Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Общая характеристика правового регулирования рыночных преобразований на селе

О необходимости изменений
говорят там, где существующее положение вещей не удовлетворяет. Рыночные преобразования
и аграрная реформа начатые в связи с тем, что старая советская административно-командная
система хозяйствования показала свою неэффективность. Большинство колхозов и совхозов,
образованных в ходе насильственной коллективизации, были убыточными. У них внедрялся внеэкономическое принуждение к труду, восстанавливались феодальные методы эксплуатации крестьян. Практиковался механизм «ножниц цен», то есть завышение цен на продукцию промышленности и занижение — на сельскохозяйственную, что привело к обнищанию села. Вследствие такого ограбления росло отчуждение крестьян от земли и других средств производства, терялись стимулы к труду, сельское хозяйство значительно отставало от передовых аграрных технологий развитых стран, что делало его каждый раз менее эффективным. 

Механизм административно-командной плановой экономики предусматривал
монополию государственной собственности на средства производства, в том числе природные
ресурсы, применение жестких методов бюрократического централизма в управлении сельским
хозяйством, то есть административных приказов (команд) и принуждения;самоуправления
ограничивалось во всех областях общественной жизни, обеспечивалась почти полная
занятость населения, но распределение материальных благ осуществлялся централизованно
на плановой основе. Планирование играло важную роль, поскольку государство сосредоточила все трудовые и материальные ресурсы, а потому управляла ими для достижения своих целей. 

Что же было плохим в плановой экономике Бесспорно, она имела
и свои плюсы: почти 100% занятости населения, привлечения практически всех трудовых
и материальных резервов к общественному развитию, единая централизованная воля,
направляла общество на поиски путей развития государства. Однако такая система может быть эффективной только при условии отсутствия ошибок в управлении и планировании: малейший просчет, ошибка перекашивало всю систему — именно поэтому и возникали дефициты товаров широкого потребления и очереди в магазинах.

Но особенно негативным моментом плановой экономики было —
уничтожение стимула человека к эффективной творческой работы. Полная занятость лишала людей страха потерять работу, индивидуальная инициатива не поощрялась от работников требовалось только выполнять команды. Это искусственно уменьшало резерв инновационного развития, что в конечном итоге привело к значительному технологическому отставанию страны от развитых стран. Отсутствие стимулов к творческому труду — к неэффективному хозяйствования, неответственного отношение к своей работе и значительному снижению качества отечественной продукции, а следовательно — к обнищанию страны. 

Что представляет собой рыночная экономика и почему государство
взяло курс на переход к рынку  Рыночная экономика или рыночное хозяйство согласно теории Адама Смита — это порядок, в котором происходит свободная игра рыночных сил. Естественной движущей силой хозяйственного развития является стремление индивида к реализации своих экономических интересов.Заботясь о своих интересах, такой экономически свободный человек улучшает как свое благосостояние, так и приумножает богатство общества. Движущими экономическими силами рыночной системы хозяйствования является частная собственность на средства производства, свободная конкуренция, которая выравнивает спрос и предложение. Государство играет второстепенную роль: организация охраны общественного порядка, образования, обороны, решения экологических проблем и т.д.. 

Это классическая теория рыночной экономики. Она показала свою неэффективность во времена великой экономической депрессии в США и монополизации рынка, что обусловило усиление государственного регулирования экономических процессов. Поэтому впоследствии возникли другие теории: «социального рыночного хозяйства», «государства всеобщего благосостояния» и т.п., которые предусматривают смешанную систему ведения хозяйства: рыночная экономика с различной степенью государственного регулирования. Частная собственность не отрицает государственной собственности, а рыночные законы — государственного регулирования хозяйства. Рыночная система хозяйствования характеризуется плюрализмом форм собственности, регулированием рыночных законов спроса и предложения. Она имеет свои минусы: определенный уровень безработицы; высокий уровень либерализации, который, учитывая украинский менталитет, был воспринят как вседозволенность; отсутствие централизованной системы государственного планирования, что привело в определенной степени к отсутствию эффективного управления хозяйственными процессами. Однако рыночная система имеет и свои существенные преимущества: высокий уровень свободы и частная собственность на средства производства стимулируют частную инициативу, творческую деятельность, инновационное развитие хозяйства, внедрения новейших технологий, а конкуренция — борьба за качество продукции, поиск рынков сбыта, удовлетворяющий прежде потребителя. 

Проблемой Украины при переходе к рыночным методам хозяйствования
является непонимание конечной модели, на достижение которой направлены рыночные
преобразования. В начале реформ государство допустила существенную ошибку, разрушив централизованную плановую систему хозяйствования, надеясь на формирование классической рыночной экономики по теории А. Смита. При этом не было единой программы или концепции таких преобразований. Отсутствие обучения руководства предприятий и населения основам хозяйствования в новых условиях привело к спаду производства и затяжного экономического кризиса. Менталитет рядового украинском, изменен советской системой, не позволял населению эффективно воспользоваться всеми благами рыночной свободы. Это повлекло неэффективность экономических преобразований, особенно на селе, которое традиционно отмечалось консервативным менталитетом. 

