Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Виды средств информационного обеспечения расследования


Виды средств информационного обеспечения расследования

Расследование,
как специфический вид познавательной деятельности осуществляется с помощью соответствующих
средств.

К средствам, которые предоставляются в распоряжение
следователя уголовно-процессуальным законом можно отнести средства обнаружения,
фиксации и исследования доказательств; процессуальные меры принуждения и средства организации
следственной работы.

Анализ средств информационного обеспечения целесообразно
осуществлять по их содержанию и форме. Их классификация, играет важную роль и имеет не
только теоретическое, но и большое практическое значение. Она способствует раскрытию связей между группами
объектов (классами, родами), классифицируемых и проникновению в суть явлений, которые
узнают, с целью правильной оценки полученной информации.Классификации позволяют
сгруппировать все средства информационного обеспечения в определенную систему, исследовать
связи между ними, осознать их групповые особенности и уточнить место каждого из
них в общей системе, а также их роль в процессе уголовно-процессуального познания.

Следует отметить, что все действия по информационному
обеспечению, по средствами правового регулирования, можно разделить на две большие группы: процессуально
определенные и факультативные.

Процессуальными следует считать все действия, проводимые в рамках
уголовного процесса и регламентированы УПК.

В группу процессуальных средств информационного
обеспечения относятся процессуальные действия:

— Определяющие движение материалов уголовного производства
и процессуальный состояние ее участников (объявление о подозрении, вынесения постановления
о признании участником процесса, разъяснение прав и т.п.);

— Обеспечивающие возможность получения доказательной
информации и явку участников процесса (применение мер, отстранение подозреваемого
от должности, временное изъятие имущества, временный доступ к вещам и документов
и др.);

— Реализующих процессуальные права участников процесса
(фиксация и решения ходатайств, открытие материалов производства и др.);

— Направленных на сбор и проверку доказательств;

— Состоящие в использовании доказательств для формулирования
и обоснования выводов о результатах производства (составление обвинительного акта)

Вторая группа — факультативные (непроцессуальные ) средства
информационного обеспечения. Это ни в коей мере не должно создавать впечатление о полном отсутствии
их законодательного урегулирования.

По познавательной направленности средства
информационного обеспечения возможно разделить на две группы. К первой
относятся те, с помощью которых выявляют источники информации, исследуют ее и получают
определенные знания. Это могут быть любые процессуальные действия, в том числе следователи
гласные и негласные следственные (розыскные) действия.

Вторая группа средств создает условия и обеспечивает успешную реализацию
средств первой группы. Их можно назвать организационными. Часть
из них предусмотрена УПК, то есть имеет процессуальный характер и осуществляются
в соответствии с нормами УПК (например, вызов свидетеля или потерпевшего). Применение
других осуществляется в соответствии подзаконных нормативных актов и научных рекомендаций,
разработанных в области криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Они
относятся к вопросам организации взаимодействия, планирования, проведения отдельных
следственных действий или тактических операций и тому подобное.

К таким средствам следует отнести организационно-технические действия
— получение информации из непроцессуальных источников, — планирование и подготовку
процессуальных действий, выступления перед общественностью и т.п., организационные
меры процессуального характера (направление запросов, истребование документов, предметов
и т.д.), которые следователь применяет для установления места укрытия преступника,
похищенного имущества и т.п., можно рассматривать как розыскные действия следователя,
предусмотренные УПК. То есть это действия по правовой природе процессуальные, а по характеру
розыску.

Во многих случаях организационно-технические мероприятия выступают
структурным элементом следственной тактики. Указанные
действия многогранные и обусловливаются характером следственной ситуации на конкретный
момент расследование. Действующий УПК называет два вида непроцессуальных действий: розыскные
и оперативно-розыскные.Порядок осуществления этих действий урегулированы Законом
Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», другими законами и подзаконными
нормативными актами, которыми регламентирована деятельность правоохранительных органов
и их подразделений по вопросам охраны правопорядка, обеспечения прав и свобод граждан,
противодействия преступности.

Проверка типовых версий может осуществляться, как правило, процессуальными
действиями и оперативно-розыскными мероприятиями. В отыскании
источников информации о преступлении важная роль принадлежит оперативно-розыскным
мероприятиям. Именно их осуществления, как показывает следственная практика, позволяет
в кратчайшие сроки установить лиц, владеющих информацией о преступлении.Видимо,
не случайно на начальном этапе раскрытия сложных преступлений на место происшествия
выезжает следственно-оперативная группа. В то
время, когда следователь производит осмотр места происшествия, сотрудники оперативных
аппаратов проводят определенные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе направленные
на проверку типовых версий, и выявление источников информации.

