Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и кодификация международного морского права

108. Понятие и кодификация международного
морского права. Виды морских пространств

Международное морское право представляет собой систему международно-правовых
принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих
отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу
их деятельности по исследованию и использования пространств Мирового океана и его
ресурсов.

Конференция ООН по морскому праву состоялась в Женеве в 1958 г. и собрала представителей
86 государств. Результатом работы конференции стало принятие четырех Женевских конвенций
по морскому праву, которые касались территориального моря и прилежащей зоны, открытого
моря, континентального шельфа и рыболовства и охраны живых ресурсов открытого моря.

II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. Выработать какое-либо существенное
соглашение о границах территориального моря и права на рыболовство не удалось.

III Конференция, которая проводилась с 1973 г. по 1982 г., стала важнейшим этапом кодификации
морского права. Всего было проведено одиннадцать сессий. Результатом работы III
Конференции стало принятие Конвенции ООН по морскому праву, которая 10 декабря 1982
была открыта для подписания.

Существует несколько видов водных пространств, отличающихся
между собой за правовым режимом:

  • внутренние воды;
  • территориальные воды (территориальное море);
  • открытое море;
  • прилегающая зона;
  • исключительная экономическая зона;
  • международный район морского дна;
  • международные проливы и каналы;
  • архипелажные воды

 

 

109. Внутренние морские воды и их правовой
режим

Внутренние
морские воды
— это воды, расположенные в сторону
берега от исходной (базисной) линии территориального моря.

В состав внутренних морских вод входят: воды заливов, бухт, лиманов, «исторические»
заливы, воды морских портов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных
линий, принятых для исчислении ширины территориального моря.

Под морским заливом понимают хорошо очерченное углубление берега,
которое значительно углубляется в сушу и образует нечто большее, чем простую извилину
берега. Не признается заливом углубление, его площадь не равна или не больше площади
полукруга, диаметром которого является линия, пересекающая вход в это углубление.
Воды залива относятся к внутренним морским водам, если ее берега принадлежат одному
государству ширина естественного входа в залив не превышает 24 морских миль. Если
расстояние между пунктами естественного входа в залив превышает 24 морские мили,
внутри залива проводится линия в 24 морские мили так, чтобы ею было ограничено как можно большее водное пространство.

Ограничение ширины входа не применяется к так называемым исторических вод
и заливов, то есть таких, которые издавна рассматриваются как внутренние морские
воды соответствующего прибрежного государства. Примером таких вод могут быть моря, находящихся в северных
берегах Сибири, и раз рассматриваются
как исторические воды России и относятся к внутренним морским водам.

Внутренние морские воды являются частью государственной территории соответствующего
государства, на которое распространяется в полном объеме ее суверенитет и юрисдикция.
Иными словами, внутренние морские воды, вместе с их дном и недрами, находятся под
полным территориальным верховенством прибрежного государства. Поэтому режим пребывания
иностранных судов, иное использование этих вод полностью зависит от прибрежного
государства.

 

 

110. Режим морских портов

Правовой режим морских портов в основном регулируется нормами национального
права. Правовой режим украинских портов установлен разделом IV «Морской порт» Кодекса
торгового мореплавания Украины. Согласно ст. 73 КТМ морской порт является государственным
транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и
грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров
на судах, принадлежащих порту. На территории Украины существуют торговые, рыбные
и другие специализированные морские порты.

Прибрежное государство самостоятельно решает вопрос о характере порта, в
частности его закрытость или открытость для международного судоходства. Закрытыми
являются военные порты, а также порты, предназначенные исключительно для собственных
морских судов, которые не являются военными кораблями, например для рыбацких судов.

К открытым морским портам иностранные торговые суда могут заходить без какого-либо
специального разрешения. Торговое судно в иностранном порту подлежит юрисдикции
(уголовной, гражданской, административной) прибрежного государства, выполнение властных
полномочий которого не должно препятствовать морскому судоходству. Прибрежное государство,
как правило, не вмешивается в отношения между капитаном, экипажем и пассажирами.

В отношении уголовной юрисдикции, то прибрежное государство осуществляет
ее в случаях, когда последствия преступления распространяются на ее территорию,
когда преступление нарушает спокойствие или добрый порядок прибрежного государства,
или когда капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо
государства флага судна обратится к власти прибрежного государства с просьбой об
оказании помощи.