Конце концов выяснилось, что обойтись без государственного
регулирования рыночной экономики нельзя. В соответствии с Основными принципами и направлениями становления экономики Украины в кризисный период, одобренными постановлением Верховной Рады Украины от 15 июня 1994, курс был взят на формирование смешанной системы хозяйствования: сочетание государственного регулирования с частной инициативой. Наверное, такая модель должна быть эффективной: ошибки централизованного государственного управления теперь исправляться частными предприятиями: опыт Югославии показывает, что даже когда государственное хозяйство полностью разрушен в результате военной операции НАТО, обеспечение населения продуктами потребления, благодаря частному сектору народного хозяйства, практически осталось на довоенном уровне. Частная инициатива должна стимулировать инновационное развитие государства. Такая система должна быть гибкой и эффективной. 

Для перехода на новые методы хозяйствования на селе нужно
было осуществить приватизацию государственной собственности на средства сельскохозяйственного
производства, в том числе на землю, создание необходимых хозяйственных и правовых
условий становления и развития частных хозяйств, в частности формирование инфраструктуры
аграрного рынка, а также обучение крестьян хозяйствованию в новых условиях. Существующая
в Украине модель рыночных преобразований предусматривает реализацию первых двух
направлений, но третий — практически игнорируется. На селе долгое время сохранялась административно-командная система хозяйствования: крестьяне подчинялись главам колхозов и были практически лишены частной инициативы. Лишь в последнее время под влиянием примеров эффективного хозяйствования отдельных фермеров и других частных хозяйств сознание крестьянина меняется: он все больше начинает понимать как можно использовать преимущества рыночной экономики. 

 

Рыночные
реформы на селе делятся на следующие этапы: 

Декларационный этап (1990-1994 гг.): Провозглашение на официальном уровне курса на рыночные преобразования, формирования многоукладной рыночной экономики, обеспечение частной собственности на средства производства и на земельные участки. В это время принимают законодательные акты, регулирующие порядок занятия предпринимательской деятельностью, устанавливают основные принципы приватизации имущества и земли, закрепляют право частной собственности, свободного ценообразования. Вместе с тем, эти нормы-декларации не приняли консервативные крестьяне. И хотя на этом этапе начинается превращение колхозов в коллективные сельскохозяйственные предприятия, они и дальше остаются убыточными. Государство продолжает применять по регулированию сельского хозяйства преимущественно нерыночные методы административно-командной системы хозяйствования: сохраняются «ножницы цен», сельскохозяйственная продукция реализуется преимущественно государству за ее заказу и по фиксированным государственным ценам. Государство централизованно продолжает обеспечивать село машинной техникой, горюче-смазочными материалами, средствами защиты растений, предоставляет дотации и кредиты. Несмотря на это, сельское хозяйство остается убыточным, а государство ежегодно списывает долги сельскохозяйственных предприятий. Хотя в это время и возникают отдельные фермерские хозяйства и другие частные сельскохозяйственные формирования, это скорее исключения из правила, чем общая тенденция, потому крестьянам невыгодно создавать частные хозяйства.  

Инфраструктурный этап (1995-1998 гг.): Усилия государства направлены на постепенный переход к рыночным рычагам управления сельским хозяйством и формирование инфраструктуры аграрного рынка. Началом его можно считать 18 января 1995 — дату принятия Указа Президента Украины № 63/95 «О мерах по реформированию аграрных отношений», согласно которому, крестьянам предоставили право самостоятельно распоряжаться выращенной сельскохозяйственной продукцией, реализуя ее по договорам через биржи, торговые и контракту дома, заготовительные и посреднические организации. В это время создаются аграрные биржи, торговые дома, постепенно формируется аграрная рыночная инфраструктура, отрабатываются механизмы свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отныне сами становится участницей аграрного рынка и покупает сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд через рыночные механизмы: на биржах, через аукционы и т.д. Аграрная реформа ускоряется: производится приватизация и дележки земли и имущества, растет количество частных хозяйственных формирований на селе. Однако рыночные преобразования не предусматривали проведение широкой кампании просвещения крестьян, поэтому они преимущественно остаются в управлении председателей колхозов и не пользуются возможностями создаваемого аграрного рынка. Государство продолжает употреблять рыночные, а административные меры по обеспечению сельскохозяйственных предприятий техникой, горюче-смазочными материалами, а хозяйства остаются убыточными и ежегодно государство вынуждено им списывать долги. Она пока не имеет единой концепции аграрных реформ, поэтому проводит аграрные эксперименты: выделяет базовые хозяйства для обработки рыночных моделей хозяйствования, изучает и обобщает их опыт.  