В систему средств информационного обеспечения расследования
относятся:

Процессуальные средства, которые могут быть разделены на две большие
группы:

а) следователи (розыскные) действия — они всегда связаны
с получением необходимых фактических данных, является достаточно эффективным средством
для сбора доказательств, гарантией установления истины;

б) процессуальные действия, имеющие другую процессуальную
форму: требования (передать, представить определенные документы, предметы и т.п.);
поручения (провести инвентаризацию, ревизию и т.п.) запросы (сведений о деятельности
предприятий, учреждений, организаций за определенный период и т.п.).

Административно-правовые действия: проверка у граждан и должностных лиц документов,
удостоверяющих личность, когда имеются достаточные основания подозревать их в совершении
уголовного преступления; осмотр лиц (в порядке, предусмотренном законом,
при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы,
взрывчатые вещества или устройства, наркотические средства или психотропные вещества)
их вещей, ручной клади и багажа, изъятия указанных предметов при отсутствии данных
о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверка разрешения (лицензии) на осуществление
определенных действий или занятие определенной деятельностью; получения (от граждан и должностных лиц) необходимых
объяснений, сведений, справок, документов и копий с них; посещения (вхождение) жилых и других помещений граждан,
принадлежащих им земельных участков, территории и помещений, занимаемых организации,
и обзор их во время преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления,
либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается
преступление; освидетельствование (в установленном законом порядке) лиц, подозреваемых
в совершении уголовного преступления, для определения наличия в организме алкоголя
или наркотических веществ, направление или доставки таких лиц в медицинское учреждение,
если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения
факта правонарушения; личный досмотр (в соответствии с законодательством)
пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте; проверка документов на право пользования транспортными
средствами и пользования грузом перевозят их осмотр; осмотр транспортных средств по подозрению, что они
используются в противоправных целях; посещение помещений, занимаемых организации независимо
от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств
и помещений консульских учреждений иностранных государств, используемые исключительно
для работы консульских учреждений); осмотр производственных, складских, торговых и иных
служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования
имущества; изъятие необходимых документов на материальные ценности, денежные
средства, кредитные и финансовые операции, а также образцов сырья и продукции; проведение контрольных закупок;проведения проверок,
инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности
организаций; получения от должностных и материально-ответственных лиц сведений
и объяснений по факту нарушения законодательства и др.(Ст.11 Закона «О милиции»). Все указанные действия имеют правовой характер. Их ход и результаты находят отражение в соответствующих
документах, содержащих информацию, которая в дальнейшем может составлять сущность
судебных доказательств и способствовать доведению в уголовном производстве.

Оперативно-розыскные мероприятия подразделений МВД Украины имеют важную роль в системе
информационного обеспечения. Определение оперативно-розыскного мероприятия и
его однозначное понимание имеет важное значение для теоретиков и практиков. Четкое понятие оперативно-розыскных мероприятий
позволит теоретикам определить их сущность, правовую природу, классифицировать по
определенным признакам, развивать и совершенствовать каждый из этих мероприятий. Данная неопределенность для практиков приводит к
нарушению законности, прав и свобод человека, превышение или полномочий, снижает
эффективность деятельности оперативных подразделений в противодействии преступности.

Под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать предусмотренную законом систему
взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, направленных на сбор и получение
информации (и ее источников) значимой для выявления, предупреждения и раскрытия
преступлений, розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения
других оперативно-тактических задач в противодействии преступности.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной
деятельности является составной частью информатизации правоохранительных органов,
является неотъемлемой частью информационной системы Украины.

Для эффективной борьбы с организованной преступностью
оперативным подразделениям необходимо иметь соответствующую оперативную информацию
о деятельности криминальных структур, процессов, происходящих в преступной среде,
лидеров и авторитетов организованных преступных группировок. Министерство внутренних дел Украины, в частности,
в своих нормативно-правовых актах, сосредоточивает внимание на качественно новом
уровне деятельности по совершенствованию тактики и методики раскрытия и расследования
преступлений, внедрении в практику деятельности передовых отечественных и зарубежных
форм и методов работы.

Научно обосновано и практически доказано, что важным
средством повышения эффективности правоохранительной деятельности является информатизация
всех направлений работы по борьбе с преступностью и охраны общественного порядка.

Одной из основных задач функционирования системы
информационного обеспечения оперативных подразделений в современное время становится
задача информатизации оперативно-розыскной деятельности ОВД Украины. Согласно ведомственной информационной политикой
эта задача неразрывно связано с формированием информационной среды органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, состоящая из ведомственных информационных ресурсов
и информационной инфраструктуры правоохранительных органов.

Известно, что оперативно-розыскная деятельность
является одной из самостоятельных отраслей государственно-правовой деятельности. Согласно ст. 1 Закона Украины от «Об оперативно-розыскной деятельности»
«Задачей оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических
данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые
предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности
специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений
и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах
безопасности граждан, общества и государства.».

