Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и виды подсудности административных дел

Понятие и виды подсудности административных дел

Юрисдикция административных судов не совпадает с другими судебными
юрисдикциями, что позволяет определять, к какой именно юрисдикции принадлежит то
или иное дело. Дела административной юрисдикции решаются в форме административного
судопроизводства местными общими судами как административными судами, окружными
административными судами, апелляционными административными судами, Высшим административным
судом Украины, а также Верховным Судом Украины. При этом указанные суды наделены
законом разным объемом компетенции по рассмотрению и разрешению административных
дел.

Так что для определения компетентного административного суда при рассмотрении
конкретного дела по определенной инстанции недостаточно лишь установить отнесения
ее к административной юрисдикции. Необходимо установить компетенцию конкретного
суда по рассмотрению и разрешению публично-правовых споров, отнесенных к административной
юрисдикции, то есть определить подсудность административного суда. Подсудность административного
суда — компетенция определенного административного суда по рассмотрению и разрешению
административных дел.

Закрепление в КАС Украины компетенции каждого суда по рассмотрению
и разрешению административных дел нецелесообразно. Подсудность конкретного суда
определяется с помощью правовых норм, позволяющих разграничить компетенцию по рассмотрению
административных дел между отдельными звеньями судебной системы и между административными
судами одного звена. Правила подсудности в своей совокупности составляют алгоритм
избрания компетентного административного суда для рассмотрения и разрешения конкретного
дела. Поэтому под подсудностью административных дел понимается правовой институт,
содержащий административно-процессуальные нормы, которые разграничивают компетенцию
между отдельными звеньями судебной системы и между административными судами одного
звена относительно рассмотрения и разрешения административных дел. С помощью института
подсудности устанавливается, к компетенции какого именно суда отнесено рассмотрение
конкретного административного дела.

Подсудность административного дела определяется с помощью трех критериев,
которые обозначаются как разновидности подсудности административных дел: предметной
(родовой), территориальной (пространственной), инстанционном (функциональной).

 

 

Предметная подсудность

Предметная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение
компетенции судов определенных звеньев по рассмотрению административных дел по первой
инстанции в зависимости от предмета публично-правового спора или его субъектного
состава.

По правилам предметной подсудности большинство дел по первой инстанции
рассматривается местными административными судами, к которым относятся местные общие
суды как административные суды и окружные административные суды.

Исходя из требований доступности правосудия по административным делам,
по правилам предметной подсудности в компетенции местных общих судов как административных
судов отнесено рассмотрение по первой инстанции таких категорий административных
дел
(ч. 1 ст. 18 КАС Украины):

— в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного
самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления (кроме
дел, в которых другой стороной, наряду с указанными органами и лицами, является
орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной
Республики Крым , их должностное или служебное лицо);

— по поводу решений, действий или бездействия любого из субъектов властных
полномочий по делам о привлечении к административной ответственности.

Также в соответствии с ч. 5 ст. 172 КАС Украины местные общие суды
как административные суды рассматривают дела относительно решений, действий или
бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов: х комиссий
(за исключением решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной
комиссии (ч. З ст. 172 КАС Украины) и избирательной комиссии Автономной Республики
Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской избирательных
комиссий по подготовке и проведению местных выборов; территориальной (окружной)
избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или Севастопольского
городского головы; территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке
и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины; областных комиссий
по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым по всеукраинского референдума,
а также членов указанных комиссий (ч. 4 ст. 172 КАС Украины)).

Согласно ч. 2 ст. 173 КАС Украины местные общие суды как административные
суды рассматривают дела относительно уточнения списка избирателей.

Согласно ч. ст. 174 КАС Украины местные общие суды как административные
суды рассматривают дела относительно действий или бездействия средств массовой информации,
предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих
работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и
референдуме.

Согласно ч. ст. 175 КАС Украины местные общие суды как административные
суды рассматривают дела об обжаловании действий или бездействия кандидата в депутаты
сельского, поселкового, городского совета.

К компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение
по первой инстанции административных дел, в которых одной из сторон является орган
государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики
Крым, их должностное или служебное лицо, кроме дел по поводу их решений, действий
или бездействия в делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 18 КАС Украины.
В том числе окружные административные суды рассматривают по первой инстанции дела
об обжаловании решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии Автономной
Республики Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской
избирательных комиссий по подготовке и проведения местных выборов; территориальной
(окружной) избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или
Севастопольского городского головы; территориальных (окружных) избирательных комиссий
по подготовке и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины;
областных комиссий по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым всеукраинского
референдума, а также членов указанных комиссий (ч. 4 ст. 172 КАС Украины).

