Функции международного права
Содержание страницы:
6. Функции международного права
Функции
международного права — это основные направления его воздействия на
социальную среду, обусловливающие его общественное назначение. Право влияет как
на общественные отношения, так и на те объекты и предметы, на которые направлено
право, проявляя определенные требования к праву, его содержанию, принципам и
уровням системности. Другими словами, функции международного права не только
имманентные праву, но также производные от системы международных отношений.
Главной функцией международного права является обеспечение
нормального функционирования межгосударственной системы в пределах,
определенных нормами международного права. Нормы международного права, устанавливая
границы поведения государств, тем самым упорядочивают отношения между ними. Каждое
государство, следуя требованиям норм международного права, рассчитывает на
адекватное поведение со стороны других государств.
Нормотворческая функция находит свое проявление в процессе
деятельности субъектов международного права по выработке, согласованию и
определению норм международного права.
Процессуальная функция в настоящее время только формируется,
главным образом в рамках международных организаций.
Известный юрист-международник И. Лукашук выделяет следующие функции
международного права:
— гармонизация национальных интересов государств с
общечеловеческими интересами;
— предотвращения нежелательного развития событий;
— интернационализация, интеграция;
— информационно-воспитательная функция.
По мнению Ю. Колосова, международное право выполняет в
системе международных отношений четыре функции: координирующую, регулирующую,
обеспечительную и охранную, которые по сути выражают «внешние»
функции международного права.
Таким образом, функции международного права — это
способы и формы влияния международного права на международные отношения,
обусловленные объектом, предметом и методом правового регулирования, правами и
обязанностями субъектов и его источниками.
7. Взаимодействие и взаимовлияние
международного и внутригосударственного права
Международное
и внутригосударственное право находятся в тесной взаимосвязи.
Так, международное
право должно учитывать общественно-политическое устройство государств, в частности
наличие органов государственной власти, право выражать волю государств в их взаимоотношениях
с другими субъектами международных отношений, и уважать наличие общественных отношений,
входящих во внутр. компетенцию гос-ва и не подлежат межд.-правовому регулированию.
В свою очередь,
национальное право должно учитывать международно-правовые обязательства данного
государства, которые подлежат реализации во внутригосударственном праве в результате
имплементации.
Взаимовлияние
международного и внутригосударственного права явл. в 2-х аспектах.
Во-первых,
каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера
и положений своего национального права. Поэтому влияние норм внутригосударственного права
на международное можно назвать первичным. Например, большинство международных актов по правам
человека берут начало из норм национальных законов демократических, политических стран.
Во-вторых,
в процессе взаимодействия уже существующих норм международного и национального права
реализуется принцип преимущественного значения норм международного права, следует
из положений ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего национального права в качестве оправдания для невыполнения им договора». Международное право оказывает существенное влияние
на становление, формирование и динамику норм национального права, накладывая на
государства исполнения обязательств, принятых ими при подписании международных до говоров (например, Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г.).
8. Дуализм и монизм во взаимоотношении
междунар. и внутригосударственного права. Ст. 9 Конституции Украины о
соотношении международного и внутригосударственного права
Доктрина международного права
по вопросу о соотношении международного и внутригосударственного права выработала
три основных подхода: один дуалистический и два монистических.
В основе дуалистического
подхода (основоположник — Г. Триппель; господствующий подход в советский
период) международное право и право национальное являются двумя различными правопорядками,
которые никогда не пересекаются, хотя иногда и сталкиваются.
Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное
право рассматриваются как части единой системы права. Различаются они в вопросе
примата этих правовых систем.
Концепция примата внутригосударственного
права над международным (Гегель) исходит из того, что международное
право является внешним государственным правом, поэтому каждое государство формирует
«свое» международное право.
Концепция примата международного
права над внутригосударственным (Г. Кельзен) исходит из отождествления государства,
действующего в рамках международного правопорядка, с юридическим лицом, действует
в рамках национального правопорядка.