Заход военных кораблей в иностранные порты зависит от разрешения прибрежного
государства, которое предоставляется каждый раз. Прибрежное государство не имеет
юрисдикции над иностранными военными кораблями, находящимися в ее портах. Как часть
вооруженных сил государства флага, военные корабли пользуются иммунитетами, принадлежащих
государствам. Они не подлежат ни уголовной, ни гражданской юрисдикции прибрежного
государства. Прибрежное государство однако может требовать военный корабль, который
нарушил ее право, покинуть порт.

 

 

111. Понятие и пределы территориального моря.
Право мирного прохода

Территориальное
море
— это пояс морских вод шириной до 12 морских
миль, расположенный между берегом (или непосредственно за внутренними морскими водами
или архипелажными водами государства) и открытым морем или водами специальных зон.

Собственно территориальное море имеют острова, прибрежные установки и искусственные
острова территориальных вод не имеют.

Внутренней границей территориального моря называется исходная линия и от
нее отмеряемая ширина. Территориальное море, как и внутренние морские воды, является
частью территории прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря
является государственной границей.

Нормальной исходной линией является линия наибольшего отлива протяжения берега.
При сильной извилистости и срезанности берега, наличия цепи островов, прибрежное
государство может использовать систему прямых исходных линий, соединяющих соответствующие
точки наиболее выступающей в море линии наибольшего отлива, морских островов, увеличивая
тем самым внутренние морские воды, находящиеся в сторону берега от этих линий.

Допустимая ширина территориального моря составляет 12 морских миль,
которые отсчитываются от исходной пинии. Линия, каждая точка которой находится от
исходной линии на расстоянии, равной ширине территориального моря, образует внешнюю
границу территориального моря.

В пределах территориального моря прибрежному государству принадлежит территориальное
верховенство над ним, его дном и недрами. Единственным ограничением его верховенства
является право мирного прохода, принадлежит судам иностранных государств. В силу
этого права торговые суда могут проходить через территориальное море иностранного
государства без специального разрешения, при условии соблюдения права прибрежного
государства. Проход военных кораблей также является допустимым, если это не угрожает
спокойствию, добром порядке или безопасности прибрежного государства. Подводные
лодки проплывают территориальное море в надводном состоянии и с поднятым флагом
своего государства.

Под проходом понимается переплывание через территориальное море с целью пересечь
это море без захода во внутренние морские воды, пройти во внутренние морские воды
или выйти из этих вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым.

Мирность прохода означает, что судно или корабль в пределах территориального
моря избегают таких действий, как использование любого оружия, сбор информации в
ущерб безопасности прибрежного государства, нарушение ее таможенных, миграционных
или санитарных правил или рыболовстве.

Торговые суда (негосударственные и государственные), находящихся в территориальном
море, подлежат уголовной и гражданской юрисдикции прибрежного государства.

 

 

112. Правовой режим территориальных вод

Территориальное
море
(территориальные воды) — это морской пояс, расположенный
вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства
и находится под его полным суверенитетом.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального
моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Из 134 прибрежных государств 78
государств установили 12-мильную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария,
Румыния, Куба, Франция, Испания, Португалия и др.)., 5 государств — в 6 миль (в
том числе Греция, Турция и проч.), 2 страны — в 4 мили (Норвегия и Финляндия), 20
государств — 3 мили (в том числе Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия.

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод от линии наибольшего
отлива вдоль берега прибрежного государства; если береговая линия извилистая или
порезанная или вблизи берега есть цепь островов, может применяться метод прямых
исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки берега и островов,
от внутренних морских вод. В соответствии со статьей 19 Конвенции по морскому праву
«проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность
прибрежной государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного
государства, если судно осуществляет:

  • угрозу силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности
    или политической не зависимости прибрежных государства или каким-либо другим образом
    в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН
  • любые маневры или учения с оружием любого вида
  • любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности
    прибрежного государства
  • подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата
  • подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  • любую рыболовную деятельность.

Следует также иметь в виду, что государство флага отвечает за любой ущерб
или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения военным
или иным некоммерческим судном правил прибрежного государства по плаванию в территориальном
море или положений Конвенции 1982 года.

Однако указанная Конвенция (статья 24) устанавливает и обязанность прибрежного
государства по организации судоходства в его территориальном море. Так, прибрежное
государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов, она должна
надлежащим образом сообщать обо всех известных ему опасности для судоходства в ее
территориальных водах.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+