Правовые системы на постсоветском пространстве
Правовые системы на постсоветском пространстве
В результате трансформации, представляется возможным проведение классификации правовых систем государств образовавшихся на постсоветском пространстве на группы и объединения на основе определенных критериев отражающих как логику их развития, так и реалии окружающие их в современных условиях.
На этой основе теоретически целесообразно отнесение национальных правовых систем постсоветских государств к нескольким обособленным группировкам.
– Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на романо-германское право – яркой исторической основой самостоятельного формирования которого является «Русская правда», судебник 1497 и 1550 г., Свод, «Права, за яким судиться малоросшський народ» и др., которые характеризуют тяготение права в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др.
Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников.
Несмотря на доминирующую роль Российского права данное объединение правовых систем предполагает с одной стороны признание, равного статуса его членов, с другой стороны отказ от исключительности национальных традиций и национальных особенностей правового развития. Географическое положение стран входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций – восточной и западной в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как результат диалога правовых культур.
Данное объединение правовых систем обладая общими и специфическими особенностями правового развития активно заимствуют достижения основных правовых семей, в частности рома-но-германского и общего права.
– Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у романо-германского права.
Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью.
«Светский исламизм», выбранный в качестве осповополлагаю-щего принципа формирования всей политической системы государствами, образовавшиеся на постсоветском пространстве с преобладающим мусульманским населением предполагает разделение религиозной идеологии, политики и экономики, а также означает приоритет национального государственного элемента в соотношении коренного и заимствованного.
Законодательство этих государств гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на беспрепятственное исповедование религии и выполнение религиозных обрядов. Приоритет ислама в религиозной жизни не является фактом государственного права. Это – культурологический факт, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения – узбеков, каракалпаков, казахов, таджиков, туркмен, татар.
Принципы и нормы мусульманского права скорее всего являются своеобразными критериями духовно-нравственного состояния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формирования структуры источников правовой системы.
К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербайджане, как и во всех мусульманских государствах, действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правители издавали свои законы – фирманы. Сохранялось и обычное право. Судебные функции, в основном, осуществляли духовные лица – кадии. В дореволюционный период изменениям подверглись, главным образом, отрасли публичного права; в сфере частного, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиционные мусульманские и обычно-правовые нормы.
– Объединение правовых систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая система Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направлении присоединения к скандинавской правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы старо-германского права, являющиеся исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского.
Проведенная классификация может быть использована для рассмотрения специфической характеристики правовых систем на постсоветском пространстве.