мнений (ст. 14, 19-23). Важное значение имеют положения ст.ст. 16-17, закрепляющие право обращаться с петицией о возмещении ущерба, отмене или исправлении законов, указов или предписаний и по другим вопросам.

До сих пор конституция 1947 г. ни разу не была изменена. Одна из причин стабильности этого акта – весьма «жесткий» порядок внесения в него поправок, установленный статьей 96. для изменения конституции, осуществляемого по инициативе парламента, требуется согласие не менее двух третей числа членов обеих палат; одобренные поправки затем передаются на особый референдум, либо на рассмотрение парламента после его новых выборов. Способ ратификации определяется решением парламента.

В соответствии со ст. 15 конституции «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности», при этом «гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования». Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом (ст. 44, 47). Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. с последующими изменениями (имеет 273 статьи и кодифицирует около двадцати предшествующих законов о выборах) более детально регулирует эти вопросы. В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены платы представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. йен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату.

Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. Такой состав последний раз был избран 18 июля 1993 г. В январе 1994 г. был принят закон, согласно которому численность членов нижней палаты была уменьшена до 500 человек. Это правило будет действовать со следующих выборов. 

{lang_content_nav}

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+