Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Мягкое право

18. Мягкое право

«Мягкое право» — это
совокупность юридических необязательных международных норм, создаваемых государствами,
международными межправительственными организациями и другими субъектами международного
права, не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права
и направлены на регулирование международных отношений.

Среди вопросов, связанных с
источниками международного права, существует проблема квалификации таких норм, как,
например, резолюции или декларации Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие стандарты
поведения для международного сообщества, но не является обязательственные. Такие
нормы принято относить к «мягкому права» («soft law»), нормы которого, в отличие
от так называемого «твердого права» («hard law»), не порождают четких прав и обязанностей,
а дают лишь общую установку, которой должны придерживаться субъекты международного
права. В них используются формулировки «пытаться достичь», «приложить усилия» и
т.п.

«Мягкое право» имеет целый ряд преимуществ. Оно
позволяет государствам принимать участие в создании новых правил поведения без необходимости
их имплементации в национальное право. Нормы «мягкого права» решают задачи, с которыми
не может справиться «твердое право» в таких сферах, как, например, охрана окружающей
среды, когда государства, с одной стороны, еще не готовы принимать на себя обязательства,
а, с другой, — согласны соблюдать определенные международными стандартами в этой
области.

«Мягкое право» играет роль
в определенных отраслях
к ним относятся: права человека, охрану окружающей среды,
обеспечение безопасности и мирного разрешения международных споров и конфликтов.

 

 

19. Кодификация международного права

Кодификация международного права — это систематизация действующих международно-правовых норм с целью уточнения
их содержания, а также исправления и устранения имеющихся противоречий. Важную роль
в кодификации международного права играет Комиссия международного права (КМП), которая
является вспомогательным органом ООН. Вопросами кодификации также занимаются международные
организации, а также международные конференции созываются специально для этой цели.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями
данного периода развития общественных отношений

б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрел;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельным нормами

г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный
комплекс.

Как правило, кодификация международного права сопровождается его прогрессивным
развитием, которое имеет целью уточнение действующих норм, а также разработку новых
норм и их закрепление в международных договорах.

Начиная с 1945 года под эгидой ООН проводятся многочисленные кодификационные
конференции, результатом которых, например, есть четыре конвенции по морскому праву
(Женева, 1958 г.), Конвенция о праве международных договоров (Вена, 1969 г.), Конвенция
по морскому праву (Монтего Бэй, 1982 г,).

 

 

20.Нормы международного
права

Норма международного права — это правило поведения, создается государствами
и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается
ими как юридически обязательное.

Государства и другие субъекты международного права,
как правило, сами выбирают средства принуждения, разрешенных международным правом.
Поэтому международно-правовые нормы состоят из двух элементов — гипотезы
и диспозиции.

Как правило, создание международно-правовых
норм проходит в два этапа
:

1) согласование воли субъектов
международного права относительно содержания правила поведения,

2) предоставление субъектами
международного права согласия на юридическую обязательность данного правила.

По юридической силе нормы
международного права делятся на императивные и диспозитивные.

От диспозитивных норм субъекты
могут отступать по взаимному согласию.

Императивность международно-правовой
нормы означает, что субъекты международного права не могут по собственному желанию изменять объем и содержание прав и обязанностей, которые предусмотрены.

В совокупности императивных
норм международного права выделяют нормы, имеющие характер jus cogens. Норма jus cogens «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма,
отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей
нормой общего международного права, что такой самый характер
». Нормы jus cogens
имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами юридическую
силу. Если, например, возникает новая императивная норма jus cogens, то любой существующей
договор, противоречащий этой норме, становится недействительным и прекращается.
Общепризнанно, что нормами jus cogens основные принципы международного права, некоторые
положения Устава ООН и других норм, отклонение от которых недопустимо.

 

 

21. Имплементация норм международного права

Имплементация (англ. implementation — осущ., выполнение) — фактическая
реализация межд. обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный
способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное
требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного
установления.

Способами имплементации являются:

  • инкорпорация;
  • трансформация;
  • общая,
    частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений
дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.