Также в соответствии с ч. 3 ст. 175 КАС Украины к компетенции окружных
административных судов отнесено рассмотрение всех дел относительно обжалования действий
или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации
партии (блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц,
инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных
наблюдателей от субъектов избирательного процесса кроме дел: об обжаловании действий
или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского
референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих
законодательство о выборах или референдуме; относительно обжалования действия или
бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского совета.

Согласно ч. 1 ст. 182 КАС Украины к компетенции окружных административных
судов отнесено рассмотрение дел по обращениям органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления о запрете проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций
и т.п. или о другом ограничении права на мирные собрания.

Наряду с общими правилами предметной подсудности по местных административных
судов КАС Украины установил и возможность выбора административного суда по выбору
истца (ч. 5 ст. 18 КАС Украины). Компетентным будет местный административный суд
(местный общий суд как административный суд или окружной административный суд),
к которому обратится истец по делам относительно обжалования действий или бездействия
должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, а также по
другим делам, предметную подсудность которых не определен КАС Украина. При этом
считается, что местный общий суд является более доступным в пространственном плане,
а рассмотрение дел окружным административным судом обеспечивает дополнительные гарантии
от постороннего влияния на суд.

К компетенции Высшего административного суда Украины, в качестве суда
первой и последней инстанции, исходя из огромной общественной значимости и необходимости
быстрого и окончательного решения, отнесены административные дела (ч. 4 ст. 18 КАС
Украины):

1) по установлению Центральной избирательной комиссией результатов
выборов или всеукраинского референдума;

2) об отмене регистрации кандидата на пост Президента Украины. Территориальная
подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных
судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения административных дел по
первой инстанции.

 

 

Территориальная подсудность

Общая территориальная подсудность формирует основное правило
о разграничении компетенции одноуровневых административных судов. По правилам общей
подсудности административных дела решаются административным судом по местонахождению
ответчика (ч. 1 ст. 19 КАС Украины).

По местонахождению ответчика рассматриваются в том числе дела относительно
действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций,
их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации,
нарушающих законодательство о выборах и референдуме (ч. З ст. 174 КАС Украины ).

Часть 2 ст. 19 КАС Украины содержит правило территориальной подсудности по месту жительства (пребывания, нахождения) истца, не является субъектом властных
полномочий.
Указанное правило распространяется на дела об обжаловании правовых
актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных
полномочий, касаются интересов конкретного лица и обусловливается необходимостью
обеспечения в административном судопроизводстве доступности правосудия для физических
лиц и юридических лиц, не € субъектами властных полномочий.

Указанное правило не распространяется на дела о: обжалование решений,
действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии,
которые обжалуются в Окружной административный суд г. Киева (ч. З ст. 172 КАС Украины);
обжалования решений, действий или бездействия других избирательных комиссий, членов
этих комиссий, обжалуются в административный суд по местонахождению соответствующей
комиссии (чч. 4, 5 ст. 172 КАС Украины); относительно уточнения списка избирателей,
рассматриваются также по местонахождению соответствующей комиссии (ч. 2 ст. 173
КАС Украины). Такое исключение сделано учитывая необходимость скорейшего рассмотрения
указанных дел, для которых установлены сокращенные сроки рассмотрения, и обеспечения
при этом участия в рассмотрении дела представителей соответствующей комиссии, предоставление
необходимых доказательств и т.п.

Частью 1 ст. 182 КАС Украины установлено правило рассмотрения административного
дела по местонахождению истца — субъекта властных полномочий, распространяется
на дела по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении реализации
права на мирные собрания.

Правилам ч. ст. 175 и ч. 1 ст. 183 КАС Украины установлено территориальную
подсудность административных дел по месту совершения действия (проведение
мероприятий) или местом, где это действие должно быть совершено. Так, в соответствии
с нормами ч. ст. 175 КАС Украины дела относительно обжалования действий или бездействия
кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (блока
местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных
групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей
от субъектов избирательного процесса (кроме дел об обжаловании действий или бездействия
кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума,
других субъектов инициирования всеукраинского референдума) рассматриваются по месту
совершения действия или месту, где это действие должно быть совершено. А в соответствии
с нормами ч. 1 ст. 183 КАС Украины дела по административным искам об устранении
ограничений в реализации права на мирные собрания рассматриваются по месту проведения
этих мероприятий.

