Классическое исламское право
Содержание страницы:
Классическое исламское право и право современных мусульманских
государств
Ни в одной национальной
правовой системе исламских государств нормы классического исламского права не функционируют
в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных
решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также
на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.
Для правовых систем
современных исламских государств характерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых
норм, различных по содержанию и специфике, – норм классического исламского права
и норм, заимствованных из других правовых систем, что позволяет приспособить правовые
системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической
и социально-политической среде.
Первая группаобъединяет
правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование
правовых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического исламского
права, оказывающего глубокое влияние не только на регулирование в сфере частного
права, но и на публичное право, например, на конституционное законодательство и
на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими
государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан.
Правовые системы современных исламских государств, входящие
во вторую группу, характеризуются
более умеренным подходом к применению норм классического исламского права в рамках
современной правовой системы исламского государства. Это правовые системы таких
государств, как Йеменская Арабская Республика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские
Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней.
Для третьей группы исламских государств характерно ограниченное
применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих
характер функционирования этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта,
Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганистана и др.
Четвертая группа правовых систем исламских государств
отражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского
права на их функционирование. Наиболее характерно это проявляется в таких государствах,
как Турция, Тунис и Марокко.
Исламская концепция прав человека
Исламская концепция прав человека представляет
собой совокупность допустимых исламом норм, регулирующих взаимоотношения исламских
государств с мусульманами и не мусульманами, проживающими на территории мусульманских
государств, направленных на защиту прав и свобод человека. Источниками исламской
концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебное решение и иные
исламские соглашения по правам человека. В исламе концепция прав человека строится
на убежденности в том, что Всевышний, и единственно он, является автором закона
и источником прав человека. Права человека, дарованные Всевышним, не могут в силу
своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни
было правящей группой. Очень важное место в Исламе занимают такие основные принципы
демократии как верховенство закона; принцип подотчетности народу.