Общая теория статистики и её отрасли
Содержание страницы:
1. Понятие
и виды учета
Учет и контроль — необходимые составляющие любого производственного, управленческого
процесса. Хозяйственный контроль подразделяется на экономический анализ, фактический
и документальный контроль.
Основное содержание
хозяйственного учета составляет количественное и качественное состояние хозяйственных
и общественных явлений. Учет возник одновременно с появлением человеческой цивилизации
тысячи лет тому назад. Примерно к концу XV в. сложилась теория бухучета, основанного
на двойной записи. Одна из первых печатных книг по бухучету «Трактат о счетах
и записях» была написана выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли в
1494 г., где был изложен способ двойной записи.
Учет — это наблюдение,
измерение (подсчет), регистрация и систематизация явлений социально-экономической
жизни. Он представляет собой разновидность хозяйственного контроля. Основной целью
хозяйственного учета является формирование качественной и своевременной информации
о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления
и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия правомерных
управленческих решений на различных уровнях.
В практической деятельности
экономических субъектов применяют три вида учета: статистический, оперативный
и бухгалтерский.
Статистический учет (статистика) — наблюдение, подсчет и регистрация количества тех
или иных общественных явлений для раскрытия их качественного состояния. Статистика
применяется как в экономике, в праве, так и в других областях общественной жизни,
в частности в сфере борьбы с преступностью (судебная статистика), в демографии (перепись
населения), в социологии и т.д.
Оперативный (оперативно-технический) учет — наблюдение, подсчет, регистрация и контроль
за отдельными хозяйственными операциями для текущего руководства ими. Например,
наблюдение и подсчет начальником смены механического цеха количества изготовляемых
изделий (втулок, болтов и др.) в единицу времени (за смену, сутки, неделю), учет
расхода горючего на автотранспорте, сырья на предприятиях и т.д. Этот вид учета
ведется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении, в произвольной форме.
Никаких нормативно определенных, специальных документов при этом не составляется.
Бухгалтерский учет отличается от других видов учета своими обязательными, нормативно
определенными признаками и характеристиками: это непрерывное, сплошное, документальное
отражение хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном
выражении. Бухгалтерский учет представляет собой способ наблюдения и контроля за
хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций путем регистрации
всех хозяйственных процессов посредством составляемых документов, отражающих каждую
экономическую операцию. Он имеет ряд характерных черт, которые отличают его от других
видов учета (в частности, статистического): в системе бухгалтерского учета отражаются
все без исключения хозяйственные операции, которые производятся на предприятии;
в бухгалтерском учете отражаются только те хозяйственные операции, которые имеют
денежное измерение; рассматриваемый учет использует свои специфические методы (приемы),
которые не применяются в других видах учета или применяются редко (счета, двойная
запись, баланс).
Все три вида учета связаны
между собой и образуют единую систему хозяйственного учета, который характеризуется
объективностью и точностью. Без учета невозможно хозяйственное планирование; учет
служит фундаментом при составлении плана развития экономики и деятельности конкретных
экономических субъектов и основой контроля за его выполнением. Он используется в
управлении хозяйством, обеспечивает принцип социальной справедливости, служит делу
сохранности и правильному использованию национального богатства страны, защиты интересов
добросовестных экономических субъектов.
К основным задачам бухгалтерского учета относятся:
— формирование полной
и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,
необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам,
кредиторам и другим пользователям;
— обеспечение этой информацией
пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их
целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных
резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
На основе данных бухгалтерского
учета строится бухгалтерская отчетность, представляющая собой единую систему данных
об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной
деятельности, составляемая по установленным формам.
Законодательством установлены четкие требования (принципы, правила)
по ведению бухгалтерского учета:
1) бухгалтерский учет
имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте Российской
Федерации — в рублях;
2) имущество, являющееся
собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических
лиц, находящегося в данной организации;
3) бухгалтерский учет
ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического
лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
4) организация ведет
бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной
записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в план счетов
бухгалтерского учета;
5) данные аналитического
учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
6) все хозяйственные
операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной, сплошной регистрации
на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
7) в бухгалтерском учете
организации текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются
раздельно; в системном бухгалтерском учете и в балансе отражается лишь имущество,
являющееся собственностью организации, а имущество других организаций учитывается
на специально предназначенных для этих целей забалансовых счетах;
8) основанием для записей
в учетных регистрах являются первичные документы, которые должны составляться в
момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания
и содержать обязательные реквизиты;
9) формирование учетной
политики организации осуществляется в соответствии с нормативно установленными допущениями,
требованиями и условными фактами хозяйственной деятельности. Понятие «допущения»
примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы»
в зарубежном учете;
10) для решения своих
задач бухгалтерский учет должен удовлетворять требованиям сопоставимости показателей
учета, своевременности, точности и достоверности, полноте, ясности и доступности,
экономичности (рациональности, осмотрительности);
11) содержание регистров
бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой
тайной, которую обязаны хранить лица получившие доступ к такой информации. Порядок
истребования указанных данных правоохранительными органами регламентируется федеральным
законодательством.
