Понятие административного иска
Содержание страницы:
1. Понятие административного
иска
Административный иск — ст.3 ч.6 КАСУ обращения к админ. суд о защите прав свобод и интересов
в публично правовых отношениях.
Структура: предмет, основание,
содержание.
Предмет иска — это часть иска,
которая составляет материально-правовое требование истца к ответчику.
Основание иска — это часть
иска, которая отражает обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования.
Содержание — это часть иска,
которая отражает обращенную в суд требование о совершении определенных действий,
связанных с применением конкретных способов защиты нарушенного, оспоренного или
непризнанного права.
— иски о признании — это иски, в которых истец просит суд установить наличие или отсутствие определенных
спорных прав или правоотношений;
— иски о присуждении (взыскании) — это иски, в которых истец просит суд обязать ответчика совершить определенные
действия или воздержаться от их совершения (выполнить обязательства);
— иски о преобразовании — это иски, в которых истец просит изменить или прекратить спорные правоотношения
(например, иск о расторжении договора).
В исковом заявлении указываются:
1) наименование административного
суда, в который подается исковое заявление;
2) имя истца, почтовый адрес,
а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
3) имя ответчика, должность
и место службы должностного или служебного лица, почтовый адрес, а также номер средства
связи, адрес электронной почты, если таковые известны;
4) содержание исковых требований
согласно части третьей статьи 105 настоящего Кодекса и изложение обстоятельств,
которыми истец обосновывает свои требования, а в случае подачи иска к нескольким
ответчикам, — содержание исковых требований относительно каждого из ответчиков;
6) перечень документов и других
материалов, которые прилагаются.
2. Право
на административный иск
Иск предъявляется путем подачи искового заявления
в суд первой инстанции. (Статья 104 в редакции Закона № 2453-VI от 07.07.2010
— относительно вступления в силу изменения см. п.1 раздела XII «Заключительные
положения» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
1. Деятельность суда по защите нарушенного или оспариваемого
права или охраняемого законом интереса происходит в различных процессуальных формах,
основной из которых является исковое. Иск — это:
— обращена
через суд к ответчику материально — правовое требование о восстановлении нарушенного
или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, который осуществляется
в определенной, определенной законом процессуальной форме.
— средство
судебной защиты;
— форма
обращения заинтересованного лица в суд с просьбой решить правовой конфликт.
2. В зависимости от характера материально-правового
требования, выделяют три вида исков:
— иски
о признании — это иски, в которых истец просит суд установить наличие или отсутствие
определенных спорных прав или правоотношений;
— иски
о присуждении (взыскании) — это иски, в которых истец просит суд обязать ответчика
совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (выполнить обязательства);
— иски
о преобразовании — это иски, в которых истец просит изменить или прекратить спорные
правоотношения (например, иск о расторжении договора).
3. Как и иск, понятие «право на иск» является
сложным, имеет две стороны: материально — правовое и процессуально — правовую. Право
на обращение за судебной защитой тесно связано с субъективным материальным правом,
которое подлежит защите. С нарушением материального субъективного права в публичных
правоотношениях у заинтересованного лица появляется право на административный иск
как один из правомочий субъективного материального права. Способом реализации этого
права является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который в установленном
порядке рассматривает требование истца и дает ответ в виде судебного решения.
Итак, материально — правовая сторона права на иск
— это право на его удовлетворение. Административное процессуальное право определяет
процессуальную сторону права на иск как право на предъявление иска.
4. Предъявление иска осуществляется путем подачи
искового заявления. Исковое заявление является формой (внешним выражением) иска.
Обращение в суд с иском является основанием для возникновения процессуальных отношений
и порождает обязанность суда рассмотреть и решить его по существу.
В отдельных случаях административный процесс инициируется
путем подачи заявления (например, о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся
обстоятельствам, об обеспечении доказательств до подачи иска) или представления.
В частности, согласно ст. 183-3 КАС производства по делам по обращению органов государственной
налоговой службы при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется
на основании представления таких органов относительно:
1) приостановление расходных операций налогоплательщика
на счетах налогоплательщика;
2) подтверждение обоснованности административного
ареста имущества налогоплательщика;
3) взыскание средств по налоговому долгу.
