Основные направления административной реформы Украины
В соответствии с Указом Президента «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине» административная реформа является составной государственной, экономической, социальной реформы, которые происходят в стране. Она предусматривает коренные изменения в организации практического выполнения задач государства и общества.
Целью административной реформы является поэтапное создание такой системы государственного управления, обеспечит становление Украины как высокоразвитого, правового, цивилизованного европейского государства с высоким уровнем жизни, социальной стабильности, культуры и демократии, позволит ей стать влиятельным фактором в мире и Европе. Ее целью является также формирование системы государственного управления, которая будет отвечать потребностям и запросам людей, а главным приоритетом ее деятельности будет служение национальным интересам украинскому народу. Эта система государственного управления должна быть подконтрольной народу, прозрачной, построенной на научных принципах и эффективной. Расходы на содержание управленческого персонала будут адекватными финансово-экономическому состоянию страны.
К основным задачам административно-правовой реформы в Украине:
- формирование эффективной организации исполнительной власти как на центральном, так и на местном уровнях управления;
- формирование современной системы местного самоуправления;
- введение новой идеологии функционирования исполнительной власти и местного самоуправления
- предоставления государственных и общественных услуг;
- организация на новых принципах государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- создание современной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
- введение нового, более совершенного административно-территориального устройства.
Для осуществления этих задач по проведению административно-правовой реформы необходимо во-первых создать новую законодательную базу; во-вторых, создать новую систему органов государственного управления; в-третьих, организовать переквалификацию старых кадров и обеспечить обучение новых кадров, и в-четвертых, это обеспечить научное и информационное обеспечение системы государственного управления.
Административная реформа рассчитана на относительно длительный период реализации и включает три этапа.
В ходе подготовительного этапа реформы должны быть разработаны и официально одобрены Концепция административной реформы и Программа осуществления административной реформы. На этом этапе решаются первоочередные вопросы, связанные с текущим совершенствованием элементов существующей системы государственного управления.
На втором этапе вводятся организационно-правовые основы реформирования ключевых элементов системы государственного управления.
На третьем этапе усугубляются трансформационные процессы, формируются новые институты, организационные структуры и инструменты государственного управления.
На всех этапах реформы принимаются меры по ее законодательного, кадрового, научного и информационного обеспечения, укрепления и обновления новых финансово-экономических основ государственного управления.
Первое направление предусматривает создание законодательного и нормативно-правового обеспечения административной реформы. Правовая база гарантировать эффективное осуществление административным аппаратом функций и способствовать переходу к правовым методам и формам осуществления государственного управления в Украине и регламентировать деятельность новых институтов, организационных структур, новых финансово-экономических основ функционирования государственного управления, кадровое и информационное обеспечение функционирования указанной системы.
Следующее направление предусматривает реформирование Кабинета Министров Украины — высшего органа в системе исполнительной власти. Концептуальной основой реформирования-правительства должно быть законодательное определение таких основополагающих направлений его деятельности, как:
- выработки стратегического курса исполнительной власти по осуществлению внутренней и внешней политики государства, направленной на развитие гражданского общества;
- эффективное управление государственными финансами и государственным имуществом и контроль за их выполнением.
В деятельности местных органов исполнительной власти, в частности областных государственных администраций, должна быть повышена эффективность контрольно-надзорных функций с соблюдением Конституции Украины и законов, а также осуществление государственного управления и местного самоуправления с усилением распорядительно-исполнительных функций районных государственных администраций. Особое внимание уделяется поэтапности осуществления изменений на уровне областных государственных администраций, которые являются ключевым звеном в реализации государственной политики правительства на территориальном уровне.
Также необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу по совершенствованию государственной службы, принять новую редакцию закона «О государственной службе» «, а также Кодекс основных правил поведения государственного служащего. На следующих этапах административной реформы должны быть реализованы меры, вместе взятые должны привести к завершению реформирования единой системы государственной службы в Украине.
Второй этап предусматривает трансформацию низового звена административно-территориального устройства Украины (село, поселок и город) путем добровольного объединения на основе положений Конституции административно-территориальных единиц для обеспечения формирования реального субъекта местного самоуправления, то есть такой территориальной общины, которая имела необходимые финансовые и материальные возможности для предоставления населению полноценных государственных и общественных услуг. Второй этап охватывает очередной срок полномочий парламента и Президента Украины и предусматривает внесение определенных изменений в Конституцию относительно конкретизации и уточнения отдельных положений о территориальном устройстве и местное самоуправление.
Третий этап должен предусмотреть изменения территориального устройства Украины с целью оптимизации структуры управления на региональном уровне, приближение принятия управленческих решений к населению, внедрение новых финансово-бюджетных механизмов, рационализации функций местных государственных администраций. Во время этого этапа трансформации испытывают административно-территориальные единицы средней (район) и высшего (область) звена административно-территориального устройства.