2. Общая
теория статистики и её отрасли
Общество в процессе своего развития ставит перед статистикой
все новые и новые задачи, что способствует выделениюотдельных отраслей единой статистической науки. Каждая из этих отраслей имеет свой объект исследования, выясняет сущность определенной системы показателей, разрабатывает правила и методы их получения и использования в научной и практической деятельности. Однако во всех отраслевых статистиках применяются принципы и методы общей теории статистики.
Первый уровень — общая теория статистики. Общая теория статистики является наукой о наиболее
общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических
явлений. Она разрабатывает наиболее общие понятия, категории статистической
науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель»,
«средняя величина», «признак» и т. д.), и методы изучения социально-экономических
явлений.
Важнейшими
ее разделами являются учения: о статистическом наблюдении, статистических группировках
и обобщающих показателях в форме абсолютных, относительных и средних величин. Общая
теория статистики выясняет сущность этих показателей и разрабатывает научную методологию
их построения (вычисления), а также общие принципы и методы статистического исследования.
Ее категориями, показателями и методами пользуются все отраслевые статистики, т.
е. общая теория статистики является методологической
основой, ядром всей
системы отраслевых статистик.
Например,
теория статистических группировок, средних, индексов разрабатывается общей теорией
статистики, а отраслевые статистики применяют эти методы для исследования системы
показателей своей отрасли и конкретного их исчисления.
Общая теория
статистики изучает также исторический аспект изменения воззрений на статистическую
науку, разрабатывает организацию их статистических служб, изучает опыт организации
статистики в других странах.
Таким образом,
роль и место общей теории статистики особые. Она формирует общестатистическое мировоззрение
экономики независимо от места его работы. Вот почему изучение статистики начинают
с общих принципов и методов статистического исследования, т. е. с общей теории статистики.
На втором
уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социально-демографическая
статистики.
Экономическая
статистика изучает
явления и процессы в области экономики: структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей
и элементов общественного воспроизводства.
Социально-демографическая
статистика изучает
население, а также социальные (неэкономические) явления и процессы, которые характеризуют
условия жизнедеятельности людей, их взаимоотношения в процессе труда и внепроизводственной
деятельности. Ее основной целью является комплексное изучение различных сторон социальных
условий и образа жизни людей.
На третьем
уровне выделены отрасли экономической
и социально-демографической статистики.В структуре экономической статистики
выделяется макроэкономическая статистика, разрабатывающая методы комплексного изучения
экономики страны, межотраслевые связи и др. Помимо этого в совокупность отраслей
экономической статистики входят статистики промышленности, сельского хозяйства,
торговли и других отраслей производственной сферы. В состав социально-демографической
статистики входят статистики населения, уровня жизни, культуры, общественного мнения,
политическая и другие отрасли. Каждая отраслевая статистика представляет собой науку
о количественных изменениях, происходящих в соответствующих отраслях народного хозяйства.
Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей
соответствующих отраслей.
Статистика развивается как
единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.
Исходя из вышеизложенного,
отметим следующее: с точки зрения преподавания статистики в высшей школе она включает
в себя целый ряд дисциплин:
·теория статистики,
·экономическая статистика,
·социальная статистика
·серия отраслевых статистик: фирмы, ценообразования, рынка товаров и
услуг, населения, демографическая, труда, здравоохранения, культуры и т. д.
3. Законодательство Украины о
статистике и ответственность за его нарушение
Охрана труда
является одним из общеобязательных условий осуществления хозяйственной деятельности
в Украине. Охране труда покорны как работодатели, так и работники.
Работодателям,
в соответствии со статьей 13 Закона об охране труда, необходимо создавать условия
труда, соответствующие нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение
требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда. А
работники должны строго придерживаться законодательства об охране труда. Это уже
требование статьи 159 КЗоТа.
Статья 260
КЗоТа устанавливает, что затем, как исполняют законы и другие нормативно-правовые
акты об охране труда, наблюдают:
— Государственный комитет Украины по надзору за
охраной труда (далее — Госкомнадзорохрантруда)
— Государственный комитет Украины по ядерной и
радиационной безопасности;
— органы государственного пожарного надзора управления
пожарной охраны Министерства чрезвычайных ситуаций Украины;
— органы и заведения санитарно-эпидемиологической
службы Министерства здравоохранения Украины.
Аналогичная норма закреплена и в ст. 38 Закона
об охране труда. Однако это не означает, чтоштрафовать за несоблюдение законодательства
об охране труда могут все четыре
инстанции. Такие полномочия имеет только Госкомнадзорохрантруда (ст. 231 КоАПа)
и санэпидемслужба (ст. 236 КоАПа).
