Организационно-хозяйственные обязательства
Содержание страницы:
Статья 176. Организационно-хозяйственные
обязательства
1. Организационно-хозяйственными признаются хозяйственные обязательства, возникающие
в процессе управления хозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования
и субъектом организационно-хозяйственных полномочий, в силу которых обязанная сторона
должна осуществить в пользу другой стороны определенное управленческо-хозяйственное
(организационное) действие или воздержаться от определенного действия, а управомоченная
сторона имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности.
2. Организационно-хозяйственные
обязательства могут возникать:
— между субъектом хозяйствования и собственником, который является учредителем
данного субъекта, или органом государственной власти, органом местного самоуправления,
наделенным хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;
— между субъектами хозяйствования, которые совместно организуют объединение
предприятий либо хозяйственное общество, и органами управления этих объединений
или обществ;
— между субъектами хозяйствования, в случае если один из них является по отношению
к другому дочерним предприятием;
— в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными
актами или учредительными документами субъекта хозяйствования.
3. Организационно-хозяйственные обязательства субъектов могут возникать из
договора и приобретать форму договора.
4. Субъекты хозяйствования имеют право совместно осуществлять хозяйственную
деятельность для достижения общей цели, без образования единого субъекта хозяйствования,
на условиях, определенных договором о совместной деятельности. В случае если участники
договора о совместной деятельности поручают руководство совместной деятельностью
одному из участников, на него может быть возложена обязанность ведения общих дел.
Такой участник осуществляет организационно-управленческие полномочия на основании
поручения, подписанного другими участниками.
1. Специфика
организационно-хозяйственных обязательств заключается в том, что они возникают в
процессе управления хозяйственной деятельностью, следовательно, один из субъектов
обязательства — субъект организационно-хозяйственных полномочий наделен определенными
властными полномочиями.
Управление
хозяйственной деятельностью — это деятельность по организации хозяйственных связей,
осуществляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления,
наделенными хозяйственной компетенцией, а также физическими лицами, общественными
и другими организациями, которые являются учредителями субъектов хозяйствования
или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия.
Организационно-хозяйственные
обязательства подразделяются на хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные.
Хозяйственно-управленческое
обязательство характеризуется прежде всего субординированным (подчиненным) субъектным
составом. Как правило, одним субъектом такого обязательства является предприниматель,
а другим — орган управления (регулирования) хозяйственной деятельностью. Поэтому
эти отношения вертикальны. В таком обязательстве элемент у правления, регулирования
более весомый, значимый, чем имущественный. Оно не носит компенсирующего характера.
Так, регистрационный сбор, оплачиваемый предпринимателем за государственную регистрацию,
не цель этого обязательства, не составляет прибыли органа, который осуществляет
регистрацию, а возмещает расходы на. держание такого органа как части государственного
аппарата.
Возникают
хозяйственно-управленческие обязательства, как правило, не в результате договора,
вступление сторон в такие отношения обусловлено их компетенцией, а не правоспособностью,
как в обязательствах хозяйственно-имущественных. Однако возникновение таких обязательств
возможно и на основании договора. Например, при создании таких хозяйственных объединений,
как ассоциации и союзы юридических лиц, их участники в соответствии с учредительным
договором берут на себя обязательство платить определенные суммы на содержание управленческого
аппарата объединения.
Внутрихозяйственные
обязательства специфичны прежде всего в силу локальности сферы их действия. Они
возникают в пределах организации, предприятия между соответствующими внутрихозяйственными
субъектами: цехами, участками, отделами, филиалами, представительствами и т. п.
В таком обязательстве управленческий элемент очень ощутим, он преобладает. Имущественный
интерес подразделений присутствует, но имеет второстепенное значение. В этих обязательствах
стороны принимают участие на основании внутрихозяйственной компетенции, поскольку
правоспособностью они не наделены.
Внутрихозяйственные
обязательства могут быть как вертикальными (например, когда хозяйствующий субъект
ставит перед своим подразделением производственную задачу с указанием определенных
показателей и одновременно обязывается обеспечить это подразделение всеми необходимыми
ресурсами), так и горизонтальными (между подразделениями может заключаться внутрихозяйственный
договор, однако обе стороны руководствуются не собственными интересами, а целью
и задачами хозяйствующего субъекта).
Субъектами
организационно-хозяйственных полномочий в организационно-хозяйственных обязательствах
выступают, как правило, органы хозяйственного управления, которые подразделяются
на органы общей компетенции и органы специальной хозяйственной компетенции. К органам
общей компетенции принадлежат государственные органы законодательной и исполнительной
власти и местного и регионального самоуправления. К ним принадлежат: Верховная Рада
Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная Рада и Совет Министров Автономной
Республики Крым; областные и районные советы и государственные администрации; органы
местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные
комитеты. Осуществляя возложенные на них функции организации хозяйствования, органы
общей компетенции, как правило, • непосредственные хозяйственные отношения с субъектами
хозяйствования основного звена не вступают, а действуют через свои структурные подразделения,
которые занимаются управлением экономикой, — органы специальной хозяйственной компетенции.