Разница между иском, заявлением и представления не
только терминологическая. Административный иск — это требование решить публично-правовой
спор. Зато, представление — это обращение в суд для осуществления судебного контроля
за правомерностью реализации властных полномочий. Рассматривая представление, суд
не разрешает спор, а проверяет соблюдение условий применения к ответчику определенные
меры публичного принуждения. Заявление — это обращение, которое инициирует решение
отдельного вопроса, а не спора в целом.
5. Регистрация искового заявления и приложенных к
нему документов происходит в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству
в апелляционных и местных административных судах, утвержденной приказом Государственной
судебной администрации Украины от 05.12.2006 г. № 155 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины 22.12.2006 г. за № 1345/13219).
Работник аппарата суда, за которой соответствующей
должностной инструкцией возложены обязанности по приему административных дел и корреспонденции,
в день их поступления проверяет целостность пакетов и конвертов и их адресов, раскрывает
пакеты и конверты, проверяет соответствие вложений к описанию (наличие приложений
к документу), проставляет правом нижнем или иному свободном от текста месте первой
страницы сопроводительного письма или иного документа к административному делу (материала)
регистрационный штамп суда, в котором указывает дату поступления материала в суд
и регистрационный номер согласно Журналу регистрации входящей корреспонденции.
Исковые заявления, заявления и жалобы, поданные гражданами
непосредственно в суде, безотлагательно передаются работникам аппарата суда, ответственным
за прием административных дел и корреспонденции, для регистрации в журнале регистрации
входящей корреспонденции и в учетно-информационных карточках, после чего передаются
по назначению для принятия решения соответствии с процессуальным законодательством.
Почтовая корреспонденция, которую получает курьер суда, безотлагательно передается
работнику аппарата суда, ответственному за регистрацию корреспонденции, проверяет,
этому суду адресован документ и наличие приложений, указанных в документе.
После регистрации в журнале регистрации входящей
корреспонденции, но не позднее следующего рабочего дня, все административные дела,
исковые заявления, заявления, ходатайства, представления, поручения судов о проведении
определенных процессуальных действий, поступившие в суд и подлежат рассмотрению
в соответствии с административного судопроизводства, передаются для регистрации
в учетно-информационных карточках или регистрационных журналах и в случае необходимости
в соответствующих алфавитных указателях.
Исковые заявления регистрируются в учетно-информационной
карточке на административную дело, заводится на каждое дело (исковое заявление)
отдельно и в случае необходимости — в Алфавитном указателе административных дел.
В алфавитном указателе административных дел учет ведется по каждым ответчиком.
Номер дела состоит из индекса и через тире порядкового
номера по учетно-информационной карточкой на административное дело в суде первой
инстанции с указанием через дробь двух последних цифр текущего года, в котором поступило
дело, через дробь кода суда, определяется Государственной судебной администрацией
Украины.
Например: дело № 2а-25/09/0670, где 2а — индекс дела;
25 — номер учетно-информационной карте; 09 — год, в котором поступило дело; 0670
— код суда.
Номер дела проставляется на обложке справи.Усе переписку,
касающуюся отдельных административных дел, ведется по номеру дела.
После регистрации все дела и материалы, подлежат
рассмотрению в соответствии с процессуальным законодательством, передаются председательствующему
судье в суде первой инстанции.
Передача дел и председательствующему судье осуществляется
под роспись в Контрольном журнале административных дел и материалов, переданных
для рассмотрения судьи. Такой журнал ведется отдельно по каждому судье. Записи в
журнале осуществляются в хронологическом порядке передачи дел и материалов.
Документы административного дела подшиваются в твердую
обложку по мере поступления в суд или оформление в суде с соблюдением такой последовательности:
бланк описи документов (чистые листы для продолжения описания, начатого на второй
странице обложки); постановление об открытии производства по делу;документы, подтверждающие
уплату судебного сбора или освобождение от такого, а также об оплате расходов на
правовую помощь (если таковые проводились); исковое заявление (первичная исковое
заявление в случае, если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки
в форме или содержанию искового заявления истцом, заявителем устранены); конверт,
в котором поступило заявление; документы, приложенные к исковому заявлению;если
исковое заявление было оставлено без движения и недостатки истцом устранены, — постановление
об оставлении искового заявления без движения; сопроводительное письмо о направлении
копии определения об оставлении искового заявления без движения; исковое заявление,
поступившее в порядке устранения недостатков с приложенными документами (в случае,
если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки в форме или содержанию
искового заявления истцом устранены); конверт, в котором поступило заявление в порядке
устранения недостатков; сопроводительное письмо о направлении копии постановления
об открытии производства по административному делу; заявления об обеспечении иска
или доказательств, постановления суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений
об обеспечении иска или доказательств; документы и материалы, поступившие в суд
в стадии подготовки дела к судебному разбирательству; расписки в получении участниками
административного процесса повесток; другой переписки (в хронологическом порядке).