Исключительная территориальная подсудность допускает рассмотрение
определенных категорий административных дел только судом, прямо определен в законе
— окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется
на г. Киев (Окружной административный суды. Киева). К таким делам в соответствии
с ч. З ст. 19 КАС Украины отнесены:

— Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов
Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального
органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных
полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины. Рассмотрение
указанных дел в Окружном административном суде г. Киева обусловлен необходимостью
избежания ситуации, когда правомерность таких актов, касающихся прав многих лиц,
могла бы проверяться параллельно различными административными судами, что могло
бы приводить к разным результатам проверки;

— Административные дела, ответчиком по которым является зарубежное
дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное
лицо. В этом случае законодательно прямо установлен административный суд, в который
должны обращаться с исками лица указанных ответчиков, находящихся за пределами территории
Украины и в этом случае невозможно было бы использование других правил территориальной
подсудности административных дел;

— Административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства
политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической
партии. В соответствии с Законом Украины «О политических партиях в Украине»
регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Украины. Аннулировании
регистрационного свидетельства политической партии осуществляется по иску Министерства
юстиции Украины (ст. 24 Закона Украины «О политических партиях в Украине»).
Запрет политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины или
Генерального прокурора Украины (ст. 21 Закона Украины «О политических партиях
в Украине»).Органы большинства политических партий также находятся в Киеве.
При таких условиях законодатель счел целесообразным определить территориальную подсудность
таких административных дел Окружном административном суда г. Киева.

Также Окружном административном суда г. Киева подсудны:

— административные дела относительно решений, действий или бездеятельности
Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии, кроме решений, действий
или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов
выборов или всеукраинского референдума (ч. З ст. 172 КАС Украины);

— административные дела по обжалованию действий или бездействия кандидата
на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других
субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство
о выборах или референдуме (ч. З ст. 175 КАС Украины);

— административные дела о досрочном прекращении полномочий народного
депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости (ч. 1 ст.
180 КАС Украины).

Альтернативная территориальная подсудность административных
дел допускает рассмотрение определенных административных дел местным административным
судом по выбору истца (ч. 4 ст. 19 КАС Украины). Альтернативная подсудность допускается,
когда КАС Украины прямо не определена территориальная подсудность административного
дела.

Разновидностью территориальной подсудности административных дел выступает
подсудность по связи дел,
которая характеризуется тем, что независимо от территориальной
подсудности спор относится к подсудности административного суда по месту рассмотрения
другого дела, с которой он связан. Так, по смыслу ч. 1 ст. 53 КАС Украины иски третьих
лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, подсудны суду, который
рассматривает дело, в которое вступает третье лицо. Это позволяет рассмотреть все
требования по одном производстве.Таким образом, создаются лучшие условия для исследования
всех материалов дела, достигается экономия времени и процессуальных средств [9].
При этом необходимо иметь ввиду, что в административном судопроизводстве истец может
заявить несколько требованиями в одном исковом заявлении, только если они связаны
между собой и подсудимые одном административном суда (ч. 1 ст. 21 КАС Украины).
Если же такие требования, хотя и связаны между собой, но подсудимые различным административным
судам, они рассматриваются административными судами в соответствии с установленными
правилами подсудности.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, исходя из положений п. 1
ч. 1 ст. 17 КАС Украины, по правилам административного судопроизводства обжалуются
решения, действия или бездействие судов, их должностных и служебных лиц, не связанных
с осуществлением судопроизводства. КАС Украины не содержит особых указаний по определению
территориальной подсудности таких дел, если ответчиком будет выступать апелляционный
административный суд. А определение территориальной подсудности этих дел в соответствии
с ч. 2 ст. 19 КАС Украины (территориальная подсудность по месту жительства (пребывания,
нахождения) истца, не является субъектом властных полномочий) может приводить к
рассмотрению дела местным административным судом, который находится в пределах территориальной
юрисдикции такого апелляционного административного суда. Это будет вызывать сомнения
в беспристрастности местного административного суда и в дальнейшем будет служить
основанием для отмены судебных решений. Итак КАС Украины не регулирует правила определения
территориальной подсудности в указанном случае.

Для преодоления этого пробела Высший административный суд Украины применяет
в соответствии с ч. 7 ст. 9 КАС Украины аналогию закона, а именно ч. 1 ст. 108 Гражданского
процессуального кодекса Украины относительно определения подсудности дел, в которых
одной из сторон является суд или судья этого суда, постановлением судьи суда высшей
инстанции. Такие дела передаются на рассмотрение местного административного суда
вне территориальной юрисдикции соответствующего апелляционного административного-в.
Тем самым Высший административный суд Украины фактически определил еще одна разновидность
территориальной подсудности административных дел — по решению судьи Высшего административного
суда Украины, указав законодателю направление доработки норм, которыми урегулирован
институт Подсудности административных дел.

