Понятие и особенности административного принуждения
Административное принуждение – это метод волевого обеспечения в соответствии правовой норме поведения граждан, должностных и юридических лиц посредством применения мер воздействия, урегулированных административно-правовыми нормами, с целью достижения соответствующего порядка, пресечение и предупреждение правонарушений, привлечение к ответственности правонарушителей.
Административное принуждение характеризуется следующими особенностями:
- применения административного принуждения всегда сочетается с широким использованием многогранных воспитательных средств, с активным формированием правосознания, нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам;
- административное принуждение используется в государственном управлении для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере государственной деятельности;
- меры административного принуждения применяются, как правило, органами исполнительной власти и их должностными лицами без обращения в суд;
- применять меры административного принуждения правомочны не все органы исполнительной власти и не все их должностные лица, а только те из них, кому такое право предоставлено законодательными актами (государственные инспекции, военизированные правоохранительные формирования — милиция, служба безопасности, пограничные, внутренние войска и др.);
- административно-принудительные меры могут применяться не только в связи с совершением правонарушений;
- в отличие от других видов государственного принуждения, по своей сути, как правило, равнозначные соответствующему виду юридической ответственности (например, уголовно-правовое принуждение практически полностью совпадает с уголовной ответственностью), административное принуждение по содержанию значительно шире административной ответственности. Ведь административная ответственность — это составная административного принуждения;
- меры административного принуждения применяются как к физическим, так и к юридическим лицам (к последним могут применяться, например, такие меры, как ограничение или запрет проведения определенных работ, остановки деятельности различных объектов и т.д.);
- деятельность по применению мер административного принуждения осуществляется в соответствии с административно-процессуальных норм, которые в настоящее время закрепляются преимущественно на уровне подзаконных актов, и от норм материального права в основном не отделены (за исключением норм, регулирующих порядок применения административных взысканий)
- меры административного принуждения очень разнообразны, они могут иметь характер морального, имущественного, личного влияния, допускается применение физической силы и огнестрельного оружия;
- меры воздействия применяются именно в принудительном порядке, то есть независимо от воли и желания субъекта, к которому применяется, часто с возможностью использования для его реализации других принудительных мер.
Применяется административное принуждение с тройной целью:
1) для предотвращения различным антиобщественным проявлениям, недопущения возникновения определенной противоправной ситуации;
2) для пресечения начатого или уже совершенного противоправного деяния и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
3) для наказания лиц, совершивших правонарушения.
Соотношение административного принуждения и принуждения, предусмотренного нормами административного права состоит в том, что административное принуждение – это понятие родовое. В зависимости от цели назначения все меры административного принуждения могут быть сведены в соответствующие однопорядочные группы. В последние годы специалистами по административному праву предложена трехчленная классификация этих мероприятий:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения и обеспечения административного производства;
3) административные взыскания.
Каждый вид принуждения имеет специфические особенности, определяющие его сущность и особенности, относительную самостоятельность в системе государственного принуждения. Следовательно, указанный разделение вполне касается принуждения, предусмотренного нормами административного права. Как отмечает Аверянова В.Б., большинство отечественных административистов поддерживает разделение административного принуждения на меры предосторожности, прекращения и административной ответственности, то есть отнесение административного принуждения к указанных мероприятий. В то же время приведена классификация, как и любая другая, несколько условная, поэтому время от времени подвергается критике, ее главная цель — наиболее полно выяснить сущность мер административного принуждения, основания и порядок их применения в нормах административного права.