Становление и развитие исламской правовой семьи
Содержание страницы:
Становление и развитие исламской правовой семьи
Следующие этапы:
- первый этап – зарождение и начальный период развития исламского права (VII в.);
- второй этап – доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII–XII вв.)
- третий этап – развитие исламского права в эпоху Османского халифата (конец XIII – первая половина XX в.);
- четвертый этап – развитие исламского права в современный период (вторая половина XX в. – до наших дней).
Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада (570–632), личность которого занимает важнейшее место как в религиозной доктрине ислама Становление исламского права связано с появлением основополагающих источников исламской религии, которые одновременно являются и источниками исламского права. Божественные откровения, посланные людям через Пророка Мухаммада, позднее были собраны и составлены в Коран. Основные положения Корана доходили до мусульман в устной форме – заповедях, освещавших многие вопросы их жизни и веры, поэтому поступки, слова и даже умолчание Мухаммада и его сподвижников принимались в качестве комментариев к Корану. Эти комментарии сформировали второй по значимости источник исламского права – Сунну.
Важнейшим событием в правовом развитии Османского халифата стало вступление в силу Конституции 1876 г., провозгласившей принципы личной свободы и равенства всех подданных, независимо от вероисповедания.
Дальнейшее развитие исламского права характеризуется принятием первых кодифицированных актов не только в области публичного права, но и в сфере личного статута.
Особенности и источники исламского права
Прежде всего, это общинный характер исламского права, который заключается в том, что мусульманин, независимо от места жительства, должен соблюдать нормы исламского права из-за своей принадлежности к исламской общины, исламской религии. Исламское право, с точки зрения его происхождения, необходимо рассматривать не как результат деятельности человека, государственных органов, а как божественное откровение, дарованное Аллахом через Пророка Мухаммада. Согласно исламско-правовой доктриной, для исламской философии права основополагающим является понимание того, что единственным источником права является Аллах, который дарил свое право человеку. Особенностью исламского права является и то, что выполнение его норм следует из сознания мусульманина и осуществляется только в приказной форме, с соблюдением всех сторон ритуала.
Источники: — Коран и Сунна, имеющие в иерархии источников высшую силу и ценность.
Коран считается ни книгой права, ни кодексом, а является религиозным, философскими моральным основанием исламского права и государства, началом в процессе их формирования и развития. Сунна уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия Пророка Мухаммада.
Иджма — это согласованное мнение исламских правоведов и богословов из религиозных и правовых вопросах, требующих практического применение положений Корана и Сунны. Суть киясу заключается в применении тех или иных предписаний к новым, то есть при толковании закона мусульманские юристы прибегают к рассуждению, пытаются соединять божественное откровение с умом человека.