3. Защита
ответчика от административного иска
Ответчикам наделено необход. объемом
проц. прав, кот. позволяют ему эффективно отстаивать свои интересы при рассм. адм.
дел путем совершения конкр. проц. действий. Такие действия мб направлены на созд.
для ответчика более благоприятных условий относит. участия в рассм. адм. дел.
Средства
защиты ответчика от иска можно дел. на общие и специальные.
К общим относ. действия, кот. могут соверш. как ответчиком,
так и исцом или др. лицами, кот. берут участие в деле для обеспечения реализ. своих
интересов.
К специальным относ. действия, кот. могут соверш. только ответчиком.
Использ. проц. средств защиты ответчика от адм. иска имеет цель полного или частичного
отказа в удовлетвор. адм. иска или завершения процесса без принятия постановления.
Осн. проц. способом явл. возражение против адм. иска
– это требования ответчика к суду относит. отклонения адм. иска вследствие неправомерности
возникн. или продолж. процесса или впоследствии необгрунтованного или неправомерности
исковых требований.
Для защиты от заявленного иска
ответчик наделен комплексом процессуальных прав. К общим процессуальным правам прежде
всего относится право представлять доказательства, участвовать в исследовании, заявлять
ходатайства, подавать свои доводы и соображения по вопросам, которые возникают во
время судебного разбирательства, обжаловать судебные решения и другие права, закрепленные).
Однако, ответчик также имеет ряд специальных процессуальных способов защиты. Ими
признают возражения против иска и встречный иск (ст. 123 ГПК).
Возражения против иска — это
письменные объяснения ответчика, отклоняют или опровергают требования истца, представленные
в суд после получения им копий постановления об открытии производства по делу и
искового заявления.
Встречный иск — это материально-правовое
правовое требование первоначального ответчика к первоначальному истцу, предъявленное
в суд для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
4. Обеспечение административного
иска
1. Суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может
постановить определение о принятии мер обеспечения административного иска, если
существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца
до принятия решения по административному делу, или защита этих прав, свобод и
интересов станет невозможной без принятия таких мер, или для их восстановления
необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидны
признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных
полномочий.
2. Решение о принятии мер обеспечения административного иска
постановляет суд первой инстанции, а если начато апелляционное производство, то
такое решение может принять суд апелляционной инстанции.
3. Подача административного иска, а также открытие производства
по административному делу не останавливают действие обжалуемого решения субъекта
властных полномочий, но суд в порядке обеспечения административного иска может
соответствующим определением приостановить действие решения субъекта властных
полномочий или его отдельных положений, оспариваемых. Постановление немедленно направляется субъекту
властных полномочий, принял решение, и является обязательным для исполнения.
4. Административный иск, кроме способа, установленного частью
третьей настоящей статьи, может быть обеспечено запретом совершать определенные
действия.
5. Не допускается обеспечение иска путем:
1) приостановления актов Верховной Рады Украины, Президента
Украины, Высшего совета юстиции и установления для них запрета совершать определенные
действия;
2) приостановления решений Фонда гарантирования вкладов физических
лиц о назначении уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических
лиц и об осуществлении временной администрации или ликвидации банка, запрета проводить
определенные действия уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических
лиц или Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении временной
администрации или ликвидации банка;
3) приостановления решений уполномоченного центрального органа
по вопросам гражданской авиации о приостановлении действия или аннулирования сертификатов,
одобрений, допусков.
6. Полномочия суда, установленные настоящей статьей, не могут
быть применены судами по спорам, касающимся назначения, подготовки и проведения
выборов.