 

 

Инстанционная подсудность

Инстанционная подсудность — совокупность правил,
определяющих разграничение компетенции административных судов при рассмотрении административных
дел по первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Под инстанцией понимается суд (или его структурное подразделение),
выполняющий ту или иную функцию, связанную с рассмотрением административных дел
и характеризуется особым процессуальным порядком открытия производства, рассмотрения
дела, предметом рассмотрения, составом судей и итоговым процессуальным актом. КАС
Украины предусмотрено в административном судопроизводстве три инстанции: первую,
апелляционную и кассационную.

При выработке правил инстанционном подсудности по большинству дел соблюдается
принцип, по которому одном звене судебной системы должен отвечать один инстанция.
Это, в частности, способствует понятности системы административных судов для рядового
гражданина; обеспечивает равенство возможностей по обжалованию судебных решений
путем обеспечения для рассмотрения большинства административных дел равенстве судебные
инстанции с тем, чтобы право человека на пересмотр судебного решения необоснованно
НЕ ограничивалось; способствует инстанционном специализации судей судов разных звеньев,
повышать качество просмотра административных дел.

Но особенности некоторых административных дел нуждаются их решения
по первой инстанции или апелляционного пересмотра Высшим административным судом
Украины.

По правилам инстанционном подсудности в соответствии с ч. 1 ст. 20
КАС Украины местные административные суды (местные общие суды как административные
суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины
по делам по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов
или всеукраинского референдума и по делам об отмене регистрации кандидата на пост
Президента (ч. 4 ст. 18 КАС Украины) решают административные дела как суды первой
инстанции.

Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения
местных административных судов (местных общих судов как административных судов и
окружных административных судов), которые находятся в пределах их территориальной
юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 20
КАС Украины).

Высший административный суд Украины является судом трех инстанций.
Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных
административных судов в кассационном порядке как суд кассационной Инстанции (ч.
З ст. 20 КАС Украины). Выше дает приведен перечень дел, которые Высший административный
суд Украины рассматривает по первой инстанции. В случае, определенном ч. 6 ст. 177
КАС Украины (обжалование решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной
комиссии, члена этой комиссии кроме решения, действия или бездеятельности Центральной
избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов или всеукраинского
референдума), Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном
порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения окружного административного
суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев (Окружной
административный суд г. Киева).

Верховный Суд Украины пересматривает судебные решения административных
судов по исключительным обстоятельствам (ч. 4 ст. 20 КАС Украины). Пересмотр судебных
решений по исключительным обстоятельствам является разновидностью кассационного
производства.

 

 

Последствия нарушения правил подсудности. Передача
административного дела из одного административного суда в другой

Процессуальным следствием обращения в административный суд с несоблюдением
правил подсудности на стадии открытия производства по делу будет возвращении искового
заявления истцу (п. 6 ч. ст. 108 КАС Украины), о чем выносится определение. Возвращение
искового заявления не лишает лицо права повторного обращения в административный
суд, в подсудности которого находится данная административное дело.

Если же обстоятельства несоблюдения правил подсудности выяснились после
открытия производства по делу, то суд передает административное дело на рассмотрение
соответствующего административного суда. При этом при несоблюдении правил территориальной
подсудности такая административное дело передается после открытия производства по
делу, но до суда дела (п. ч. 1 ст. 22 КАС Украины). А при несоблюдении правил предметной
подсудности — после открытия производства и до окончания судебного разбирательства
дела (п. 2 ч. 1 ст. 22 КАС Украины). Кроме двух вышеприведенных случаев суд передает
административное дело на рассмотрение другого административного суда, если: довольно
вопрос ответчика, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно,
о передаче дела по месту его жительства (пребывания); после удовлетворения отводов
(самоотводов) или в других крышу невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения
дела ликвидирован административный суд, который рассматривал дело (пп. 1, и .. в.
22 КАС Украины).

Вопрос о передаче административного дела рассматривается судом в судебном
заседании с извещением лиц, участвующих в деле и решаются постановлением. Неприбытия
в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует
рассмотрению этого вопроса.

Передача административного дела из одного суда в другой осуществляется
по истечении срока на обжалование определения суда, а в случае подачи апелляционной
жалобы — после оставления ее без удовлетворения. Споры между административными судами
о подсудности не допускаются.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+