Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие экологического права

Понятие экологического права

Экологическое право является юридической формой экологических отношений.
Вопрос об экологическом праве как отрасли права, его становление впервые были рассмотрены
в правовой литературе в монографии А. С. Колбасов. Его развитие и становление проходит
в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, так как только в процессе
научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического
права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого
века преимущественно признавалось природноресурсового право, в которое включались
и экологические отношения, то в 90-е — наоборот, приоритетным стало экологическое
право, интегрировало природноресурсови отношения. Несмотря на сходство этих отраслей
законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются по
своей структуре, системе, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием
правовых институтов и т.п.. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсови
отношения достаточно самостоятельны и могут рассматриваться как отдельные общественные
отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсового отношений из состава
экологических отношений. Кроме того, природноресурсови отношения имеют комплексный
характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения,
также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного
и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные
сомнения позиция автора относительно характера природноресурсового отношений, поскольку
вряд ли на основании разновидностей указанных отношений говорить об их комплексность.
Скорее всего более обоснованным будет положение по сложного характера правоотношений.
Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и
интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания
для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры
как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной
природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается
им как самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность
правовых норм, установленных и гарантированных государством, регулирующих общественные
отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, с
целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности
общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном
состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права
в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое
право принадлежит к комплексным (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит
несколько самостоятельных отраслей права, регулирующих различные виды экологических
отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному.
Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующего
самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные
экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права,
как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповитряне и др..
Б) экологическое право — интегрированная правовая общность (комплексная отрасль
права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические
отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных
ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической
безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко,
определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли есть четыре
группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды,
б) отношения по использованию природных ресурсов, в) отношения по обеспечению экологической
безопасности; г) отношения по формированию, сохранению и рациональному использованию
экосети. И напоминает позиция В. В. Костицкого.

В современных условиях все больше обращается внимание на общепризнанные
принципы приоритета международного права, в соответствии с которыми государство
обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию с международными стандартами.
Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин «окружающая
среда», который является более адекватным термину «окружающая среда»,
чем «окружающую среду» или «экологическое», в названии отрасли
права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя
считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое
право не является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную
отрасль в общей системе права. Так, Ю. А. Вовк считает, что природоресурсовое (экологическое)
право имеет единственный предмет правового регулирования — общественные отношения,
которые складываются по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов.
Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единственные экологические
отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические
и др..), Которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные
правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного , водного, лесного,
горного, фаунистического, атмосфероповитряного, природно-заповедного и т.п.. По
их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство
как самостоятельной (некомплексных) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, долгое время не разделял таких
взглядов, в последних работах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая
его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений,
поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо
отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения О. Л. Дубовик рассматривает экологическое
право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере
взаимодействия общества и человека с окружающей средой, предлагает определить экологического
права в правовой системе как над / супер / более отрасль права , мотивируя
это тем, что основная цель экологического права-сохранения жизни на Земле и обеспечения
необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе есть и другие предложения относительно выделения
подотраслей (отраслей) экологического права — флористического права, ландшафтного
права и т.п. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического
права — права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания
сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной
мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную
(некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой. Изложенное позволяет сделать
вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему
правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами
по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования,
воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны , а в определенных
случаях — защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с
целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовольствие
экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого
экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право — это
относительно «молодая» отрасль права, которая развивается очень динамично
в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов,
регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов
данной отрасли права и их видовой дифференциацией. Многие общественных отношений
уже экологизированная, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается
процесс систематизации экологического законодательства.

 

 

Метод правового регулирования экологических отношений

Метод
правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные
отношения. Под методом правового регулирования
общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, с помощью которых
право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования
общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических
отношений.

В действующей
системе права по регулированию общественных отношений используют два основных способа
воздействия на поведение человека: диспозитивный, который характеризуется автономией
и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового
регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой
отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы
воздействия на общественные отношения. Однако
использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных
и специфических способов воздействия на субъектов отношений, регулируемых с учетом
их характера. Кроме того, в литературе
справедливо отмечается, что метод правового регулирования является многоэлементной
явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных
областях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной
отрасли права.