Статья 231 КоАПа говорит, что органы Госкомнадзорохрантруда
рассматривают делаю нарушении законодательных и других нормативных актов об охране
труда, а также о невыполнении законных требований Госкомнадзорохрантруда.
Ответственность за нарушение требований законодательства
об охране труда установлена статьей 41 КоАПа: работникам, не выполняющим требования
по охране труда, грозит админштраф в размере от 34 до 85 грн., а должностным лицам
предприятий и частным предпринимателям, использующим наемный труд, за те же деяния
— от 85 до 170 грн.
За невыполнение предписаний (законных требований)
Гocкoмнaдзopoхрантруда штрафуют по статье 1884 КоАПа: работников от 51 до 85 гривен,
должностных лиц — от 170 до 238 гривен
Органы санитарно-эпидемиологической службы, согласно
статье 236 КоАПа, могут рассматривать дела и накладывать штрафы за правонарушения,
предусмотренные статьей 41 КоАПа, только при условии, что несоблюдение законодательства
об охране труда является нарушением санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических
норм и правил.
Что касается остальных органов, перечисленных в
ст. 260 КЗоТа, то они могут применить административную ответственность за правонарушения,
предусмотренные иными нормами, нежели ст. 41 КоАПа (например, ст. 95,120,175 КоАПа),
но никак не за нарушение законодательства об охране труда.
Все вышесказанное касается исключительно административной
ответственности. Аза нарушение требований законодательства об охране труда предусмотрена
еще и уголовная. Ее применяют к должностным лицам предприятия согласно ст. 271 УКУ.
Она устанавливает что нарушение требовании законодательства об охране труда в случае,
если оно повлекло за собой нанесение ущерба здоровью пострадавшего, карается штрафом
до 850 грн. или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы
на такой же срок. Если же невыполнение требований об охране труда повлекло за собой
гибель людей или другие тяжелые последствия, то виновным грозят исправительные работы
сроком до двух лет или ограничение свободы до пяти лет, или лишение свободы до семи
лет. Кроме того, такие санкции могут отягощаться запретом занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Уголовная
ответственность для работников, которые нарушают правила безопасности, соблюдать
которые они обязаны, предусмотрена ст. 272 УКУ. Следует отметить, что ее наступление
также обусловлено наличием тяжелых последствий в виде ущерба здоровью или жизни
пострадавших. С нарушением законодательства об охране труда также связаны преступления,
предусмотренные ст. ст. 273 — 275 УКУ.
Надеемся, что данная публикация поможет вам понять,
как следует поступать, чтобы никто и никогда не смог применить к вам санкции, о
которых шла речь.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
УК установлена уголовная ответственность за следующие виды
преступлений в отношении трудовых прав граждан:
— грубое нарушение законодательства о труде (ст. 172 УК);
— грубое нарушение соглашения о труде (ст. 173 УК);
— невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных
законом выплат (ст. 175 УК).
Грубое нарушение законодательства о труде
Согласно ст. 172 УК под грубым нарушением законодательства о труде понимается:
— незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам;
— либо иное грубое нарушение законодательства о труде, к которому
могут быть отнесены: невыдача приказа об увольнении и/или невыдача трудовой книжки
работнику, который хочет уволиться в установленном порядке; незаконный перевод на
другую работу или увольнение в связи с изменением существенных условий труда; непредоставление
ежегодного или дополнительного отпуска или систематическое непредоставление выходных
дней либо перерыва для отдыха и питания (обеденного перерыва); незаконное привлечение
работника к материальной ответственности; нарушение порядка рассмотрения трудовых
споров и т. п. Аналогичный перечень иных грубых нарушений трудового законодательства,
являющихся основанием для применения ответственности, указан и в письме Минтруда от 12.01.2005 г. № 06-4/3.
За вышеуказанные правонарушения служебное лицо предприятия, которому
предоставлено право найма работников (как правило, это руководитель предприятия:
директор, председатель правления и др.), или
физическое лицо-предприниматель, использующий труд наемных работников, карается:
— штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— или исправительными работами на срок до 2 лет.
За те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной
женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида,
вышеуказанные лица караются:
— штрафом от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— или исправительными работами на срок до 2 лет;
— или арестом на срок до 6 месяцев.
Грубое нарушение соглашения о труде
Согласно ст. 173 УК под грубым нарушением соглашения о труде понимается грубое нарушение
условий трудового договора (трудового контракта) путем обмана или злоупотребления
доверием, или принуждением к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором.
За вышеуказанные правонарушения служебное лицо предприятия, гражданин – предприниматель иной гражданин, использующий труд наемных
работников, караются:
— штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— или арестом на срок до 6 месяцев;
— или ограничением свободы на срок до 2 лет.
Те же действия, совершенные в отношении гражданина, с которым заключен
договор о его работе за пределами Украины, караются:
— штрафом от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан;
— или ограничением свободы на срок до 3 лет.