Подготовка и проведение контролируемой закупки, как формы контроля за совершением преступления
Подготовка и проведение контролируемой закупки, как формы контроля за
совершением преступления
К формам контроля за совершением преступления законодатель относит
контролируемую и оперативную закупку.
Контролируемая закупка состоит в заключении притворной сделки по приобретению
за плату товара или предоставления услуги лицу, обоснованно подозревается в совершении
преступления. Контролируемая закупка является гласным приобретением товаров, предметов
и веществ с целью проверки соблюдения продавцами законодательства, устанавливающего
правила торговли в последние и их обращения, а также разоблачения и документирования
связанных с этим преступлений. Сначала эта негласная следственная (розыскная) действие проводится
как обычная закупка. После завершения этой негласной следственной (розыскной) действия уполномоченное
лицо, проводимой, объявляет о действительном характере последней и составляет соответствующий
протокол, к которому прилагаются предметы, приобретенные в ходе проведения контролируемой
закупки, документы, относящиеся к ним, а также подтверждают саму закупку. Проведение контролируемой
закупки может фиксироваться аудио-, видеозаписи, фотографирования, что также указывается
в протоколе с добавлением в него соответствующих технических носителей информации. Протоколы, составленные
по результатам проведения контролируемой закупки, и приложения к ним, имеющие доказательственное
значение в уголовном производстве, могут непосредственно использоваться на досудебном
следствии и в суде.
Контролируемая закупка как форма контроля за
совершением преступления заключается в совершении сделки купли-продажи следователем
или работником оперативного подразделения, с лицом, подозреваемым в нарушении законодательства
регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность,
с целью выявления противозаконной деятельности.
Контролируемая закупка может быть гласной или негласной, но обязательно
осуществляется с участием понятых. Как правило, контролируемую
закупку проводят с целью дальнейшего лабораторного исследования продукции на качество,
соответствие стандартам и тому подобное.
Тактика гласной контролируемой закупки (сделки купли-продажи) предполагает
объяснение продавцу фактической цели осуществления этой формы контроля за совершением
преступления, контрольное взвешивание, осмотр товара.
Негласная контролируемая закупка означает сокрытие от продавца настоящей
цели приобретения товара или свою принадлежность к правоохранительным органам.
Для сотрудников правоохранительных органов важно в таких случаях установить
факты завышения себестоимости продукции за счет затрат на производство, что позволяет
занизить доходы, с целью ухода от налогообложения. Возможна установка фальсификации
горюче-смазочных материалов путем разведения высокооктанового бензина бензина дешевых
марок и получения дополнительных скрытых доходов.
Количество или размер закупленных товаров, их образцов в каждом случае
определяются необходимостью для лабораторных исследований. Поэтому желательно перед
контролируемой закупкой определиться с лабораторией, где будет проводиться исследование,
получить консультацию от экспертов по закупке. При возможности привлечь
соответствующего специалиста для проведения закупки и получения консультации на
месте.
Оперативная закупка — негласная следственная (розыскная) действие,
связанное с негласным приобретением у физических и юридических лиц независимо от
форм собственности товаров, предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для
обращения, а также вещей, которые являются средством, орудием или предметом совершения
преступления с целью выявления и документирования фактов преступных деяний.
Постановлением ВР Украины от 17 июня 1992 № 2741-ХII установлен перечень
видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных
объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории
Украины. Этот перечень включает: оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического
оружия и боеприпасов к нему), боевую и специальную военную технику, ракетно-космические
комплексы; взрывчатые вещества и средства взрыва, боевые отравляющие вещества; наркотические, психотропные,
сильнодействующие ядовитые лекарственные средства (за исключением получаемых гражданами
по назначению врача); противотуманные установки; государственные эталоны
единиц физических величин; специальные технические средства негласного получения информации. Указанные предметы и
объекты не могут находиться в собственности юридических лиц негосударственных форм
собственности (перечень дополнен п. 7 и примечанием к нему согласно постановлению
ВР от 15.07.1994 г.. № 121/94-ВР).
К видам имущества, изъято из свободного обращения, относятся электрошоковые
устройства и специальные средства, применяемые правоохранительными органами, кроме
газовых пистолетов и револьверов и патронов к ним, заряженных веществами слезоточивого
и раздражающего действия (п. 8 в соответствии с постановлением ВР от 24.01.1995
г.. № 19/95-ВР).
Проведение контролируемой и оперативной закупок осуществляется в соответствии
с положениями статьи 271 УПК в порядке, определенном нормативными правовыми актами
Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции Государственной налоговой
службы Украины, Службы безопасности Украины, Государственной таможенной службы Украины,
согласованным с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве
юстиции Украины.
В пункте 2 части первой статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной
деятельности», отмечается, что оперативные подразделения имеют право проводить …
контролируемую и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных
к обороту, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью
выявления и документирования фактов противоправных деяний.
Статья 5 Закона Украины «О мерах противодействия
незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и
злоупотреблению ими» определяет, что «для получения доказательств преступной деятельности,
связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
может быть проведена оперативная закупка — операция по приобретению наркотических
средств, психотропных веществ или прекурсоров».
Согласно части 4 ст. 246 УПК Украины «Основания
проведения негласных следственных (розыскных) действий», исключительно прокурор
вправе принять решение о проведении контролируемой и оперативной закупки.
Согласно части 5 ст. 246 УПК в решении о проведении
контролируемой и оперативной закупки указывается срок ее проведения. Срок их проведения может
быть продлен:
— Прокурором, если данные негласные следственные (розыскные) действия
проводились по его решению — до восемнадцати месяцев.
Сущность оперативной закупки заключается в осуществлении якобы сделки
купли-продажи с лицом, которое подозревается в торговле запрещенными для легального
оборота предметами, продуктами и веществами (например, наркотическими средствами,
радиоактивными веществами, оружием и т.д.).
После вынесения решения прокурора составляется план проведения оперативной
закупки. В плане указываются замысел операции, задачи, которые необходимо решить,
исполнители и меры, обеспечивающие ее осуществления.
Применение специальных технических средств при проведении оперативной
закупки осуществляется с разрешения следственного судьи в соответствии с действующим
законодательством Украины.
Согласно части 7 ст.271 УПК Украины прокурор в своем решении о проведении
контролируемой и оперативной закупки, кроме сведений, предусмотренных статьей 251
Кодекса, обязан:
изложить обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии во время данных
негласных следственных (розыскных) действий провоцирование лица на совершение преступления.
Согласно части 8 ст. 271 УПК Украины, если
при проведении контролируемой и оперативной закупки возникает необходимость временного
ограничения конституционных прав личности, оно должно осуществляться в пределах,
допускаемых Конституцией Украины, на основании решения следственного судьи в соответствии
с требованиями УПК.