Субъектом
организационно-хозяйственных полномочий может выступать также собственник субъекта
хозяйствования, который является учредителем этого субъекта, или любое другое лицо
(группа лиц), владеющее определенными полномочиями по управлению хозяйственной деятельностью
субъекта хозяйствования.
2. Часть
2 комментируемой статьи определяет перечень организационно-хозяйственных обязательств
с точки зрения субъектного состава. Например, орган управления, реализуя свою хозяйственную
компетенцию, вступает в обязательственные правоотношения с субъектом хозяйствования,
поскольку таким путем он может стимулировать активную, инициативную деятельность
субъекта хозяйствования, помогая выполнить те или иные задания, возложенные на соответствующий
орган управления.
Организационно-хозяйственные
обязательства могут возникать между другими субъектами хозяйствования, перечисленными
в комментируемой статье. Этот перечень не является исчерпывающим.
3. Часть
3 комментируемой статьи предусматривает возможность возникновения организационно-хозяйственных
обязательств из договора. Так, согласно ст. 26 Закона Украины «О хозяйственных обществах»
от 19 сентября 1991 г. учредители акционерного общества заключают между собой договор,
определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного
общества. Согласно Закону Украины «О концессиях» от 16 июля 1999 г. и главы 40 настоящего
Кодекса заключаются концессионные договоры.
4.Организационно-хозяйственные
обязательства между участниками совместной деятельности и одним из участников, на
которого возлагается обязанность ведения совместных дел, возникает из юридического
состава — договора о совместной деятельности и поручения. Такой участник осуществляет
организационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанного другими
участниками. Совместная деятельность также регулируется главой 77 ГК Украины, Законом
Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. Кроме того,
следует принимать во внимание разъяснение Президиума Высшего арбитражного суда Украины
«О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с заключением и выполнением
договоров о совместной деятельности» от 28 апреля 1995 г. № 02-5/302.
Статья 175. Имущественно-хозяйственные
обязательства
1. Имущественно-хозяйственными признаются гражданско-правовые обязательства,
возникающие между участниками хозяйственных отношений при осуществлении хозяйственной
деятельности, в силу которых обязанная сторона должна совершить определенное хозяйственное
действие в пользу другой стороны или воздержаться от определенного действия, а управомоченная
сторона имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности.
Имущественные обязательства, возникающие между участниками хозяйственных отношений,
регулируются Гражданским кодексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных
настоящим Кодексом.
2. Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты
хозяйствования, указанные в статье 55 настоящего Кодекса, нехозяйствующие субъекты — юридические
лица, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные
хозяйственной компетенцией. Если имущественно-хозяйственное обязательство возникает
между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими
субъектами — юридическими лицами, обязанной и управомоченной сторонами обязательства
являются соответственно должник и кредитор.
3. Обязательства имущественного характера, возникающие между субъектами хозяйствования
и нехозяйствующими субъектами — гражданами, не являются хозяйственными и регулируются
другими актами законодательства.
4. Субъекты хозяйствования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и
другими законами, могут добровольно принимать на себя обязательства имущественного
характера в пользу других участников хозяйственных отношений (благотворительность
и т. п.). Такие обязательства не являются основанием для требований по их обязательному
выполнению.
1. Имущественно-хозяйственные
обязательства складываются непосредственно в сфере оборота. Это отношения горизонтальные,
то есть в них имеет место юридическое равенство сторон. С точки зрения предмета
регулирования, в них преобладает имущественный элемент. Для сторон такое обязательство,
как правило, платно. Субъектами хозяйственно-оперативного обязательства являются
предприниматели и, соответственно, их цель — получение прибыли. Такое обязательство,
как правило, основано на договоре (поставки, подряда и т. п.).
Среди имущественно-хозяйственных
обязательств выделяют: обязательства по передаче имущества в собственность, в хозяйственное
ведение или оперативное управление; обязательства по возмещающей реализации имущества;
обязательства по передаче имущества в пользование за плату; обязательства по выполнению
работ; обязательства по оказанию услуг; обязательства по перевозкам; обязательства,
связанные с расчетами и кредитованием; обязательства по страхованию; обязательства
по совместной деятельности; охранительные обязательства.
2. Юридическим
объектом обязательства является определенное хозяйственное действие — изготовление
и реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг, передача имущества,
уплата денег и т. п. или воздержание от определенного действия. Такому обязательству
отвечает преимущественно активное (позитивное) поведение обязанной стороны, направленное
на исполнение ею требований управомоченной стороны. Пассивное поведение (воздержание
от действия), как правило, не исчерпывает юридического объекта обязательства, а
выступает как результат или дополнение к позитивным действиям субъектов (например,
арендодатель должен воздерживаться от создания препятствий арендатору в пользовании
имуществом). Материальным объектом (предметом) имущественно-хозяйственного обязательства
является соответствующая продукция, товары, работы, услуги, деньги или другое имущество.