Концептуальный этап (1998-1999 гг.): В это время прорабатываются концепции аграрной реформы. Если раньше реформы проводились без должного концептуального обоснования и просчета принятых мер, что привело к непоследовательности и частности, чего даже не предусматривали идеологи реформ. В течение этого этапа на основе обобщения предыдущего опыта реформирования прорабатываются концепции аграрной реформы, которая должна обеспечить ее комплексный и взвешенный характер. Его началом можно считать 29 апреля 1998, когда Указом Президента Украины утверждены Основные направления развития агропромышленного комплекса Украины на 1998-2000 годы. Собственно этот документ и был одним из первых комплексных концепций аграрной реформы и развития аграрного рынка. Он охватывал различные сферы сельского хозяйства и был призван создать идеологическую подоплеку аграрных реформ. В настоящее время продолжает формироваться инфраструктура аграрного рынка, но уже на концептуальных основах; вводится фиксированный сельскохозяйственный налог, существенно уменьшил налоговое бремя на крестьян; закладываются основы дифференцированного развития аграрного рынка. Дело в том, что право Европейского Сообщества предусматривает дифференцированное регулирование отдельных секторов аграрного рынка: рынка сахара, зерна, масла, молока и др. Украина, пытаясь применить свою правовую систему к праву ЕС, начинает дифференцированно регулировать различные сегменты аграрного рынка. В остальном наблюдаются те же тенденции, что и по инфраструктурному этапу.  

Радикальный этап (1999-2000 гг.): Связывается с принятием реформаторского Указа Президента Украины от 3 декабря 1999 № 1529/99 «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Радикальность реформ заключалась в том, что в течение короткого периода коллективные сельскохозяйственные предприятия были реформированы и на их базе созданы частные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и другие субъекты аграрного права, основанные на частной собственности. Как в годы принудительной коллективизации крестьян сгоняли в колхозы, так в течение 1999-2000 гг. Происходил обратный процесс: коллективные сельскохозяйственные предприятия реформировали централизованно. Они вынуждены были заключать с собственниками земельных долей (паев) договоры их аренды и выплачивать крестьянам арендную плату за пользование земельными участками хозяйства, которые были обременены правом членов хозяйства на земельную долю (пай). Земельная доля (пай) отныне стала полностью новой правовой категорией, новым объектом прав, можно было сдать в аренду, заключить другие хозяйственные договоры о ней. И хотя на этом этапе еще обеспечивалось проведение просветительской кампании среди крестьян о порядке хозяйствования в рыночных условиях, такие радикальные меры все же повлияли на сознание крестьян, почувствовали себя собственниками. Реформированным сельскохозяйственным предприятиям списывается задолженность, принимается Указ Президента Украины от 6 июня 2000 № 767/2000 «О мерах по обеспечению формирования и функционирования аграрного рынка», который был нацелен на ускорение формирования его инфраструктуры.  

Закрепляющий этап (2001-2002 гг.): Для того, чтобы закрепить положительные результаты аграрной реформы, принимаются меры по ее мониторинга и дальнейшего формирования инфраструктуры аграрного рынка. В это время принимается Закон Украины от 18 января 2001 «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов». Он предусматривает формирование механизма залоговых закупок сельскохозяйственной продукции (т.е. возможности крестьян сразу продать продукцию государству и получить средства, а затем, в случае ее подорожания на рынке, продать ее другому покупателю, вернув государству средства и возместив затраты на ее хранение). Предполагается налоговое стимулирование сельскохозяйственного производства, льготное кредитование и страхование, развитие лизинга и фондовому рынку.  Важной составляющей аграрной реформы становится внедрение системы сельскохозяйственных совещательных служб. Концепцию становления и развития сети сельскохозяйственных совещательных служб в Украине утвержден приказом Минагрополитики, Украинской академии аграрных наук и Национальной академии наук Украины от 25 апреля 2001 № 114/36/165. Именно сельскохозяйственные совещательные службы призваны обеспечить рыночную просвета крестьян. Это то, с чего надо было начинать аграрную реформу. В Украине создается около 50 аграрных бирж, около 600 агроторговых домов, более 800 обслуживающих кооперативов, более 19 тыс. Заготовительных пунктов. Предусматриваются меры по развитию экспорта сельскохозяйственной продукции.  Вводится поставки села техникой, горюче-смазочными материалами и удобрениями на рыночных принципах. Принимаются указы Президента Украины от 8 августа 2002 № 694/2002 «О мерах по ускорению развития аграрного рынка» и от 8 августа 2002 № 695/2002 «О мерах по развитию ипотечного рынка в Украине».  

Комплексный этап (с 2003 и по настоящее время): связанный с Комплексной программой развития аграрного рынка Украины на 2003-2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 2003 № 271. Программа имеет комплексный характер и предусматривает: формирование инфраструктуры аграрного рынка; развитие сельскохозяйственных совещательных служб для обеспечения рыночного просвещения крестьян; обеспечения применения высоких инновационных технологий в сельском хозяйстве; развитие аграрной науки; выставочной и маркетинговой деятельности и решения целого ряда других проблем. Эта программа действительно имеет комплексный характер, поскольку основывается на определенной концепции аграрного рынка и охватывает различные аспекты его формирования. Основные мероприятия по выполнению указанной программы утверждены приказом Минагрополитики Украины от 7 апреля 2003 № 98. 

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+