Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Ответственность в международном космическом праве

158. Ответственность в международном
космическом праве

Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции
об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность
за деятельность в космическом про­странстве независимо от того, кем она осуществляется
— правитель­ственными или неправительственными органами. Космическая дея­тельность
неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения
и под контролем соответствующе­го государства.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство
несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за вы­плату компенсации
за ущерб, причиненный его космическим объек­том лицам или имуществу на поверхности
Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен косми­ческому
объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство
несет ответственность только в слу­чае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Если запуск объекта производится двумя или более государства­ми,
они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.

Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего го­сударства,
а также иностранным гражданам, участвующим в опера­циях, связанных с запуском, производится
согласно правилам зако­нодательства запускающего государства.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством,
которому либо физическим или юридическим лицам которого причи­нен ущерб, запускающему
государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между
этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье
государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен
ущерб, права на предъявление «международной претензии» к запускающему государству
не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска
в судах запускающего государства.

Срок предъявле­ния претензии — не более одного года с даты
причинения ущерба или установления запускающего государства.

Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется
в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости с тем,
чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее
до его причинения.

 

 

159. Понятие и источники международного экономического
права

Международное
экономическое право (МЭП) — это отрасль современного международного права, регулирующая
отношения между государствами и иными субъектами международного права в сфере торгово-экономического,
финансово-инвестиционного, таможенного и других видов сотрудничества.

Международное
экономическое право состоит из подотраслей: международного торгового права; международного
финансового права, международного инвестиционного права, международного банковского
права, международного таможенного права и некоторых других.

Среди принципов
МЭП необходимо выделить: принцип не дискриминации; принцип наибольшего благоприятствования
при осуществлении внешней торговли товарами; принцип права на доступ к морю государств,
не имеющих выхода к нему; принцип суверенитета над своими природными ресурсами;
принцип права на определение своего экономического развития; принцип экономического
сотрудничества и др.

Среди источников МЭП выделяются:

  1. универсальные
    договоры — Конвенция 1988 г. о международном
    финансовом факторинге, Конвенция 1982 г. о международной купле-продаже товаров,
    Конвенция о международной перевозке и др.;
  2. региональные
    договоры — Договор о Европейском Союзе,
    Соглашение 1992 г. о сближении хозяйственного законодательства государств-участников
    СНГ и др.;
  3. акты
    международных организаций — Хартия
    экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Декларация об установлении
    нового международного экономического порядка 1974 г. и др.;
  4. двусторонние
    соглашения — инвестиционные договоры,
    торговые договоры, кредитные и таможенные договоры между государствами.

 

 

160. Современная система международных
экономических организаций

В связи
с осложнением международных экономических связей развивались организационно-правовые
формы сотрудничества государств в сфере экономики. Если первые международные организации
XIX в. — Так называемые административные союзы — обеспечивали взаимодействие в достаточно
узких сферах международной экономики (таких как связь, транспорт, вопросы судоходства
по международным рекам и др.)., то в настоящее время сложилась система международных
межправительственных организаций, охватывающий все сферы международных экономических
отношений. В центре этой системы находится ООН и ее специализированные учреждения.
Статьей 60 Устава ООН ответственность за выполнение функций этой организации по
обеспечению международного экономического и социального сотрудничества государств-членов
возложена на Генеральную Ассамблею и ЭКОСОС.

В 1964 г.
была основана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как автономный орган
ООН. В состав ЮНКТАД входят государства — члены ООН. Основная цель ЮНКТАД — содействие
международной торговле, особенно сырьевыми, промышленными товарами. Высшим органом
ЮНКТАД является сессия, которая собирается каждые четыре года. В период между сессиями
руководство ее деятельностью осуществляет Совет торговли и развития, входящего в
состав аппарата ООН.

Комиссия
ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) — вспомогательный орган Генеральной
Ассамблеи ООН, создан в 1966 г. Задание Комиссии заключается в содействии согласованию
и унификации права международной торговли. Иной межправительственной организацией,
занимающейся унификацией правовых условий внешнеторговых операций, является Международный
институт по унификации частного права (ЮНИДРУА).

С 1 января
1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация (ВТО), основанная
на основании Марракешского соглашения о создании Всемирной торговли от 15 апреля
1994 Марракешского соглашения является закономерным результатом развития отношений
государств по реализации Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947
p.

Целью создания
COT является дальнейшее содействие либерализации внешней торговли.

Из числа неправительственных организаций, имеющих значение
для развития международного экономического права, выделяется Международная торговая
палата (МТП). Международная торговая палата была создана в 1919 г. в американском
городе Анлантик-Сити (штат Джорджия), куда по приглашению торговой палаты США съехались
представители промышленности и торговли Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.
Ее первый конгресс собрался в июне 1920 г. в Париже.

 

 

161. Понятие и источники международного
экологического права

Международное
экологическое право
— это самостоятельная отрасль современного международного права,
регулирующая отношения между государствами и другими субъектами права, по поводу
рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей природной среды.

На современном
этапе предметом правового регулирования международного экологического права являются
следующие блоки отношений:

1) ограничение
вредных воздействий на окружающую среду;

2) установление
экологически целесообразного режима использования природных ресурсов;

3) международно-правовая
охрана природных памятников и резерватов;

4) международное
научно-техническое сотрудничество в области охраны природы.

Принципами
международного экологического права являются:

  • принцип
    международного природоохранного сотрудничества;
  • принцип
    неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами;
  • принцип
    не причинения вреда окружающей среде;
  • принцип
    международной ответственности за экологический ущерб;
  • принцип
    предупреждения экологических последствий;
  • принцип
    экологической безопасности;
  • принцип
    оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности.

Основными
источниками международного экологического права являются:

  • Рамсарская
    конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом
    в качестве места обитания водоплавающих птиц (1971 г.);
  • Конвенция
    ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.);
  • Конвенция
    о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
    (1973 г.);
  • Конвенция
    о защите озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики
    (1980 г.) и др.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+
Следующий раздел