При трансформации происходит определенная
переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное
законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых
традиций и стандартов юридической техники).

В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем
содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки
применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного
обращения к первоисточнику — тексту соответствующего
международного
договора
.

Реализация норм международного права (имплементация) — процесс
внедрения международного права в поведение и деятельность государства и других субъектов
международного права. Можно выделить четыре формы имплементации норм международного
права:

  1. соблюдение норм.
  2. исполнение норм.
  3. использование норм.
  4. применение норм.

Соблюдение норм международного права состоит в воздержании
субъекта права от совершения запрещенных международным правом действий, то есть
в такой форме как правило излагаются нормы запрета. Примером таких норм могут служить
нормы договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 году, где в частности
говорится, что ядерные государства обязуются не передавать никому свое ядерное оружие
и не побуждать какое-либо государство к приобретению такого оружия.

Исполнение норм права — такая форма реализации норм, требует
активного участия государства в осуществлении возложенных на них обязанностей. Примером
этого может служить международный пакт о социальных, культурных и экономических
правах 1966 года, где в частности говорится, что каждое государство обязуется принять
соответствующие меры для обеспечения и реализации таких прав.

Использование норм права — представляет собой такую форму
их реализации когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие
им права. Примером может служить конвенция ООН по морскому праву 1982 года, где
указано что в судах прибрежных государств и тех у которых нет выхода к морю пользуются
права мирного прохода через территориальное море.

Применение норм права — форма их реализации, осуществляемая
государством в лице своих органов по конкретным случаям международных отношений.
Примером может служить Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года,
где сказано о том, что положения этой конвенции применяются только к тем договорам,
которые были заключены государствами после вступления силы.

 

 

22. Понятие и перечень основных принципов
международного права

Характерной
особенностью межд. права является наличие в нем комплекса основных принципов, под
которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие
характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие
высшей юридической силой
.

В дипломатической
практике их обычно именуют принципами межд. отношений. В рамках межд. права существуют
различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся
идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Для принципов
международного права характерно:

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • авангардность;
  • иерархичность.

Декларация
о принципах межд. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между
государствами называет следующие принципы:

  • неприменение
    силы или угрозы силой
    ;
  • мирное
    разрешение споров;
  • невмешательство;
  • сотрудничество;
  • равноправие
    и самоопределение народов;
  • суверенное
    равенство государств;
  • добросовестное
    выполнение обязательств по межд. праву.

Заключительный
акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами:

  • нерушимость границ,
  • территориальная целостность,
  • уважение прав человека.

Основные принципы
закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах межд.
права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соотв. с Уставом ООН,
принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г

Основные принципы межд. права — это императивные нормы (Jus cogens), т.е. отклонение
от них ни индивидуально, ни по соглашению субъектов межд. права недопустимо. Это
означает, что любое нарушение основных принципов межд. права любым субъектом межд.
права приводит к причинению серьезного ущерба законным интересам других субъектов.

Основные принципы международного права закреплены
в:

1. Уставе ООН
(преамбула, ст. 1 и 2). В ст. 2 зафиксировано семь основных принципов.

2. Толкование
основных принципов дается в Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом
ООН, принятой на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1970

3. В Хельсинкском
Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном
руководителями 33 европейских и двух североамериканских государств 1 августа 1975,
является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться
во взаимных отношениях.

Эта Декларация содержит уже десять принципов международного
права, а не семь, как в ст. 2 Устава ООН. Однако и этот перечень основных принципов
международного права не является исчерпывающим. Сегодня межд. сообщество крайне
нуждается в принятии принципа экологической безопасности, но из-за различных, в
основном субъективные причины этот принцип, к сожалению, пока не получил юридического
закрепления.

Следует отметить, что в Декларации 1970 г. подчеркивается
необходимость при толковании и применении основных принципов международного права
учитывать их взаимосвязанный характер, а также необходимость рассматривать их в
контексте всех других принципов.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+