Субъективное
право в обязательстве именуется правом требования, а обязанность — долгом, управомоченный
субъект — кредитором, а обязанный — должником.
3.-4. Субъектами
имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты хозяйствования, указанные
в ст. 55 ХК Украины (см. комментарий к ст. 55). Субъектами этих обязательств могут
быть также и нехозяйствующие субъекты — юридические лица, а также органы государственной
власти, органы местного самоуправления, наделяемые хозяйственной компетенцией.
Имущественные
обязательства, возникающие между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами
— физическими лицами, хозяйственными обязательствами не являются и регулируются
другими актами законодательства, в частности ГК Украины.
Субъекты
хозяйствования в некоторых случаях могут добровольно принимать обязательства имущественного
характера в интересах других участников хозяйственных отношений. Такое обязательство
(например, благотворительность) возникает и реализуется с соблюдением требований
ХК Украины (см. комментарий к ст. 131), Законов Украины «О благотворительности и
благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 г., другого законодательства.
Некоторые вопросы разъясняются Высшим арбитражным судом Украины в письме «О Законе
Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 14 января 1998
г.
Под благотворительностью
понимается добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц
в виде предоставления материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной
помощи.
Обеспечение выполнения хозяйственных обязательств
Надлежащее
и реальное выполнение хозяйственных обязательств требует соответствующего обеспечения
Выполнение
хозяйственных обязательств обеспечивается (а) мерами защиты прав (предусмотренные
законом или такие, что нему не противоречат) и (6) мерами ответственности участников
хозяйственных отношений, предусмотренными ГК, ГК и другими законам.
По согласованию
сторон могут применяться виды обеспечения выполнения обязательств, которые обычно
применяются в хозяйственный (деловому) оборота, ее условия и порядок применения
которых определяется ся Гражданским кодексом Украин.
Обязательства
субъектов хозяйствования, относящихся к государственному сектору экономики, могут
быть обеспечены государственной гарантией в случаях и способом, предусмотренных
законом
Хозяйственный
кодекс регулирует отношения, связанные с применением хозяйственно-правовой ответственности
(раздел V) и такими способами обеспечения исполнения хозяйственных обязательств,
как банковская а гарантия (в 200 ГК) и публичные (общехозяйственные) гарантии (в
201 ГКК).
Гарантия
есть специфическим средством обеспечения выполнения хозяйственных обязательств путем
письменного подтверждения (гарантийного письма) банком, другим кредитным учреждением,
страховой организацией (банкивсь ька гарантия) об удовлетворении требований управлений
стороны в размере полной денежной суммы, указанной в письменном подтверждении, если
третье лицо (обязанная сторона) не выполнит указанное в нем определенное со Обязательства,
или наступят другие условия, предусмотренные в соответствующем подтверждении Обязательство
за банковской гарантией выполняется лишь на письменное требование управлений стороны
При этом гарант масс право в исунуты управлений стороне лишь те претензии, выдвижение
которых допускается гарантийным письмом Обязана сторона не имеет права выдвинуть
гаранту возражения, которые она могла бы выдвинуть управлений стороне, если ее договор
с гарантом не содержит обязательства гаранта внести в гарантийное письмо предостережения
относительно выдвижения таких отрицаниеень.
Согласно
ч. 2 ст 183 ГК, государство в лице Кабинета Министров Украины выступает гарантом
по обязательствам государственных заказчиков
К отношениям
банковской гарантии в части, не урегулированной ГК, применяются соответствующие
положения Гражданского кодекса Украины (статьи 560-569)
Актами специального
законодательства могут быть предусмотрены и другие способы обеспечения исполнения
обязательств, в том числе организационно-хозяйственных Так, Закон Украины от 21
декабря 2000 года «О порядке к погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами «предусматривает налоговый залог
как способ обеспечения налогового обязательства налогоплательщика, не погашеног
в в срок В силу налогового залога орган взыскания (уполномоченный государственный
орган) имеет право в случае невыполнения обеспеченного налоговым залогом налогового
обязательства получить удовлетворение из стоит сти заложенного имущества преимущественно
перед другими кредиторами в порядке, установленном законоом.
Общехозяйственные
(публичные) гарантии выполнения обязательств применяются с целью нейтрализации неблагоприятных
следствий от экономических преступлений законом может быть предусмотрена обязанность
коммерческих х банков, страховщиков, акционерных обществ и других субъектов хозяйствования,
которые привлекают средства или ценные бумаги граждан и юридических лиц, передавать
время погибаю своих средств для формирования единого страхового фонда публичного
залога