Однако важность задач оперативно-розыскной деятельности
становится наглядной, если еще раз обратиться к анализу и осознанию задач ОРД:

  • предупреждение, пресечение, расследование преступлений,
    розыск преступников, лиц, пропавших без вести, возмещение причиненных материальных
    убытков;
  • сбор фактических данных, которые могут быть доказательствами
    в уголовном производстве или послужить поводом к началу производства и проведения
    гласных и негласных следственных (розыскных) действий;
  • обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном
    производстве;
  • информирование государственных органов о фактических
    обстоятельствах событий, прогнозы и анализ развития событий, опасные для общественного
    порядка, жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей;
  • взаимное информирование подразделений, уполномоченных
    осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;
  • информирование международных правоохранительных
    организаций и правоохранительных систем отдельных государств согласно договорам
    и соглашениям;
  • разработка организационных и тактических мер по
    борьбе с преступностью, проведения научных исследований, обучения оперативных сотрудников
    формам и методам ОРД.

Во многих случаях наряду с гласными, предусматриваемые
КПК, мерами по установке и обнаружения нарушителей, следует использовать и негласные
оперативно-розыскные методы поиска, порядок проведения которых регулируется не Уголовным
процессуальным кодексом, а другими законами и нормативными актами. Если сравнивать обычные уголовно-процессуальные
действия с теми, что осуществляются при оперативно-розыскной деятельности, то их
отличает в основном лишь степень секретности проведения.

Для обеспечения оперативного обмена сообщениями
и информацией оперативно-розыскного характера между подразделениями, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, создаются отраслевые информационные сети, которые
являются составной частью информационной сети правоохранительных органов. В правоохранительных ведомствах организуются специальные
отраслевые службы, занимающиеся информационным обеспечением, в МВД Украины это,
в частности, Департамент оперативной информации (ДОИ). Следует отметить, что информационные отраслевые
сети всех уровней (центральный, региональный, территориальный) — это ведомственные
сети закрытого типа и не допустим подключения их к информационным сетям общего пользования.

При построении компьютерных сетей используются новейшие
информационные технологии с применением оптово-волоконных, ведущих и радиоканалов
передачи данных, сертифицированных программно-аппаратных средств, обеспечивающих
надежность, достоверность и конфиденциальность обмена. При создании информационных сетей для взаимодействия
оперативных подразделений, в интересах информационного обеспечения оперативно-розыскной
деятельности, обязательно учитывается необходимость оперативности и безопасности
информационного обмена.

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития
системы информационного обеспечения органов внутренних дел Украины в Департаменте
оперативной информации МВД Украины разработаны и совершенствуются автоматизированные
информационные системы, осуществляющие информационную поддержку оперативно-розыскной
деятельности. Известно, что в структуру ГОИ МВД Украины входят, в частности,
центр криминальной информации и центр оперативно-справочной информации.

Центр криминальной информации проводит комплекс
мероприятий по сбору, обработке, анализу и выдачи информации оперативного и оперативно-розыскного
назначения, которая используется, в частности, оперативными подразделениями при
раскрытии и расследовании преступлений. Центр состоит из отдела оперативно-розыскных операционных
подсистем, отдела оперативного информирования органов внутренних дел, отдела обработки
оперативной информации, отдела эксплуатации банка данных «Наркобизнес» и межведомственной
информации.

Центр оперативно-справочной информации осуществляет
ведение персонального оперативно-справочного и дактилоскопического учета, обеспечивает
органы внутренних дел, СБУ, прокуратуру, суды и другие правоохранительные органы
и учреждения оперативно-справочной информацией о лицах, совершивших преступления
на территории Украины, были арестованы, задержаны за бродяжничество, скрывающихся
от следствия и суда, а также о жертвах политических репрессий. Этот Центр состоит из отдела оперативно-справочного
учета (оперативно-справочная картотека), отдела компьютеризации оперативно-справочных
учетов, отделение дактилоскопического учета.

Вполне понятно, что для функционирования автоматизированных
информационных систем необходимая информация, которая, в частности, получаемой от
работников оперативных подразделений. Под информацией следует понимать любые сведения
о событиях, лицо, предмет и их качества, документы и их содержание, которые могут
быть сформулированы в доступной для человека форме и могут быть переданы от одного
человека к другому.

Методы, приемы и средства обработки больших массивов
информации с целью получения из общего массива, необходимых в данном случае сведений
соответствии с установленными критериями составляют информационные технологии. Информационные технологии используются для обработки
базы данных, которая представляет собой определенный массив информации представленной
в электронном виде и доступны для обработки и хранения при помощи электронно-вычислительных
машин.Информационные технологии применяются при машинной (компьютерной) обработки
данных, которые содержатся в различных базах данных.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+