Понятие, черты и уровне государственного управления
Понятие государственного управления в административном праве следует определять как нормотворческую и распорядительную деятельность органов исполнительной власти с целью властно-организующего влияния на соответствующие общественные отношения и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, а также внутриорганизационную деятельность аппарата всех государственных органов по обеспечению надлежащего выполнения возложенных на них задач, функций и полномочий.
Как самостоятельной форме государственной деятельности государственному управлению присущи характерные черты, вытекающие из его природы — осуществление исполнительных и распорядительных полномочий:
а) общегосударственный характер, поскольку оно охватывает важнейшие стороны жизни государства и общества;
б) направленность на выполнение Конституции и законов Украины (подзаконная деятельность);
в) юридически властный, распорядительный характер;
г) организационный содержание, с помощью которого достигают регулирования и координации совместной работы людей;
д) активность и целеустремленность, имеет непосредственными объектами своего влияния области экономического, социального и административно-политического строительства;
е) непрерывное и постоянное осуществление.
Базовой основой выступает иерархическая организация системы органов, которая обусловливает необходимость существования так называемой управленческой вертикали.
Иерархическую вертикаль исполнительной власти образуют органы уже упоминавшихся ранее трех организационно-правовых уровней. Каждый из этих уровней представлен следующими органами:
1) уровень высшего органа в системе органов исполнительной власти — Кабинетом Министров Украины (правительством)
2) уровень центральных органов исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами, центральными органами исполнительной власти со специальным статусом;
3) уровень местных органов исполнительной власти:
а) местными органами общей компетенции: Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации;
б) местными органами специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции, которые как непосредственно подчинены соответствующим центральным органам исполнительной власти, так и находящихся в подчинении местным государственным администрациям.
Между органами этих уровней взаимосвязи строятся на принципах субординации, которая означает соподчиненность между: органами высшего и низшего уровней, например Кабинет Министров и министерства или местные государственные администрации; областная и районная администрации и др.