В законодательстве Украины вопрос о соотношении
международного и внутригосударственного права решен в ст.9 Конституции Украины следующим образом: «действующие международные договоры, согласие на обязательность
которых предоставлено ВРУ, являются частью национального законодательства Украины.
Заключение международных договоров, противоречащих КУ, возможно только после внесения
соответствующих изменений в КУ».
9. Система международного права
Система международного права — это
объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных норм международного
права, которые распределяются по относительно обособленным комплексам, направленным
на регулирование однородных общественных отношений. Она включает отрасли,
институты и нормы.
Отраслями международного права являются
комплексы норм, регулирующих качественную однородную сферу международных отношений.
К традиционным относят право международных договоров, право международник организаций,
право внешних сношений, международное морское право, право международной безопасности,
право вооруженных конфликтов. Среди относительно новых отраслей права необходимо
назвать: международное право прав человека, международное уголовное право, международное
экономическое право, международное экологическое право, международное атомное право,
международное воздушное, международное космическое право, международное трудовое
право и некоторые другие.
Институтом международного права является
система относительно обособленных норм в пределах определенной области международного
права, регулирующих отдельную группу взаимосвязанных международных отношений (международное
признание, международная ответственность, правопреемство)
Норма международного права —
это юридически
обязательное правило поведения государств и других, субъектов международного права
в международных отношениях.
10. Соотношение международного публичного и
международного частного права
Международные отношения не ограничиваются только
межгосударственными связями основных субъектов международного права. Происходят по постоянным контактам между физическими и юридическими
лицами разных государств, отношения на уровне международных неправительственных
организаций, урегулируются нормами международного
частного права.
Между международным публичным и международным
частным правом существует тесная взаимосвязь, которая проявляется в том, что они
регулируют международные отношения. Нормы
международного частного права не должны противоречить основным принципам международного
права. Кроме того, они имеют общую цель
— обеспечение
мирного сосуществования и развития международного сотрудничества государств.
Разграничение между международным публичным и
международным частным правом можно провести по различным основаниям:
— По объекту:
межд. частное право регулирует гражданско-правовые (гражданские, семейные, трудовые
и др.) отношения, осложненные иностранным элементом, а МП – меж.-гос. отношения.
— По субъектам:
субъектами МП явл. гос-ва, нации и народы, борющиеся за нац. освобождение, межд.
организации и государственно-подобные образования; основными субъектами межд. частного
права — физические и юридические лица;
— По источникам:
основными источниками МП являются международный договор и межд. обычай; круг источников
межд. частного права значительно шире — это национальное законодательство, судебная
практика, межд. договоры, торговые обычаи и др.;
— По методу
правового регулирования: в международном праве это метод согласования воль государств;
в международном частном праве материально-правовой и коллизионный;
— По видам
ответственности: в международном праве
наступает международно-правовая ответственность, а в международном частном праве
— гражданско-правовая;
— По сфере
действия международного права можно определить
как глобальную, международное частное право имеет национальные границы — в каждом
государстве есть свое международное частное право.
11. Понятие и перечень источников
международного права
Источники международного права — это формы, в которых выражены
правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам
качество международно-правовой нормы.
К источникам международного права применяются все характеристики,
которые применяются к источникам в теории права.
В международном праве выделяют два основных вида источников: международный
договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками
международного права выделяют акты международных организаций, акты международных
конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только
в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих
международных организаций или иных субъектов международного права.
Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования.
Наряду с вышеперечисленными источниками международного права
существует концепция «мягкого права», которая включает в себя
акты рекомендательного характера или программные установки международных органов
и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи
ООН.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень
источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры.
К ним относятся:
1) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
2) международный обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;
3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства
для определения правовых норм.
Международный договор – это соглашение между государствами или иными
субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные
права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких
документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве
правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится
источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика
– это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление
обычая в короткий промежуток времени.
К актам международных конференций можно отнести договор как
результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного
договора государств, который ратифицирован и введен в действие.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной
Ассамблеи ООН.