В экологическом
праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивного
(административно-правового) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования
составляют названные элементы. их сочетание
образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, которая проявляется во
всех элементах системы экологического права.

Приемы
и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений
собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по совместному
использованию природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении
убытков различных видов и т.д. В современных
условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод получать все более широкое
применение. Оптимальное сочетание двух
методов правового регулирования экологических отношений — единственно верный путь
надлежащего правового регулирования. Использование
императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является
необходимым и оправданным. Этому методу
присущ проявление власти и подчинения. Сущность
метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запретов, ограничений
и др.. Он проявляется в проведении экологической
экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении
необходимых охранных экологических мероприятий и т.п.. В таком случае следует преимущественно использовать
властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании
экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических
отношений
базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов
и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная
отрасль права имеет свой метод правового регулирования экологических отношений.

 

 

Предмет экологического права и виды эколого-правовых
отношений

Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу
обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства
(восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях
— защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения,
предотвращения, устранения его негативных последствий и удовлетворение экологических
и других интересов.

Экологические
отношения по своему содержанию разнообразны, но взаимосвязанными и единственными,
их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, в результате
чего существует единая экологическая система.Наряду с этим единство экологических отношений не исключает существования
их разновидностей, обусловленных экологическими факторами. В частности, природные объекты (земля, воды,
растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и т.д.) по своим природным
характеристикам отличаются друг от друга и имеют различные природно-антропогенные
ценности. В силу этого возникают разновидности
единых экологических отношений: земельные, водные, флористические, фаунистические,
атмосферно-воздушные и другие, обусловливающих необходимость определения их правовых
форм. Дифференциация экологических отношений
природными объектами не нарушает единства экологических отношений, их предметной
целостности. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об охране окружающей
природной среды» от 25 июня 1991 года № 1264-ХII объектом государственной охраны
от негативного воздействия неблагоприятной экологической обстановки также жизни
и здоровья людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объектами,
подлежащих особой охране. Непосредственно все многообразие особо охраняемых территорий
и объектов охватывается понятием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается
в соответствии с Законом Украины «Об экологической сети Украины» от 24
июня 2004 года № 1864-1V2.

Дифференциацию экологических отношений можно
проводить по основным сферам деятельности людей в области окружающей среды: 1) отношения,
возникающие по поводу обеспечения экологической безопасности окружающей среды, общества
и граждан, 2) отношения, возникающие по поводу принадлежности природных объектов
и комплексов определенным суб ‘объектам на праве собственности или на праве пользования,
3) отношения по эксплуатации природных ресурсов конкретными субъектами с целью удовлетворения
интересов 4) отношения, складывающиеся в области воспроизводства (восстановления)
природных объектов и комплексов, улучшение их качества, 5) отношения, возникающие
в сфере охраны окружающей природной среды; 6) отношения по защите окружающей среды
и человека от вредного воздействия.

Возможно
существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных,
эколого-информационных отношений в сфере рассмотрения споров и др. Производности этих отношений заключается в том,
что они осуществляются наряду с основными экологическими отношениями в процессе
их возникновения, развития, прекращения. Поэтому
такие отношения имеют подчиненный характер относительно основных экологических отношений.

Экологические
правоотношения можно классифицировать на виды по другим основаниям. По методу регулирования они подразделяются на:
управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов, и договорные,
для которых характерны равенство сторон, автономное положение относительно друг
друга. В зависимости от взаимоотношений
субъектов экологических правоотношений они подразделяются на относительные и абсолютные. В относительных четко определяется и уполномоченный,
и обязанный субъект. В абсолютных персонально
определена только уполномоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты,
призванные воздерживаться от посягательств на интересы уполномоченного. В зависимости от характера экологических отношений
можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей, и процессуальные,
регулирующие порядок решения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических правоотношений
могут применяться и другие критерии, например, по функциям права, составу участников,
по времени действия и т.д.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+
Предыдущий раздел